ОБЗОР ПРЕССЫ |
БЕЗГРАМОТНЫЙ МИНИСТР РАЗВАЛИЛ ОТРАСЛЬ
«В хозяйствах республики завершена уборка зерновых культур. Об этом сообщил министр сельского хозяйства Яндан», – сообщила «ТП». Итоги – более чем скромные. Как заявил министр, «в среднем по республике намолот составил 10,1 центнера зерна с гектара». Однако тут же сам опроверг эти сведения, приведя конкретные цифры: «Всего с 18,5 тысячи гектаров собрано 16,5 тысячи тонн зерна». Причём цифры засеянных площадей были благоразумно приведены без учёта списанных полей. Но даже в этом случае любой ученик четвёртого класса мог бы запросто подсчитать, что при делении 16,5 на 18,5 получится 8,9 центнеров с гектара. А он «насчитал» аж более 10! Такие уж нынче пошли министры – не могут сосчитать до 10.
Впрочем, Яндан вынужден признать: собранного «зерна недостаточно даже для того, чтобы покрыть потребности в фуражном зерне птицефабрики «Енисейская». К тому же птичий «флагман животноводства» находится в таком плачевном финансовом положении, что «птицефабрика не может выкупить зерно».
Министр был вынужден публично признать: уборочная в республике в этом году (впрочем, как и ранее) была организована из рук вон плохо. «По данным Минсельхоза РТ, из 166 единиц зерноуборочной техники удалось задействовать только 99, а из 645 грузовых автомашин – 410». По всей видимости, бюджетные деньги, выделенные на ГСМ и запчасти для обеспечения уборочной кампании в Туве, были снова украдены клерками Минсельхоза и Сельхозтехники.
ТО ДА ПОТОМУ
Консорциум, о котором без устали талдычил премьер Кара-оол последние три года, в который раз обретает мифическую реальность. И по новой обещает очередной прорыв в инвестиционном процессе Тувы. Пока, увы, исключительно на страницах правительственной прессы. Тем не менее, «ТП» утверждает: «Перспективы строительства железнодорожной ветки «Курагино – Кызыл» обрели зримые очертания». Как говорится, свежо предание, да верится с трудом.
Начать строительство «железки» собирались в 2007 году. Затем этот срок перенесли на 2008 год. Следом громогласно заверили, что 2009 год уж точно станет годом начала строительства железнодорожной магистрали Курагино-Кызыл. Потом аналогичные заверения были в 2010 и 2011 году. При этом срок окончания строительства – 2013 год – не менялся. В итоге никаких изменений в организации инвестиционного процесса не наблюдается. «Инвестиционный паспорт проекта был одобрен Правительством России еще в декабре 2007 года. Стройку предполагалось начать в 2009 – 2010 годах, а в конце 2013 года – запустить дорогу. Но реализация проекта затянулась». В настоящее время даже отсутствует утверждённый проект строительства дороги. Как сообщается в публикации, он «проходит процедуру согласования в ФГУ «Главгосэкспертиза России».
Видимо, поэтому сдвинуть проект с мёртвой точки решил сам российский премьер, который «26 октября провел совещание, на котором обсуждалась реализация первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе в рамках стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года». Правда, в официальных документах и новостных передачах федеральных СМИ никаких сведений об особом интересе к тувинским проблемам ничего не сообщается. Однако, это не помешало печатному органу тувинского правительства с пафосом сообщить, что «обсуждались такие проекты, как «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», «Строительство железнодорожной линии «Кызыл – Курагино» и «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края». В опубликованном материале говорится, что тувинский премьер якобы выступил с заявлением, в частности сказав: «Мы ведем речь о первом этапе строительства железной дороги. Для нас принципиально важно, чтобы были выдержаны сроки реализации проекта». А российский «премьер-министр Владимир Путин» якобы «согласился с главой республики». Хотя отсутствуют, какие бы то ни было подтверждения не только того, что Кара-оол сделал подобное заявление, а Путин его поддержал, но и вообще, что Кара-оолу на совещании давалось слово. Ведь ни для кого не является секретом, кто по поручению нашего знаменитого земляка и ради кого суёт палки в колёса пугачёвского паровоза инвестиций. И мало кто сомневается, что строительство дороги не сдвинется с места, пока Кара-оол будет сидеть в кресле премьера.
Тем не менее, если Кара-оол где-то что-то и говорил из того, что приведено в публикации, то можно сделать смелый вывод: он до сих пор ничего не понимает в экономике. Судите сами. Когда он сетовал на плохое техническое состояние автомобильной дороги М54 Кызыл-Абакан, то заявил, что «жестоко эксплуатируется главная автомобильная трасса М-54, соединяющая Туву с другими регионами России. Она ежедневно выдерживает пресс сотни большегрузных машин». Он, видимо, до сих пор не осознал, что дорога для того и предназначена, чтобы «ежедневно выдерживать пресс сотни большегрузных машин». Для этого она и построена. А в том, что большая часть государственных средств, отпускаемых для поддержания её в надлежащем состоянии, разворовывается, и потому она большей частью состоит из ухабов и ям, наверное, есть и его вина. В итоге совещания «Путин поручил рабочей группе российского правительства приступить к формированию консорциума инвесторов по реализации железнодорожного проекта «Кызыл – Курагино». Так что до реализации самого проекта – как до Китая. К тому же сведения о востребованности тувинских углей Кара-оолом сильно преувеличены. По крайней мере, как следует из публикации, «Северсталь» планирует начать разработку месторождений в 2021 году, а «Евраз» – в 2015-м». А это – металлургические компании, потребляющие коксующийся уголь. Впрочем, что говорить о Северстали и ЕВРАЗе, если даже ЕПК банкира Пугачёва не спешит с разработкой Элегестинского месторождения, ожидая, когда Кара-оолу Кремль подберёт другую работу, которая ему будет по силам.
Примечательным является то, что на совещание в Новосибирск не был допущен олигарх Дерипаска, чьи интересы давно и упорно, правда, пока безуспешно, по указанию Шойгу лоббирует тувинский премьер. Это лишний раз доказывает, что к Каа-Хемскому разрезу в частности и к тувинским углям вообще этот авантюрист никакого отношения не имеет.
Имеется и ещё один штрих: Путин Кара-оола в состав рабочей группы, которая «должна определить, каким будет долевое участие инвесторов, а также проработать юридическую форму нового объединения», не включил. Также было отмечено, что «новая форма объединения инвесторов позволит обеспечить баланс интересов государства и частного капитала, прозрачность и устойчивость проекта». Таким образом, фактически подтверждено, что реализация проекта строительства дороги и освоения месторождений угля в Туве – не столько экономически выверенный проект, сколько желание начальства запустить инвестиционный проект, чтобы на нём «погреть руки». Именно поэтому потребовалось вмешательства самого Путина – иначе «вероятные инвесторы» Пугачёв, Мордашов и Абрамович вкладывать деньги в Туву даже на условиях 50-процентного участия государства не соглашались.
И в данном случае финансовые трудности Пугачёва ни при чём. Во-первых, они возникли не так давно, а канитель со строительством тянется неприлично долго, а с другой, у Мордашова и Абрамовича, по слухам, «денег – куры не клюют», но они заходить в Туву и развязывать свои кошельки не спешат. Они до сих пор даже не открыли в Кызыле офисы своих компаний. Поэтому заявление, что теперь в ситуации со строительством достигнуто «отсутствие прямой зависимости от финансового положения единственного инвестора» выглядит надуманно и глупо. Что ни говори, а Пугачёв, Абрамович и Мордашов потому и олигархи, что деньги считать умеют. И потому ни с каким Кара-оолом бизнес строить не станут. Даже под нажимом самого Путина. Таким образом, ускоряя процесс начала строительства дороги, Кара-оол лишь ускоряет решение по своей персоне.
СТРАННОЕ РОССИЙСКОЕ ПРАВОСУДИЕ
«Чаа-Хольским районным судом вынесен обвинительный приговор в отношении женщины, пытавшейся сбыть наркотики», – сообщает «ТП». «Е.Хоюгбан в местечке Казанак с целью последующего сбыта незаконно приобрела 4 грамма гашиша. Однако свой преступный умысел на сбыт наркотического средства она не довела – была задержана сотрудниками милиции». Но ей не удалось уйти от ответственности – «суд назначил виновной 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима».
В связи с этим вспоминается, как родного брата тувинского премьера чекисты Красноярска поймали с чемоданом собранного на этих же полях гашиша. Но он каким-то, известным только его брату, способом отделался приговором в три года колонии, через год чудом вышел на свободу и, отлежавшись в правительственной больничке, как ни в чём ни бывало занялся общественно-просветительской деятельностью. А правосудие у нас вроде как единое. Но это не мешает за 4 грамма давать наказание в 4 года, а за 3 килограмма – только три. Да и то – с досрочным освобождением через год.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БАРДАК
О состоянии теперь уже совсем не народного образования в Туве поведала другая статья в «ТП». Как выяснила прокуратура, «в сентябре не приступил к занятиям один из учащихся 8 класса чаданской средней школы №2, который не посещает уроки по сей день. Причину педагоги видят в том, что отсутствует контроль со стороны матери, которая злоупотребляет спиртными напитками. Кроме того, подросток «стесняется» ходить в школу, поскольку дважды оставался на повторное обучение в связи с неуспеваемостью». Однако местные власти бездействуют. И потому «по данному факту конкретных мер не принято». И даже «в комиссию по делам несовершеннолетних письменное уведомление не направлено».
Но и в целом деятельность школ вызывает нарекания со стороны прокурорских работников. Так, к примеру, «при проверке установлено, что педагоги два раза в год за счет собственных средств проходят медицинские осмотры. Деньги на их прохождение администрацией не выделены». К тому же «медицинская деятельность в общеобразовательных учреждениях района осуществлялась без соответствующих лицензий». В связи с чем «прокуратурой района внесено 13 исковых заявлений в суд о приостановлении деятельности, осуществляемой без специального разрешения. Исковые заявления судом рассмотрены и удовлетворены». «12 директоров общеобразовательных школ по постановлениям прокурора оштрафованы».
В Дзун-Хемчикском районе проживают 56 детей-инвалидов. Все они должны обучаться на дому. Однако «в настоящее время к дистанционному обучению привлечены всего 3 детей-инвалидов». О принятых мерах ничего не сообщается.
ПОКАЗАТЕЛИ РАСТУТ БЫСТРО, А СТРОИМ ЖИЛЬЯ – МЕНЬШЕ ВСЕХ
«ЦА» сообщил, что «Тува – лидер Сибири по приросту жилья и благоприятный регион России для малого бизнеса». По крайней мере, так сообщил тувинский премьер.
«Республика сдала под ключ новых домов на 26,4% (до 26,7 тыс. кв.м.) больше прошлогоднего уровня». Правда, у соседей этот показатель выше. К примеру, «наибольший прирост объемов жилищного строительства отмечен в Красноярском крае (на 56,3%) и в Республике Алтай (на 40%)». При этом в других регионах Сибири в абсолютных цифрах ввода жилья цифры намного солидней, чем в Туве. «Красноярский край в этом году возвел 645,7 тыс. кв. м, Кемеровская область – 626,2 тыс. кв. м, Новосибирская область – 550 тыс. кв. м. На эту тройку регионов приходится более половины введенного жилья в Сибири», – сообщила «ЦА».
ДОЛГИ ПО ВЫПЛАТЕ ЗАРАБОТАННОГО РАСТУТ
Прокуратура привела данные по задолженности предприятий республики по выплате зарплаты. «37 миллионов 912 тысяч рублей – такова на 1 октября задолженность по заработной плате в 32 организациях республики». И динамика роста задолженности удручает: «по сравнению с началом года зарплатный долг вырос в республике на 2 миллиона 87 тысяч рублей». «Чемпион по долгам – ОАО ГОК «Туваасбест» – 14 миллионов 556 тысяч рублей».
Как известно, это предприятие аффилировано с первым зампредом тувинского правительства Теном. Впрочем, долги по зарплате увеличиваются не только на предприятиях, принадлежащих членам тувинского правительства. Лидерами по этим показателям являются ГУПы и МУПы. «На прежнем уровне остались долги по зарплате и у ГУП «Коммунальщик» Кызыла (1 млн. 812 тыс. рублей), у ГУП «Тувмашзавод» г. Кызыла (1 млн. 679 тыс. рублей) и ГП ОПХ «Сосновское ГНУ ТУВНИИСХ» (963 тыс. рублей)». «Увеличилась задолженность в ОАО «Ак-Довуракская ТЭС» до 1 млн. 523 тыс., МУП «Водоканал Чаа-Хольского района» – до 893 тыс., ГУП РТ «Чаа-Хольтепло» – до 585 тыс., ГУП «Улуг-Хемтепло» – до 580 тыс., МУП «Чадана» – до 197 тыс. рублей, а у ГУП «Кызылтепло» – 432 тыс. рублей долгов». Огромный долг «в ОАО «Чеди-Хольтеплоэнерго» – 6 млн. 687 тыс. рублей».
Бросил предприятие СХК «Нива» Пий-Хемского района с огромными долгами проходимец Лопато. Там до сих пор не погашен долг по зарплате в 744 тыс. рублей. СУ при МВД по РТ возбуждено уголовное дело в отношении мошенников из Минсельхоза и председателя СПК «Нива», в корыстных целях приписывавших надои и привесы. Но уголовное дело странным образом волокитится и при попустительстве прокуроров Пий-Хемского кожууна и республики никак не дойдёт до суда. А тем временем работники СПК «Нива» никак не могут получить заработанное.
Впрочем, и в целом прокурорским работникам доложить о своих успехах в борьбе с жуликами, оставляющими простых людей без средств к существованию, по сути, нечего. «Сначала 2010 года органами прокуратуры республики внесено 187 представлений по соблюдению прав граждан на оплату труда, 12 протестов на незаконные правовые акты». И только «11 из них рассмотрены и удовлетворены». «На 1 октября на исполнении службы судебных приставов-исполнителей находилось 970 исполнительных производств о взыскании более 27 млн. рублей заработной платы. За отчетный период из них фактическим исполнением – 496 на сумму 12 млн. 996 тыс. рублей».