ЧАЗЫЙ КОК
Парламент – лицо республики. И в нём должны собраться самые достойные из достойных. Но пока в это мало верится. В основном, следует признать, всё же в него стремятся не очень приличные претенденты. Вот, к примеру, посмотрите на начальника разбитой дороги М 54 Абакан-Кызыл Кока.
Люди в Улуг-Хемском районе, когда узнали, что Чазый Кок баллотируется в депутаты парламента, испытали моральный шок. «Наш самый недостойный земляк», – говорят они, – «натворивший в Улуг-Хеме множество дел, которого мы знаем от кончиков ног и до макушки, не умеющий мысль вслух выразить, не постыдился людского мнения и от «Единой России» заявляет о себе, как о достойном человеке?!» А другие добавляют – «нам просто стыдно, что теперь вся Тува узнает, что он наш земляк!»
Действительно, трудно найти в Шагонаре человека, который бы с уважением, называя по имени и отчеству, отозвался бы об Андрее Бадырчиевиче Коке. По отчеству его не называют, да и по имени тоже. В основном, говоря о нём, употребляют его прозвище – Чазый Кок. «Чазый» – в переводе с тувинского на русский означает «жадный», частенько это слово употребляется и для обозначения ненасытного человека-обжоры. Если прозвище намертво приклеилось к человеку, значит прозвище – суть этого человека. Почему Андрея Кока называют ненасытным обжорой и жадиной, в Улуг-Хеме ни для кого не секрет. Теперь это не секрет не только для жителей неугомонного Улуг-Хема и всех жителей Тувы, а также и для правоохранительных органов.
Для ясности всё же следует объяснить читателям, почему Чазый Кок вдруг стремительно взлетел вверх и сделал головокружительную карьеру? А всё просто объясняется. Наверх его вытянула связь с Кан-оолом Даваа. Как только Ш. Кара-оол сел в правительственное кресло, он назначил невзрачного, бестолкового и безынициативного Кан-оола Даваа министром труда и социальной политики, а Даваа в свою очередь вытянул в столицу нечистоплотного Чазый Кока из Шагонара.
В правительстве, видимо, недолго ломали голову над тем, на какую должность посадить его, и придумали под него две несуществующие должности «заместителя министра дорожно-транспортного комплекса и связи РТ» и «начальника Управления автомобильных дорог РТ». Невзирая на то, что никаким специалистом в области дорожного хозяйства он не является. Впрочем, в нашем правительстве, как показали последние три года, сидят такие выдумщики, что прокуратура хватается за голову! Чуть позже его назначили начальником трассы М-54 «Енисей», где он по сей день и совершает свои «трудовые подвиги».
Специалисты-дорожники рассказывают, что эти дорожные «подвиги» совершаются во вред дорогам и людям. Дороги строятся на бумаге. А миллионы бюджетных денег плавно перетекают в нужные карманы высокопоставленных республиканских чиновников, заодно обогащая и дорожного начальника. В пример приводят строительство дороги Шагонар-Торгалыг. Невооружённым глазом простой человек, даже не специалист-дорожник, видит, что дорожное полотно дороги Шагонар-Торгалыг на несколько сантиметров меньше, чем положено. А это означает, во-первых, что уже через месяц от дорожного полотна ничего не осталось, а, во-вторых, один сантиметр дорожного покрытия – это один миллион рублей! Умножьте километры такой дороги на недостающие сантиметры и получите баснословную сумму в десятки миллионов рублей, которые дорожное начальство может использовать по собственному усмотрению.
Но и это ещё не всё. Дорогу Шагонар-Торгалыг (на бумаге написано, что это трасса высшей категории!) укладывали параллельно с дорогой, которая ведёт на Серебрянку к коттеджу Шолбана Кара-оола. Какая из этих двух дорог рассыплется раньше времени? Хотя этот вопрос, наверное, совсем не волнует Чазый Кока. Скорее всего, он больше озабочен личными, то есть, семейными бизнес-проектами.
Причём Кок не только болен жаждой денег, но и не обременен мозгами. Он даже не понимает такой простой вещи, что воровать нужно с умом и не заключать с собственной женой никаких других контрактов, кроме брачного.
Его жена, Лидия Кок, по профессии учительница иностранного языка, срочно стала индивидуальной очень предприимчивой предпринимательницей, когда он заполучил должность главного дорожника. И 8 мая прошлого года Андрей Кок заключил с ней государственный контракт №24 «На выполнение работ по приведению в нормативное состояние и содержание паромной переправы Эйлиг-Хем, 6 км автомобильной дороги Шагонар-Эйлиг-Хем». Через два месяца, 21 июля 2009 года, находясь в одной постели, Андрей и Лидия Кок заключили между собой ещё один новый государственный контракт под № 34 «На выполнение планово-предупредительных работ на мосту через р. Хууле на автомобильной дороге Подъезд к с. Арыскан, участок кА 8+400».
Скажите, вы можете доверить свою жизнь на дороге учительнице иностранного языка? Что она в принципе может понимать в планово-предупредительных работах, в паромных переправах, в конце концов? Что она вообще может понимать в госконтрактах?
Земляки-улуг-хемцы говорят: эта сладкая семейная парочка не обременена знаниями и совестью, а потому им, по большому счёту, наплевать на всё, что не касается их семейного бизнеса. А наплевательское отношение уже привело к трагедии, которая случилась 12 сентября в этом году на паромной переправе «Эйлиг-Хем»: машина с людьми ушла под воду, погиб водитель, а двум женщинам-пассажиркам каким-то чудом удалось спастись.
Что на это скажет учительница иностранного языка, которая ни черта не понимая в сложных инженерных делах по государственному контракту, «выполняла работы по приведению в нормативное состояние и содержание паромной переправы»? Что на это скажет её муж – Чазый Кок? Что это, всеобъемлющая жадность, страстное желание обогащаться даже за счёт человеческих жизней? Нашими жизнями должны распоряжаться такие выдвиженцы от партии власти «Единой России» с их жёнами-предпринимательницами? Жадность и ещё раз жадность движет такими людьми.
Улуг-хемцы смеются и плачут, когда речь заходит об этой ненасытной семейке. Как только Чазый Кок попал в правительство, говорят они, эта семья сразу обзавелась автозаправками, продуктовыми и ювелирными магазинами, киосками. По дороге в Арыг-Узуу, возле местечка Берсенёвка, вы можете увидеть образцово-показательное животноводческое хозяйство Чазыйкоковского семейства: сотенные стада КРС, свиней и более 700 голов МРС. И, спрашивается, на какие деньги всё это содержится? Не на те ли недостающие сантиметры в дорожном полотне?
Жадность не даёт покоя, это всем хорошо известно. Жадность всегда идёт рядом с завистью, а эти чувства ведут к преступлениям. Жадные жёны коррумпированных мужей на всё пойдут, чтобы показать всем свою силу, которая, по их пониманию, находится в богатстве. Но будьте уверены, люди не от зависти до сих пор обсуждают свадьбу, которую семейство Чазый Коков закатило своему сыну – обошлась она в более чем миллион рублей, была подарена машина с баснословной стоимостью, квартира в Кызыле и пр. Это была уже не свадьба, говорят люди, это был парад чванства, кичливости и дурного вкуса. Но чванство за чей счёт? Откуда такие бешеные деньги? Не из тех ли недостающих сантиметров дорожного полотна «трассы высшей категории Шагонар-Торгалыг»?
11 мая в Абакане прошёл судебный процесс над нашим земляком Чолбенеем. Его осудили на 3 года колонии за мошенничество, заключавшееся в содействии в передаче взятки в 1 млн. ЕВРО за продление годового контракта предшественника Кока. Чолбенея «взяли», когда он передавал первый «транш» в 4,5 млн. рублей. ФСБ сработала оперативно. Правда, своего клиента Чолбеней не «сдал». Говорят, побоялся, что его удавят в камере. Уж лучше отмотать срок на зоне. Но сейчас речь не об этом. Откуда-то заказчик Чолбенея, руководивший эксплуатацией дороги М54 эти самые 40 млн. рублей на взятку нашёл? Представляете, какое доходное это место – руководить дорожниками? Интересно, а сколько могли потребовать за эту должность у Кока? И откуда у него такие деньжищи?
Теперь понятно, зачем Коку депутатство. Наверное, надеется, что депутата за руку ловить не будут. Но зачем нам в парламенте откровенное жульё?
А. Монгуш