Я так считаю |
Киргизский сценарий
К тому, что происходит в Киргизии, нельзя относиться равнодушно. Можно давать разные оценки, анализировать: оправданы ли многочисленные жертвы и кто в итоге будет за них отвечать? Но относиться равнодушно нельзя. Киргизия – это рядом, это наши исторические, географические и, увы, политические соседи. Можно сказать, Киргизия – это Россия в миниатюре, упрощенный вариант: без обширных территорий и неиссякаемых природных богатств, зато с аналогичными рычагами правления.
Когда я по радио слушал хронику мгновенно разворачивающихся событий: беспорядки в Бишкеке, толпы протестующих людей, стекающихся со всех концов в столицу, столкновения с ОМОНом, штурм правительственных учреждений, то невольно абстрагировался от беднейшей азиатской страны и переносил эту революционную хронику на наши родные просторы.
Действительно, возможно ли такое у нас? И оправданы ли будут жертвы – скажем честно – куда более многочисленные, чем в Киргизии?
Урок восточных соседей – это урок для всех: и для властей, и для оппозиции, и для народа. Дикость и грубость, с которой подавлялись все права в Киргизии, достигли своего максимума, нищета довела до крайности население. Улица осталась единственным способом выражения своих протестных настроений. Бунт голодных и оскорбленных. Власть должна была делать что-то одно: или кормить и унижать, или не кормить, но предоставлять свободу. В результате феодальный режим взлетел на воздух.
В нашей же стране до таких перемен далеко. Режим, разумеется, ни в какую отставку не собирается. Свои позиции во властных структурах команда Путина не уступит и без крови в ближайшее десятилетие не отдаст. Но, признаемся, и ведет себя наша власть все же гибче киргизской.
Мысленно сопоставив действия (несомненно, схожие по своей комбинаторики) средневекового феодала Бакиева и наших прожженных чекистов, я с удивлением признал мудрость и последовательность наших властей. На фоне киргизского дикаря – узурпатора наши доблестные руководители выглядят вполне цивилизованными вегетарианцами, заботящимися о своей стране, о своем народе, добрыми, справедливыми, демократичными. Наши полуфеодалы – полудемократы мудро подкармливают своих, и даже что-то оставляют нам, подданным феодального государства Россия. Правда, у команды Путина есть ресурсы, а у Бакиева их не было. И если бы условия были равными, еще неизвестно, у кого бы быстрее рвануло.
В любом случае, нынешняя киргизская весна – пока что несбыточный сценарий для России. У нас все сложнее, поэтому и механизмы демонтажа окаменевшего феодального режима у нас должны быть продуманней и тоньше.
Демонстрации не должны заканчиваться кровью и беспорядками. Чекисты – прекрасные провокаторы. Они могут легко пустить кровь, подавить выступления, а потом обвинить в случившемся оппозицию.
Действовать надо жестко по Конституции, тогда у завравшихся властьимущих не будет шансов: каждый их шаг против протестующих будет шагом в трясину беззакония. И задача оппозиции тоже несравнимо более сложная: разработать конституционные механизмы выступления граждан, конституционные формы протеста против незаконных действий властей.
Самым очевидным шагом властей, попирающим действующее законодательство, являются парламентские и президентские выборы. Думаю, к этому времени оппозиция должна продумать свои ходы, иначе нас ждет глубокий феодальный сон, который – теперь уж точно – закончится русским бунтом, бессмысленным и беспощадным.
Андрей Гусев