КАДРОВАЯ ШАРАДА НЕМУДРЕНЫХ ЧИНОВНИКОВ
Череда терактов на Кавказе потрясла страну. Убьют то министра, то судью. А покушение на президента Ингушетии вообще прозвучало как приговор установившейся национальной и региональной политике в стране. Выяснилось: как только доллар «перескочил» рубеж в 25 рублей, а цена на нефть «сползла» с отметки в 150 долларов за баррель, рычаги управления страной потеряли былые твердость и эффективность. Без денег нет у народа никакого послушания.
Обсуждая сложившуюся ситуацию на Кавказе, многие с виду «авторитетные» политологи при должностях и званиях ссылаются на особый менталитет кавказцев, их гордость и самолюбие, исконное стремление к свободе. Как будто остальным народам России все это чуждо. Думается, на самом деле все гораздо сложнее.
В результате изменений, произошедших с начала 21 века, в России помаленьку утрачивалась связь народа с властью. И этот процесс зашел достаточно глубоко. К примеру, более года назад в той же Ингушетии, недовольной коррупционным правлением генерала КГБ Зязикова, собрали почти сотню тысяч подписей за отставку президента и поддержали возвращение авторитетного в республике генерала Аушева. Под воззванием подписалось более половины избирателей республики. Казалось бы – вот оно, волеизъявление народа! Но Москва сначала долго тянула с устранением человека, не пользующегося авторитетом, а убрала его лишь тогда, когда в республике всколыхнулась волна террористических актов и появилась реальная вероятность скорого физического устранения Зязикова.
Но и тут Кремль решил настоять на своем: назначил президентом не авторитетного известного всей стране Аушева, а честного, но малоизвестного в республике Евкурова. И вот – плачевный результат: скромный, порядочный и совестливый человек, начавший настоящую, а не показную борьбу с коррупцией, взорван бандитами и находится в коме. При этом правоохранители полагают, что теракт организован чиновниками, оказавшимися не у дел.
Казалось бы, в такой ситуации власти нужно искать поддержки у населения, но тут же телевидение транслирует встречу Президентов России и Чечни, в которой заявляется о поддержке силового управление республикой. А следом начинают муссироваться слухи об объединении Чечни с Ингушетией, что тоже негативно воспринимается ингушами.
Возникает вопрос: неужели в федеральных органах власти всерьез считают методы правления в сегодняшней Чечне образцовыми для страны? И есть намерение сделать его эталонным для всей страны? Неужели Кремлю ближе союз с бывшими боевиками-кадыровцами, чем с настоящими общепризнанными цивилизованными представителями народа, ведь они еще совсем недавно воевали против федеральных сил, теперь надели форму милиции и ФСБ?
Вопросы не случайны. Отношение к Ингушетии – отблеск общей тенденции во взаимоотношениях сегодняшнего Центра с регионами. К примеру, судя по последним решениям Кремля, к Туве формируется такое же отношение, которое соответствует известной американской пословице: он, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын. Поэтому сегодня не в чести авторитетные лидеры регионов, способные самостоятельно принимать решения. Такие, как Шаймиев в Казани, Рахимов в Уфе, Россель в Екатеринбурге или Ишаев в Хабаровске. Но ставка на непопулярных, сереньких, часто крайне коррумпированных, а потому очень послушных карликов приводит к упадку в России. И экономическому, и финансовому, и политическому.
Постоянное и чрезмерное злоупотребление правом назначения руководителей регионов «сверху» без учета общественного мнения приводит не только к «вымыванию» настоящих харизматичных лидеров, но и падению авторитета власти как таковой. К примеру, недавно трагически погиб на браконьерской охоте губернатор Иркутской области. Назначен новый. Третий подряд назначенец на эту должность, фактически не имеющий отношения к региону. Неужели выборность Глав регионов отменяли только для того, чтобы назначать на высокие должности людей, не пользующихся уважением в этих регионах или попросту им незнакомых? И какое это имеет отношение к федеративному устройству страны, заложенному в Конституцию России?
В Туве правительство Кара-оола под дирижирование федерального инспектора Попова пытается «протолкнуть» конституционную реформу. Пока без какого-либо намека на результат. А все дело в том, что оно никак не может публично сформулировать цель реформы. Не удосужится доложить, каким она видит Основной Закон Тувы. Простодушно заявляют: Москва требует! И все. Видимо, не понимают, что это Конституция Тувы, а не Москвы. И любое действие должно иметь логичное объяснение. Тем более – такое ответственное.
Мало того: вместо разъяснений своей (или, по крайней мере, московской) позиции, начали силами проправительственных СМИ откровенное шельмование депутатов Палаты Представителей, обливание их грязью. Ни много ни мало, советник Главы правительства пишет, что и много их, и глупые они, и много получают, ничего не делают. Справедливости ради следует отметить, что существуют разные точки зрения на количество и статус депутатов. И предложение по компактному парламенту тоже имеет свою целесообразность. Но затевать такое дело с шельмования народных избранников – очевидная глупость.
Видимо, чиновникам правительства невдомек, что почти за каждым из этих 130 депутатов – свои избиратели, которые имеют с ними постоянный контакт, а многие являются родственниками или друзьями депутатов. И для них депутаты, как правило, являются авторитетом. Как не говори, а их легитимно избирали, в отличие от беспринципного Кара-оола или его хамоватых нахрапистых советников. И в любом случае они ближе к народу, чем ПЕдРосы-списочники.
Есть в этом деле и другая сторона – практическая. Нельзя забывать, что в любом случае для изменения Конституции нужны будут голоса этих самых депутатов, которых сейчас с легкой руки Главы правительства унижают и оскорбляют. А все ради чего?
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять направление действий чиновников. Сначала они хотели бы кастрировать парламент со 162 до 20 депутатов, из которых только 9 будет работать на постоянной основе и внятно осознавать, что они делают. Тогда можно будет не только кромсать Конституцию по первому желанию, но и провести ускоренную процедуру слияния Красноярского края, Хакасии и Тувы в один субъект РФ.
У нас эту проблему стараются замалчивать, а вот губернатор Красноярского края Хлопонин и назначенец нашего земляка Шойгу Глава Хакасии Зимин этого не скрывают. Да и попытки углубления культурных, научных, экономических и общественных связей трех регионов происходят у нас на глазах. Именно поэтому Глава правительства Тувы не вылезает из Абакана и Красноярска. Он понимает, что только путем слепого следования указаниям из Москвы он может на какое-то время сохранить за собой свою должность, а объединение регионов – это все же перспектива, хоть и достаточно близкая. Именно поэтому он до сих пор не смог внятно объяснить, какой ему видится новая Конституция республики.
Близорукой видится и политика Центра в отношении республики. С одной стороны, мифическое объединение вряд ли что-то ему даст. А Туву отбросит назад на десятилетия. Неужели ради решения такой задачи нужно искусственно поддерживать крайне несамостоятельного в государственных делах , криминализированного, обанкротившегося руководителя, потерявшего всякое доверие населения? Наоборот: для решения стоящих перед республикой проблем ей нужно грамотное, компетентное, законопослушное руководство, способное мобилизовать политическую элиту и все население на созидание и пользующееся доверием народа.
История показывает: нахлебашись неудач, к подобным выводам все равно приходят. Рано или поздно. Лучше бы рано. На что мы и надеемся.
До встречи.
Семен Сучков-Задиристый