Конституционный переворот
В рамках одной газетной публикации невозможно отобразить весь спектр кризисного состояния, постигшего в настоящее время республику, однако, все же хотелось бы пригласить к дискуссии серьезных специалистов в области конституционного права, политологов, журналистов, социологов. Трудно не согласиться с выводами о том, что конституционная инициатива главы тувинского правительства – это, по сути, конституционный переворот.
Серьезный упрек, если не сказать жестче – обвинение – человеку, априори являющемуся гарантом тувинской Конституции. Не хотелось, но невольно приходится думать, что с основным законом народа, населяющим территорию Тувы, он не знаком, как впрочем, и то, что его знания об истории становления и развитии государственности тувинского народа находятся на недостаточном уровне, коими должен обладать первый руководитель.
Очень настораживает, с какой поспешностью в недрах правительства готовится сейчас проведение референдума по изменению Конституции республики. В то же время, зная, что любое волеизъявление народа на выборах и референдумах местная власть подсчитывает так, как ей надо, надеяться на то, что мы когда-нибудь узнаем истинный результат, по крайней мере, неразумно.
С другой стороны, удивляет и то, какому шельмованию подвергаются депутаты тувинского парламента, самыми безобидными ярлыками для которых являются «бездельники», «от них ничего не зависит», «саботажники», «рвутся к власти». Все это достаточно регулярно тиражируется в «Тувинской правде», «Шын», других газетах. По крайней мере, это можно расценить как неуважение к народу, имеющему богатейшую политическую историю. Низведение в местной печати этой самобытной, порой, драматической истории до низменно-бытового понимания функций депутатского корпуса – «дармоеды, ничего не делают» – думается, официально одобренная в высших российских эшелонах власти идеологическая стратегия.
В данном случае трудно переоценить разрушительное воздействие подобных публикаций на население, значительная часть которого не ладит с законом, а у подавляющего большинства правосознание находится в зачаточном состоянии. Бесспорно, единое правовое пространство требует приведения региональных конституций в соответствие с требованиями КС России, но также бесспорно и то, что делать это надо цивилизованно, с максимальным уважением к народам.
Современная история России изобилует фактами демонстрации «повстанческих настроений», а стабильность цифр так называемых «горячих точек» на карте еще с 90-х годов не оставались без всестороннего внимания – как международных правозащитных организаций, так и международных деструктивных организаций. И на этом фоне запущенная в массовый оборот агрессия против депутатского корпуса республики, одобренная и наверняка щедро профинансированная, наводит на определенные мысли о формах и методах работы федеральной власти с национальными окраинами. И на мысли о неминуемых последствиях.
Обилие в местной прессе псевдомнений о «вредоносности» двухпалатного парламента размывает серьезность темы, а идеологи антипарламентской кампании методично вбивают в головы обывателей высказывания «тёти Маши» или «дяди Саши», которые «такие, как мы с вами», о том, что « тувинский двухпалатный парламент мешает идти к светлому будущему». Не просто правосознание, а обычное знание истории у «тёть маш» и «дядь саш», можно сказать, находится на уровне нулевых циклов. Человек, который хоть немного знает историю своей родины, так легко не поймается на дешевую сенсацию.
Понятно, что СМИ уже давно не занимаются просветительством, в основном обслуживают сиюминутные прихоти властей, действуя по большей части неграмотно. Но обращение к историческим параллелям со всех сторон было бы полезнее даже для решения нынешнего конституционного вопроса. Вот небольшой экскурс в 20-е годы прошлого столетия:
«В 1921 году в Туве победила народная революция. На Всетувинском Учредительном хурале Советская делегация настояла на закреплении в специальной резолюции положения о том, что в международных сношениях республика действует под покровительством РСФСР. По существу, решения Учредительного Хурала отражали соотношение сил внутри страны, то есть большинство народных представителей высказались за суверенитет во внутренних делах и в то же время понимали необходимость внешнеполитической поддержки со стороны Советской России. Советское правительство, следуя принципам, провозглашенным в первых своих Декретах, обращением к тувинскому народу в 1921 году отказалось от незаконных действий царского правительства и протектората России над Тувой, и объявило, что оно отнюдь не рассматривает Тану-Туву как свою территорию и никаких видов на нее не имеет, тем самым de-facto признало независимость ТНР.
В 1920-х годах среди тувинских политиков не было единого мнения по поводу приоритетных направлений и методов достижения внешнеполитических задач. Безусловно, национальные интересы тувинского народа различными политическими группами понимались по-разному: монгольское руководство продолжало считать Туву частью Китая, как во времена существования Цинской империи; советские представители были за фактическое сохранение протектората России; часть правящей феодальной верхушки Тувы видела будущее тувинского народа в составе Монгольского государства; большинство населения выступало за сохранение суверенитета ТНР».
Как видим, ничего экстраординарного даже тогда, при таком разбросе мнений о будущем тувинского государства, не произошло. Тувинский народ всегда демонстрировал взвешенное отношение к фундаментальным проблемам. Почему же, зададимся вопросом, нынешнее российское руководство так боится нормального течения конституционного процесса, так как это прописано в Конституции Республики Тыва? Почему развязана такая истерия?
Честное слово, не хочется думать о том, что у нынешнего российского руководства память коротка и ими уже забыто, что «... еще в 20-х годах при активном содействии Советского Союза произошло не только государственно-правовое оформление ТНР, но и были завязаны внешнеполитические, внешнеэкономические и культурные связи, советско-тувинское сотрудничество в основном было направлено на решение практических задач, таких как подготовка кадров для поднятия экономики страны, а также формирования нового поколения руководящих работников». Думать не хочется, но факты налицо.
А. Монгуш