РАЗРЕЗ ОТДАЛИ ПОДЕШЁВКЕ
Наконец-то 12 ноября 2009 года разрез «Каа-Хемский» обрел своего хозяина. Теперь так называемая «Тувинская Горнорудная Компания» (ТГК) будет распоряжаться собственностью разреза и природными богатствами, определенные лицензионным соглашением. Хорошо это или плохо – можно только гадать. Впрочем, особых загадок в этом деле нет. Как будет работать разрез, понятно – ТГК командует на разрезе две зимы. И в эту бытность получить на нем вдвое подорожавший уголек стало делом нелегким. Да и сам аукцион показал – на разрез пришли авантюристы. И для них снабжение углем – дело пятое. Главное – набить карманы и не загреметь на нары.
Судите сами: сменявшие друг друга конкурсные управляющие разрезом сами проводить аукцион отказались и наняли для этого специальную московскую фирму – ООО «Группа компаний «Ревекс». Группа – не группа, а право на проведение подобных аукционов у «группы компаний» появилось лишь в мае 2009 года под №33 последним в реестре, и данный аукцион для неё стал первым. Это навевает мысль, что именно под этот аукцион такое право и появилось. Интересно и место проведения аукциона – не Тува, где находится угледобывающее предприятие и не Москва, где расположено предприятие-аукционист и владелец разреза – Госкомимущество России, а в Абакане. Почему именно в Абакане, а не в Норильске или Париже, спросите Вы?
Да все очень просто. Аукцион был организован с таким расчетом, чтобы отсечь возможных претендентов и тем самым уменьшить цену покупки. А если у кого-то в Туве возникали вопросы по проведению аукциона, его отравляли в Абакан – по месту его проведения. А из Абакана бузотера переправляли в Москву – по месту нахождения хозяина разреза. Оттуда отсылали снова в Абакан – по месту аукциона. А поскольку в Абакане только принимали документы, а начальство фирмы-призрака ООО «Группа компаний «Ревекс» находится в Москве, то «клиента» снова отправляли в первопрестольную. И по этому кругу клиентам предстояло бегать 25 дней. Документы принимали в Абакане по ул. Вяткина, 39, ком. 110, а аукцион назначили по адресу, ул. Кошурникова, д. 9Б, 1-й этаж.
К тому же придумали еще одну проблему: кроме 17 млн. рублей обязали фирмы-претендентов представить и оригинал решения антимонопольного органа об удовлетворении ходатайства о совершении сделки по приобретению имущества должника. Интересно, что подобных требований раньше никогда никому не предъявлялось. И оно стало самым главным препятствием – после встречи руководителя ФАС по РТ с Главой правительства республики никто, кроме ТГК и дружественной ей фирмой однодневкой «Омега-плюс» получить такое решение не смог. Мало того: время приема документов было ограничено двумя часами и на это время у входа в помещение были выставлены автоматчики, которые никого не пускали под предлогом, что «там идет прием документов». В итоге из 6 претендентов, проплативших по 17 млн. рублей аванса до финиша добрались только 2.
Они и «разыграли» аукцион. «Омега» сдалась «ТГК» на первом же шаге... В итоге разрез был продан за 357 млн. рублей – цену, меньшей той, что выставлялась на приватизацию Росимуществом. А кредиторская задолженность была искусственно накачана арбитражными управляющими через аффилированные фирмы. Часть задолженности была выкуплена с дисконтом.
Много это или мало – менее 400 млн. рублей? Заметим, что продавалось рентабельно работающее предприятие, имеющее собственность более чем на 300 млн. рублей и более 300 тыс. тонн вскрытых запасов угля на момент продажи. С учетом того, что за Саянами каа-хемский уголь стоит не менее 3 тыс. рублей за тонну, можно понять: предприятие продали дешевле, чем его товарные запасы. Да прибавьте к этому 130 млн. рублей на счету разреза... Вспомните: лицензию на разработку Межегейского месторождения угля продали почти за 17 млрд. рублей. Не предприятие, не имущество и даже не запасы угля, а только ПРАВО НА РАЗРАБОТКУ МЕСТОРОЖДЕНИЯ! А тут – целое угледобывающее предприятие – за 3,5 сотни миллионов! Да, тут и в самом деле придется нанимать автоматчиков.
Ну а кто же все-таки участники этого спектакля, на котором «развели» государство?
О Дерипаске писалось выше.
Кара-оол, конечно тут ни причем – не его объект и вроде как не он его и «купил». Хотя на самом деле приобретатель неизвестен. Те проходимцы, что осели 2 года назад на разрезе, делали заявления от имени Дерипаски, но разорившийся алюминиевый король никогда лично никаких заявлений относительно разреза не делал. Правда, в 2007 году, когда разрез хотел купить Пугачев, Кара-оол неоднократно заявлял, что он «не позволит подешевке прибрать к рукам природные богатства республики». Теперь подобных заявлений нет, дешевизна покупки не вызывает сомнений, а наш Глава что-то помалкивает...
Федеральный инспектор Попов, отвечающий за судьбу федерального имущества в Туве – так он «вообще не при делах». Похоже, единственно, что он может, так это ничего не видеть и не слышать. Что, собственно, и происходит. Обеспокоенные судьбой разреза депутаты обращались к нему с просьбой проверить, кто стоит за кипрскими компаниями «Вукелич Лимитед» и «ГГЛ Холдинг Лимитед», владеющими «ТГК», но ответа они ждут по сей день. Не исключено, что эта бездеятельность кем-то изрядна проплачена. Он и сейчас демонстрирует абсолютное спокойствие.
Как видим, и Кара-оола, и Попова итоги аукциона удовлетворили. Мы далеки от желания предположить, что они оба что-то поимели от этой сделки на случай, если понадобятся услуги адвокатов. Все-таки десяток-другой миллионов в кармане не лишний...
Тут важно другое: полученное хищническим путем, почти что украденное ничего не стоит. Жулики никогда не станут вкладывать инвестиции в наш разрез. Их задача проще: продать запасы подготовленного угля, рассчитаться по сделке, перепродать разрез с наваром в 50-100 млн. рублей и смыться. Это нас и ожидает в ближайшем шестимесячном будущем. А что касается населения, то оно как-нибудь перезимует.
А коррумпированные чиновники тем временем по дешевке распродадут все, что создано трудом поколений.
До встречи.
Кондрат Пчелкин