КОНСТИТУЦИОННО-БЮДЖЕТНАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ
На прошедшем 25 ноября заседании сессии Законодательной палаты конституционная реформа стартовала – в первом чтении был принят закон «О Конституционной комиссии Республики Тыва». Пусть даже в первом чтении, но все же наказ Д.Медведева по реформе Великого Хурала начал реализовываться. Что принесет этот процесс Туве, кого подомнет под свой каток, кого вынесет на передовые рубежи, станет известно в 2010 году.
Заседание началось с того, что проправительственное лобби попыталось вернуться к обсуждению темы дважды отклоненного депутатами проекта бюджета. Д.Ооржак и В.Бартына-Сады попытались включить этот вопрос в повестку дня. Однако поддержку не получили – «за» проголосовали только 13 депутатов.
Затем депутаты приступили к конституционным проблемам. Проект закона представила председатель Комитета по конституционно-правовой политике В.Кысыгбай, которая предложила принять его в первом чтении. Основная цель создаваемой Конституционной комиссии – подготовить вопрос на референдум. И состоит он в предложении к избирателям отказаться от затратного по своей форме механизма по внесению изменения в конституцию через референдум. То есть, привести порядок изменения тувинского Основного Закона к тому, что существует в Конституции России.
Что-то подсказывает, что это не последние изменения в конституцию республики, так как желание федеральной власти экспериментировать с законодательством России находится в активной фазе. Замучаемся проводить референдумы! Именно поэтому изменения в конституцию Тувы предлагается вносить конституционными законами через парламент с участием всех, кто обладает правом законодательной инициативы, с широким привлечением общественности. Именно так происходит практически во всех субъектах РФ и вносятся изменения в Конституцию РФ.
Перед голосованием по закону «О Конституционной комиссии» выступил федеральный инспектор А.Попов, который довел до депутатов мнение СибФО – срочно утвердить закон хотя бы в первом чтении, поскольку для округа крайне важно, чтобы конституционная реформа в Туве наконец-то стартовала. И выступление его не было случайным – ни для кого не секрет, что проправительственному меньшинству в ЗП уже как минимум 5 раз удавалось срывать прохождение закона о Конституционной комиссии. И после выступление Д.Медведева их раздирают оскорбленные чувства.
Бартына-Сады и А.Ооржак не удержались и выразили обеспокоенность возможностью лишения народа Тувы права на референдум. Однако голосовать «против» после того, как Д.Медведев обратил свое око на Великий Хурал, они не посмели, т.к. голосование решено было провести в открытом режиме. Смелости открыто противиться воле Президента РФ среди «меньшевиков» набрался только руководитель приемной В.Путина в Туве О.Ондар. Фигурант уголовного дела по даче взятки проголосовал «против». В итоге – 26 голосов «за».
Однако вариант закона «О Конституционной комиссии» вряд ли может устроить Кара-оола, который мечтает видеть будущий парламент с кастрированными полномочиями, большая часть депутатов которого работала бы в структурах правительства. Именно поэтому говорить о перспективах принятия закона во втором чтении рано.
Что ни говори, «везет» Ш.Кара-оолу на конституционные реформы. В 2001 году он проиграл конституционную интригу Ш.Ооржаку. Похоже, и сегодня он плетется в обозе. Тогда он не контролировал большинство в руководимом им полупрофессиональном Верховном Хурале, не влиял на формирование Конституционной комиссии, и не смог добиться полноценного участия депутатов в процессе создании новой конституции. Поэтому бригада правительственных юристов во главе с Д.Ооржаком и подготовила новый проект конституции с двухпалатным парламентом со 162 депутатами, который после штамповки в Конституционной комиссии «выскочил» на референдум одним вопросом – «Вы согласны с конституцией, предложенной Президентом Тувы Ш.Ооржаком?».
В те времена одураченными себя почувствовали многие. Власть республики нещадно «шантажировала» избирателей, говоря: «Вы должны проголосовать за новую конституцию. Москва требует убрать пункты о праве выхода Тувы из состава России, иначе денег республике не даст». Так как все изменения были представлены скопом, голосуя за урезание чрезмерных прав Тувы, избиратели были вынуждены соглашаться и с двухпалатным парламентом. В итоге мы против своей воли получили 162 депутата и несменяемого Главу республики. Москва, кстати, действительно финансовую помощь республике в 2002 году значительно увеличила, особенно в части инвестиционных проектов. Но деньги были бездарно разворованы окружением Ооржака, и ни новых производств, ни новых рабочих мест жители Тувы не получили.
Сегодня смешно лицезреть напускную озабоченность А.Ооржака ущемлением права народа на референдум. Наследник ШДО за семь серебряников (ну, может, за двадцать, если речь идет о ТД «Гаруда») на полном серьезе сокрушается по поводу исключения референдума из процесса изменения конституции и делает вид, что печется о народе, который стал нищим не без усилий его семейки. Неужели мы стали богаче жить от частых референдумов?
Сегодня ситуация иная, чем 10 лет назад. Несмотря на то, что Кара-оол занимает в Туве высшее должностное кресло, руководителем он оказался слабым. В отличие от ШДО, он не то что не контролирует парламент, но и не в состоянии наладить с ним диалог. Не в состоянии прогнозировать ситуацию и опаздывает с решениями. Поэтому вряд ли сможет самостоятельно добиться какого-либо результата. Странно, почему Москве до сих пор не надоело опекать бездарного Главу и «подчищать» за ним, во имя спасения ситуации работая с частью депутатов напрямую. Вот и сейчас вся тяжесть решений по конституционной реформе и утверждению бюджета ляжет на Центр.
Снова особняком встала тема отношения проправительственных депутатов к русскоязычному населению республики, когда голосовался закон «О казачестве». Удивительным было видеть негативное отношение к своим корням русских депутатов Самойленко, Хаймановой и Чучева. А последний в запале даже заявил: «Какие казаки в Туве? Три мужика что ли?». Подумалось: и откуда в нем столько раболепности перед властью, глупости и подлости одновременно?
Откровенно провальный проект бюджета Тувы на 2010 год депутаты Закпалаты отклонили дважды, что довело правительство РТ до истерики. Вместо поиска согласия оно организовало массированную информационную атаку на депутатов, шельмуя их. К процессу охаивания подключили даже некоторые местные хуралы представителей. Вакханалия с обращениями доказывает беспомощность исполнительной власти. Как только депутаты на полном серьезе потребовали гарантировать законом исполнение социальных выплат населению, правительство кинулось организовывать ничем не подкрепленную поддержку общественности.
Понятно, что правительство РТ озабочено непринятием бюджета. Истерика вызвана тем, что дважды отклоненный в первом чтении проект бюджета является основанием для выражения недоверия правительству. И в парламенте зреет желание воспользоваться этим правом, если он и дальше будет упорствовать в желании протолкнуть ущербный бюджет через парламент. Вольно или нет, но те, кто настаивает на третьем рассмотрении бюджета, оказывают Кара-оолу воистину «медвежью услугу». Если правительство не отзовет проект «пораженческого» бюджета и не внесет новый, события могут начать свое развитие по пути импичмента.
В связи с этим любопытна позиция столичного горхурала во главе с Туневым с требованием быстрее принять бюджет. Еще на этапе выборов столичных депутатов их оппоненты – команда «Добрая сила» – предупреждала, что команда, которую проталкивает Кара-оол, не будет отстаивать интересы кызылчан. Прогноз сбывается. Депутаты Закпалаты отказываются утверждать бюджет, в котором нет твердых гарантий выплаты ежемесячных детских пособий и ветеранам труда, компенсаций за родительскую плату в детских садах, а депутаты г.Кызыла согласны на все и призывают закрыть на это глаза депутатов парламента и согласиться с тем, что законом можно утвердить сбои в выплате пособий. Кто кого после этого должен призывать к совести?
А о большинстве республиканских СМИ даже говорить неудобно. Примеров такого беззаветного служения власти найти трудно. Вместо того, чтобы устраивать истерию в адрес депутатов, отклонивших бюджет и запугивать избирателей исполнением 1/12 (что, кстати, для людей будет выгоднее, так как бюджет 2010 года меньше, чем бюджет 2009 на два миллиарда рублей, а все социальные расходы будут 100-процентными), лучше бы дали независимый, объективный анализ бюджетных параметров. Разъяснили пенсионерке, ждать ли ей ежемесячной временной выплаты, объяснить людям, что больного в наших стационарах будут кормить уже не на 65, а всего на 48 рублей в день, что из-за низких тарифов на бесплатные медицинские услуги возрастет объем платных медицинских услуг, что у медиков может сократиться размер зарплаты и так далее. Но они верноподданически служат исполнительной власти, за подачки шельмуя депутатов.
Дело дошло до того, что мальчик с экрана телевизора заявляет, что, якобы, спикер Закпалаты Б.Балчий-оол пообещал Ш.Кара-оолу принять бюджет, но слово не сдержал. Перед тем, как нести такую чушь, юноша должен был подумать о нескольких вещах. Во-первых, ЗП – это коллегиальный орган. Для принятия такого решения необходимы как минимум 17 голосов депутатов, у каждого из которых имеется собственное мнение. И уже потому спикер палаты не может гарантировать итоги голосования. К тому же, судя по тому, что Кара-оол до сих пор не удосужился поздравить Балчий-оола с избранием его спикером палаты, между спикером и Главой доверительных отношений нет. И уже поэтому спикер ничего ему обещать не мог. Встречались спикер и Глава с глазу на глаз, и уже потому что-то об итогах этой встречи можно было узнать только от Балчий-оола или Кара-оола. Спикер интервью не давал, из чего можно прийти к выводу, что либо репортер все это придумал сам, либо его об этом попросил Кара-оол. Какая вера в этой истории не блистающему порядочностью Кара-оолу – всем понятно.
Одним словом, ситуация вокруг бюджета-2010 напоминает период заката эпохи Ооржака. Правительство, провалив защиту интересов республики, озадачено поиском врагов, на которых можно было бы списать свои промахи. Демократизм и новаторство молодого лидера улетучились, выпятив на первый план желание во что бы то ни стало сохранить власть. Непрофессионализм, лень и непорядочность дают ранее так часто поминаемый Кара-оолом «мультипликативный эффект» от конституционного до бюджетного процессов.
И сколько он будет мучиться сам и мучить окружающих?
Наш корр.