ДУРАКАМ ЗАКОН НЕ ПИСАН
Судя по всему, надвигающаяся зима в столице республики обещает быть непростой. И виной тому – серьезная обстановка вокруг проблемы теплоснабжения Кызыла, которая имеет несколько аспектов.
СОБСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР МЕЖДОУСОБИЦЫ
Как известно, в результате чубайсовской реформы Кызылская ТЭЦ перешла в собственность СУЭКа – Сибирской Угольно-Энергетической Компании. И теперь у нее, как минимум, две задачи: давать кызылчанам тепло и приносить прибыль хозяевам.
Каа-Хемский угольный разрез, снабжающий ТЭЦ углем, находится в состоянии банкротства, формально являясь федеральной собственностью. Сейчас решается вопрос, кому он достанется. А в связи с тем, что друг Шойгу Дерипаска «сдулся», новыми хозяевами разреза хотели бы стать высокопоставленные обитатели тувинского Белого Дома.
Что же касается тепловых сетей в Кызыле, то правительственные чиновники в погоне за наживой так далеко завели дело с банкротством ГУПа «Тепловые сети», что теперь вообще неизвестно, кто будет готовить сети к работе зимой. Собственность, вроде, республиканская, находится под управлением арбитражного управляющего, тепло передавать должно от ТЭЦ, принадлежащей СУЭКу, а необходимость в тепле – муниципальных властей столицы. Как говорится, у семи нянек... И, похоже, в тувинском правительстве нет человека, способного развязать этот узел. Потому оно вместо решения проблемы по существу решило «похерить» Тепловые сети путем неутверждения ему тарифа на передачу тепла, параллельно создавая новый ГУП – уже «Кызылтепло». У этого предприятия нет ни денег, ни специалистов, ни техники, оно лишь располагает утвержденным правительством тарифом на передачу тепла, которое вновь рожденный правительством ГУП ни от кого не получает и никому не передает.
МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ
Главной проблемой сегодняшней ТЭЦ является высокая стоимость вырабатываемого ею тепла в связи с запредельным ростом цены на уголь, который при попустительстве тувинских властей за год подорожал почти вдвое. Поэтому Кызыл лидирует в стране по цене тепла и горячей воды. В связи с этим ТЭЦ пришлось искать альтернативу тувинскому углю, и она ее нашла... в СУЭКе, которая владеет угольными предприятиями за Саянами и заинтересована в наше кризисное время в расширении рынков сбыта своей продукции.
В итоге появилась рабочеспособная схема снабжения Кызылской ТЭЦ черногорским углем, тонна которого вместе с доставкой в Кызыл попутным транспортом обходится на 300-400 рублей дешевле, чем уголь Каа-Хемского разреза. И потому по оценкам специалистов даже с учетом меньшей калорийности черногорских углей марки «Д» экономия от его применения составляет не менее 20%, что при потреблении 180 тыс. тонн угля в год может сохранить энергетикам до 40 млн. рублей.
ЧТО ТАКОЕ СЕГОДНЯШНЯЯ КЫЗЫЛСКАЯ ТЭЦ?
Но если с ценовой проблемой еще можно было как-то справиться, будь у нас в правительстве народ поумней и грамотнее, то решение проблемы 80-процентной изношенности с низкой эффективностью работы оборудования станции, технической отсталости и недостатком мощностей, тормозящих развитие столицы, можно решить только одним способом – окончанием реконструкции ТЭЦ. Именно этим путем в свое время и пошел бывший премьер Ооржак.
Сделано было колоссально много – разработан и согласован со всеми службами проект расширения ТЭЦ и даже произведены строительные работы в объеме до 80%. Для завершения было нужно до 800 млн. рублей и полтора года работ. Но тут на республику свалилось черное несчастие, название которому – премьер Кара-оол.
ИДЕЯ ФИКС
Новый премьер с необыкновенными амбициями и нулевыми познаниями в области энергетики первым делом «поставил крест» на детище Ооржака, и с подачи еще более дремучих помощников заявил о необходимости строительства некой «блочной ТЭЦ» в связи с бесперспективностью реконструкции Кызылской ТЭЦ. Специалисты сразу отметили глупость и низкую вероятность воплощения в жизнь караооловского проекта и только гадали: зачем это ему нужно? Все понимали: пройдет год-два, и туман обещаний рассеется, обнажив несостоятельность идеи. Неужели это все было нужно только для того, чтобы иметь повод по дешевке передать угольный разрез «Каа-Хемский» другу Шойгу олигарху Дерипаске?
ДВА ГОДА СПУСТЯ
И вот два года незаметно пролетели. Теперь уже и сам Глава понимает, что «сел в лужу». В результате его недальновидной деятельности в Туве уголь и вырабатываемое тепло почти в два раза дороже, чем в целом по России, заморожена реконструкция Кызылской ТЭЦ и отсутствуют перспективы для развития столицы. И если к этому прибавить огромный риск аварии выработавшего свой срок оборудования, то можно представить, куда нас завел Кара-оол. Сейчас он вдруг «встрепенулся» и заявил, что правительство возражает против перехода ТЭЦ на альтернативные угли. С чего бы это? – спросите Вы, уважаемый читатель.
ИЩИТЕ ДЕНЬГИ
А все дело в том, что некая группа высокопоставленных чиновников правительства, о персональном составе которой пока говорить рано, намерена воспользоваться ситуацией и по дешевке «прихватизировать» через т.н. «Тувинскую Горнорудную Компанию» угольный разрез «Каа-Хемский». Работа в этом направлении уже ведется – при попустительстве правоохранительных органов вся новая техника на разрезе каким-то чудом уже передана «ТГК» и находится на разрезе теперь уже в статусе арендованной.
Но новые предполагаемые хозяева, среди которых вполне может оказаться и сам Глава правительства Кара-оол, обеспокоены перспективами своего детища. Как мы сообщали ранее, республика в год потребляет порядка 450 тыс. тонн угля, из которых не менее 100 тыс. тонн теперь покрывается с Элегестинского месторождения. И если еще 180 тыс. тонн, потребляемого Кызылской ТЭЦ угля поступит из-за Саян, то все хлопоты чиновников по присвоению Каа-Хемского разреза станут «пустыми».
Сейчас Кара-оол «пустился во все тяжкие», чтобы не допустить черногорский уголь в республику. Но его потуги могут остаться напрасными даже в случае победы над СУЭКом, что мало вероятно. Потому что в этом случае наверняка активизируется другой, не менее мощный, конкурент – Енисейская Промышленная Компания, которая уже в состоянии бесперебойно обеспечить ТЭЦ качественным, точно таким же калорийным углем, но по цене не в 1300, а в 500-700 рублей за тонну. Если уголь Каа-Хемского разреза не будет востребован на внешних рынках в объемах 400-600 тыс. тонн в год, что маловероятно, то может встать вопрос целесообразности его работы вообще. Учитывая, что в 2008 году он добыл и реализовал 650 тыс. тонн, а в текущем сможет реализовать с учетом уже поставленных 177 никак не более 270 тыс. тонн. Ведь при таких объемах даже неконкурентная сегодня цена в 1300 рублей за тонну не сможет покрыть издержки предприятия и неминуемо вырастет еще.
ЗАДНИЙ ХОД
Но, похоже, теперь уже и Кара-оол осознал, как он опростоволосился с идеей блочной ТЭЦ. И ему не осталось ничего другого, как обратиться к руководству Кызылской ТЭЦ подготовить официальное письмо на имя Президента России с обоснованием необходимости завершения проекта и обещал со своей стороны приложить все усилия для положительного решения вопроса.
Вот и закончилась эпопея одурманивания, и жестокая реальность осознана зарвавшимся чиновником, ради собственных амбиций отбросившего реализацию очень важного для населения и экономического развития Кызыла проекта на два года.
Вот уж воистину: мчатся, не чуя под собой страны...
Семен Сучков-Задиристый