ОБЗОР ПРЕССЫ |
ПЛОХИЕ ТАНЦОРЫ ПЕРЕД ФИНАСОВОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Все правительственные СМИ и те, что находятся на содержании у власти, на прошедшей неделе были озабочены двумя проблемами: как оправдать правительство, не способное в Москве защитить интересы республики и одновременно опорочить депутатов, обеспокоенных вероятным снижением уровня жизни населения Тувы в случае принятия ущербного бюджета. И в этом стремлении все продажные писаки похожи друг на друга, как куклы в театре марионеток, поскольку свои опусы срисовывают с одних калек, выданных в правительстве.
И как оправдание неудач правительства Кара-оола приводятся примеры регионов, в которых также неблагополучно обстоят дела с финансами: «На 10% меньше получат: Саратовская, Курганская, Кемеровская, Сахалинская области, Республика Бурятия, Алтайский край. На 16% уменьшится дотация Ульяновской области». При этом замалчивают, что бюджеты этих регионов в несколько раз больше тувинского. Что позволило за счет уменьшения затрат на содержание чиновничества сохранить объемы социальной поддержки населения, в то время как в Туве при кастрированном проекте бюджете чуть ли не вдвое увеличены расходы на содержание Канцелярии председателя правительства и ровно вдвое увеличен его личный резерв, в то время как финансирование здравоохранения урезано так, что теперь на питание больным вместо достаточно скромных 65 рублей в сутки будет выделяться только 48.
Дебаты по бюджету длятся уже 2 месяца, но ни Тен, ни тем более Килижеков с Кара-оолом не могут объяснить, как они умудрились проворонить защиту интересов республики и потерять более 2 млрд. рублей в казне Тувы. Деньги – они и в Африке деньги. И объяснение типа «Уменьшение доходной части вызвано изменением методики расчета дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности» только убеждает, что вся причина –в непрофессионализме правительственной команды, в неумении думать и действовать самостоятельно и ответственно. Ведь «изменение методики расчета дотации» не помещало 36 регионам России увеличить федеральные трансферты в 2010 году. А у них ни вездесущего Тена, ни сенаторов Пугачева и Нарусовой и уж тем более «дуплета» Шойгу в помощниках к главе правительства при защите бюджета не было. И в этих регионах, увеличивших в сравнении с 2009 годом расходную часть бюджета нет ни уникальных запасов полезных ископаемых, ни инвестиционных проектов типа строительства железной дороги. Зато, видимо, достаточно ответственности перед населением.
А итог провала бюджетной эпопеи прост: с сенаторами власть давно рассорилась: ЕПК поставлена «рогатка» на Элегестинском месторождении в виде ограничения в подаче электроэнергии и отказе вывода земли из сельхозоборота, а в отношении вдовствующей сенаторши после проблем с ее переизбранием придумана новая проблема – в Палате представителей инициирован сбор подписей под обращением к Президенту страны, в котором Нарусовой как сенатору дается нелицеприятная оценка. Так что правительство сочло благоразумным вообще не вовлекать их в бюджетный процесс.
Что же касается парочки Шойгу, то глава одного из самых коррумпированных федеральных ведомств серьезно «захромал» после череды катастроф и трагедий и теперь в связи с угрозой потери портфеля ему не до Кара-оола. А его сестра по пониманию сути происходящих процессов, тем более в области финансов, и по влиянию на федеральные органы представляет из себя «абсолютный нуль». И обращаться к ней по поводу денег попросту бессмысленно.
И напоминание, что «бюджет Алтайского края уже принят в целом, а бюджет Бурятии проходит в эти дни второе чтение в Народном Хурале Бурятии», это – слабый аргумент. Депутаты Тувы отвечают за принятые ими решения только перед своими избирателями. И им трудно объяснять учителям, почему в 2010 году будут отменены надбавки за классное руководство или почему у врачей уменьшится зарплата.
ГАСТАРБАЙТЕРЫ НА СВОБОДЕ
Активно поддерживающая курс на эскалацию взаимоотношений между Кара-оолом и парламентом правительственная «ТП» заявляет: «У депутатов входит в привычку смешивать личное с работой. Совсем недавно большинство Закпалаты выразило свое «фи» бывшему спикеру Валькову, отстранив его от руководства палатой, а теперь и вице-премьеру Тену». Хотя совершенно очевидно, что ничего личного в этих взаимоотношениях и быть не может – ни Тен, ни Вальков никому из депутатов лично ничего плохого не делали. Хотя общего между ними достаточно: оба гастарбайтера плохо исполняли возложенные на них государственные обязанности и вели себя с депутатами неискренне. Потому и не снискали уважения и утратили доверие.
О Валькове – отдельный разговор. Непрофессиональных лентяев долго на одном месте не держат. К тому же отношение к предателям и перебежчикам известно. Вальков никогда не был на первых ролях. И вице-спикером за спиной В.Оюна он просидел 7 лет только благодаря доверию, которое тот к нему питал. Избрание спикером стало для него серьезным испытанием, которое он не выдержал. И как только стало очевидным, что он ненадежен и неблагодарен, его тут же сместили. Положение не спасли ни сомнительная политического свойства болезнь, ни игнорирование сессионных заседаний.
Увольнение Валькова сделало его очень активным. Если раньше он посещал Туву, как правило, раз в 2-3 месяца, то после увольнения, несмотря на свой больничный, ездочится по трассе Минусинск-Кызыл каждую неделю. И даже прописался в Кызыле в завалюхе по ул.Сельскохозяйственной. Превратился в главного интервьюируемого «ТП». Чувство политкорректности и элементарного приличия покинуло его, как только он стал регулярно навещать своих новоприобретенных друзей, о которых не так давно сочинял талантливые хлесткие стихи, эпиграммы и анекдоты. В интервью своих бывших единомышленников он теперь называет не иначе как «сборище «политических киллеров». Правда, в самой ЗП он ведет себя куда как скромно. Сидя «на боковушке» под надзором Очура, он за все заседание ни разу не поднял глаз и не проронил ни слова. Видимо, понимает: теперь политического будущего у него уж точно нет. Вряд ли мнительные и злопамятные братья караоолы простят ему талантливо исполненные шаржи. И потому надежды на включение его в список ЕР на новых выборах вряд ли обоснованно.
Что же касается Тена, то дело даже не в пренебрежительной манере поведения гастарбайтера и попытках водить народных избранников «за нос». О его «профессионализме» мнение сложилось еще в 2007 году, когда он даже при помощи С.Шойгу не смог разработать Постановление Правительства РФ по Туве, в результате чего обсуждение вопроса социально-экономического положения Тувы на Правительстве РФ оказалось безрезультатным. Именно тогда Ш.Кара-оол был вынужден заявить, что Туве «вместо денег дали удочку». И теперь они «наловят» столько, сколько нужно. «Наловили». На 2,1 млрд. ниже уровня предыдущего года.
Терпение законодателей лопнуло, когда он после провала бюджета в первом чтении сначала своим письмом сообщил о согласовании с Минфином РФ увеличения доходной части бюджета на 1,4 млрд. рублей и даже представил таблицу распределения этих доходов. Но затем, когда депутаты потребовали официального включения этих доходов в бюджет, отказался менять параметры бюджета. Депутаты поняли: их просто пытались «развести», как лохов. И когда ему представили слово в оправдание причин цепи провалов экономического блока правительства, он с трудом выдавил из себя: «Выполняя возложенные на меня функции по защите бюджета, я старался быть объективным, старался работать...». И в результате – недоверие. Такое же, как было на Алтае.
ВОССТАНИЕ РАБОВ
«ТП» сообщает: «Правительство бросает вызов». Парламенту. Более идиотского заявления сделать было невозможно. И оно как ничто другое раскрывает суть образа мышления нынешнего руководства тувинского правительства. И дело даже не в том, что причина «вызова» – в никчемной работе при защите финансовых интересов республики и принципиальной позиции депутатов, не желающих в ущерб населения принимать пораженческий бюджет. Курьезность ситуации в том, что правительство Тувы назначено Ш.Кара-оолом, в том числе и по согласованию с законодателями. А сам премьер назначен парламентом. И эти назначенцы, не имеющие соответствующей легитимности, пытаются «поставить на уши» легитимно избранный парламент, который забраковал их работу. Такое впечатление, как будто яйца заигрались в борьбе с курицей.
Им бы по примеру пермских чиновников набраться совести да дружно подать в отставку, а они, пользуясь продажными СМИ, пытаются «обсудить бюджет публично». Хотя даже первые попытки этого принесли правительству плачевный результат, о чем вынуждена сообщить газета. «Учителя задавали самые разные вопросы, в том числе и нелицеприятные. Так, например, соцпедагог Донгак обвинила нынешнее правительство в невнимании к жилищным проблемам учителей: «Когда был председателем правительства Шериг-оол Дизижикович, а мэром города – Зоя Назытыевна, у нас в коллективе четыре человека получили квартиры. Остронуждающиеся получили квартиры по линии горадминистрации и по линии правительства. Как власть сменилась, эта проблема не решается». Ответа на этот вопрос не последовало и Тену не осталось ничего другого, как заявить, что проблема неприятия бюджета – «политическая». Бездоказательно добавив: «Идет расторговка будущих выборов».
Кто с кем торгуется, осталось тайной. Как известно, за места в списке «ЕР» борются лишь «кремлевцы» Вальков, Хайманова, Ооржак и Доржу. Но и они, похоже, успокоились – по команде дружно голосуют «ЗА» бюджет и даже являются на сомнительные сходки, которые правительство хотело бы легитимизировать под сессионные заседания. Так что с ними торговаться уже и смысла нет.
Что же касается позиции правительства, то она совершенно неестественна. В связи с этим вспоминается сюжет в «Обыкновенном чуде», когда министр-администратор, которого играет Андрей Миронов, на какое-то время сумел взбаламутить короля и забрать всю власть в свои руки, руководя королевством. Но затем все встало на свои места. Так и Кара-оол, видимо, на какое-то время возомнил себя Ооржаком. Но нужно быть реалистом. «Поезд ушел».
Парламентарии уже не могут обсуждать проект бюджета, т.к. предусмотренные законом согласительные процедуры закончились. И после повторного отклонения проекта закона уже невозможны, да и самого проекта бюджета в парламенте давно нет. Правительство сознательно обостряет обстановку, ведь если бы оно на самом деле хотело бы ускорить принятие бюджета, то за время после отклонения предыдущего проекта могло бы поправить и внести в парламент новый проект. И тогда был бы, по крайней мере, предмет обсуждения. В том числе и публичного. Но упорство Кара-оола привело к тому, что вероятность принятия бюджета республики до Нового года стремительно падает.
ГАСТАРБАЙТЕР ПЕРЕЕХАЛ В НАХАЛОВКУ
В другой статье внезапно заговоривший Вальков пытается объяснить причину своего отстранения от должности: «Я взялся за чистку аппарата». Видимо, под чисткой аппарата он имеет ввиду прием на работу Моломдая, пять раз привлекавшегося к уголовной ответственности за мошенничество в с.Балгазын, где они на пару с Чучевым организовали закупку мяса у населения. Мясо получил, но так с селянами и не рассчитался. Уголовные преследования были прекращены по нереабилитирующим основаниям «за истечением сроков давности». Похоже, на этот раз вместо Чучева уже Вальков намеревался «поиграть» с Моломдаем деньгами парламента. Не вышло. Вслед за Вальковым был уволен и несостоявшийся коммерсант.
В статье несостоявшийся спикер непривычно для него смело развешивает ярлыки В.Оюну и С.Конвизу, из чего можно смело сделать вывод, что он свое интервью вряд ли писал. Скорее всего, теперь ему дают заранее подготовленные тексты, и он их безвольно подписывает. Впрочем, при рассмотрении дел в суде, куда направлены соответствующие заявления, очень скоро все выяснится.
Но отдельного внимания достоин следующий фрагмент его интервью: «несколько лет назад мы были вынуждены обзавестись жильем за Саянами», «но я зарегистрирован и живу в Кызыле в своей квартире». А «к жене езжу на выходные и праздники». Курам на смех. Более нелепого объяснения своего «гастарбайтерства» он привести не мог. Мы обязательно изучим его жилье в Кызыле на ул. Сельскохозяйственной №46 и жилье его жены в Минусинске и сообщим об этом читателям.
КРУГОВАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Еженедельник не мог остаться в стороне и осветил ситуацию в связи с голосованием недоверия зампреду Тену. «Депутаты решили не останавливаться на достигнутом и, вслед за отфутболиванием бюджета, выразили недоверие министру Тену и потребовали его отставки». И риторически спросил: «Чем и когда закончится законотворческое безумие по-тувински?». А затем припугнул: «у Ш.Кара-оола есть не только полномочия распустить парламент республики, но и все основания».
Для начала сообщим перепуганным читателям, что никакого права на роспуск парламента у премьера, назначенного на эту должность этим же парламентом, не имеется, тем более, в последний год полномочий. Это право было у всенародноизбираемого Шериг-оола Ооржака, да и то он ни разу не смог им воспользоваться. Вряд ли об этом не знает советник премьера редактор «ПИ» Э.Лифанова. Что же касается отставки Тена, то с этим премьер не торопится. Можно представить себе уровень «компетентности», клановости и коррупции в нашем правительстве, если за провал в подготовке бюджета Тувы Кара-оол наказал всех, причастных к этому, в том числе и гастарбайтера Тена... устными выговорами. Интересно, а какими должны быть их проступки, за которые они могут быть наказаны строгими письменными выговорами или увольнениями?
Впрочем, практика в России известна: когда вместе воруют, никакой речи об индивидуальной ответственности не может и быть. Каждый отвечает только по мере своей жуликоватости.