ОБЗОР ПРЕССЫ |
ГОСПОДИНА ШИЛОВА ПОМЕНЯЛИ НА ТОВАРИЩА МЫЛОВА
Теперь уже ни для кого не секрет, что председатель правительства Тувы – человек крайне неуживчивый. Более того – мнительный и нетерпимый. Ему трудно переносить рядом с собой людей значительно выше его по росту или уровню интеллекта. А если и терпит таких, то только исключительно по указанию Сергея Шойгу. Это о наших бывших сенаторах. Смотрелся он рядом с ними действительно комедийно: чрезвычайно эффектная броской внешности женщина и излучающий уверенность в себе двухметровый мужчина, а рядом полутораметровый Вини Пух с постоянными жалобами на недостаток меда и липкими просьбами подсластить.
Ясно, что не Кара-оол решал «кадровый вопрос» при их назначении в 2007 году. Не по его росту и увольнять. Вопрос решался гораздо выше. А кстати пришлось то, что оба сенатора никогда не скрывали пренебрежительного отношения к Кара-оолу и не питали пиетета к парламенту Тувы, а порой публично высмеивали нашего Главу. Так что неудивительно, что «до минувшего понедельника наша республика оставалась единственным регионом, который, не был представлен в Совете Федерации». Долго так продолжаться не могло, и 17 января Кара-оол по указанию Шойгу представил карманному парламенту Тувы кандидатуру для назначения членом Совета Федерации РФ от парламента Тувы. Им стал журналист с сомнительной репутацией, ведущий передачи «Человек и Закон» А.Пиманов, который до этого дня безрезультатно числился депутатом Верховного Хурала Тувы от партии «Единая Россия».
Как и ожидалось, коллеги единогласно проголосовали за предложенную кандидатуру, даже не спросив его, почему он в 2010 году прогулял все заседания сессии парламента. Оно и понятно – то, что у нас зовется Верховным Хуралом, парламентом и назвать-то трудно. Подобранные специальным образом и некоторые даже порядочные, но крайне несамостоятельные люди, купленные правительством на бюджетные деньги, по первому крику собирающиеся в Желтом Доме для того, чтобы за подачку поддержать любую, самую абсурдную или вредную инициативу. Конечно, они не могли не поддержать кандидатуру совершенно неизвестного им человека даже в случае, когда он без зазрения совести за возможность попасть в Совет Федерации готов поливать республику чернухой по центральному телеканалу, распространяя о лидере парламентского большинства явную клевету. В связи с этим кощунственно выглядят слова благодарности Кара-оола в его адрес: «Мне импонируют в Пиманове его человечность».
В республике не забылось, кто ранее представлял в Совете Федерации Туву. Людмила Нарусова, конечно, мало думала о Туве и своём имидже среди её населения. Слабо разбиралась в тувинских реалиях, часто попадала впросак при обсуждении текущих проблем Тувы и реально не представляла насущные проблемы республики, её людей. Да и нашего местного «гиганта мысли» с его окружением, судя по всему, за людей не считала. Но следует признать: человек она волевой, самостоятельный и крошек с чужого стола не собирает. И если ставит перед собой какую-то цель, то непременно добивается результата. У неё серьёзные питерские связи и огромные лоббистские возможности, невзирая на отсутствие желания кому-либо чем-либо помогать. И в этом плане Тува поменяла своего представителя, который мог, но не хотел, на другого, который заведомо ничего не сможет, даже если и захочет. Что, впрочем, тоже маловероятно. По крайней мере, за время своего депутатства в Верховном Хурале он не озаботился ни одной тувинской проблемой и даже ни разу не порадовал республику своим визитом.
В этом плане декларация Пиманова о желании помочь республике с реализацией железнодорожного проекта и воспрепятствованием сокращения численности сотрудников МВД РТ выглядит смехотворно. Человек, из российской элиты знакомый только с нашим земляком, которому, собственно и обязан своим неожиданным взлётом в Совет Федерации, вряд ли в состоянии предложить что-нибудь, кроме чернухи по Первому каналу. А заявление Пиманова, что он будет содействовать инвестиционному процессу в Туве перечислением зарплаты сенатора, является подтверждением его полной несостоятельности.
В связи с этим предположение, что Шойгу одарил его сенаторством от Тувы в расчете, что он в преддверии выборов в Госдуму и после них в благодарность будет «мочить» по федеральному каналу его недругов, очень похоже на реальность. В противном случае целесообразность облачения Пиманова в полномочия члена Совета Федерации при полной его несостоятельности как политического деятеля или финансового воротилы равна нулю.
Даже в такой ситуации Кара-оол не смог не вспомнить помощь, которую оказывал республике бывший сенатор Пугачёв: «С его помощью удалось привлечь финансовые ресурсы на завершение строительства универсального спорткомплекса «Субедей», залов под скифское золото в Национальном музее». И даже не упоминание его роли в решении проблемы утверждения в высоких инстанциях проекта строительства железной дороги в Туву картины всемогущества бывшего сенатора Пугачёва не испортило. Конечно, ничего подобного ожидать нам от Пиманова не приходится. И в этом плане любопытно, для кого наш замечательный земляк освободил второе место в Совете Федерации. Для компаньона по бизнесу или, как в случае с Пимановым, своего вассала?
КАК НАПОИТЬ 171 ВЕРБЛЮДА?
В начале 2010 года в Туве погибло много скота. Из-за бескормицы и отсутствия воды. По официальным сведениям Тывастата, в результате кропотливой, многотрудной и чрезвычайно эффективной работы правительства и Минсельхоза Тувы «в крупных и средних сельскохозяйственных организациях к началу ноября текущего года поголовье крупного рогатого скота составило 4045 голов, по сравнению с аналогичной датой 2009 года уменьшилось на 25,5%, коров – 1650 голов (на 24,7%), овец и коз – 102919 голов (на19,5%), свиней – 125 голов (на 39,3%), лошадей – 2109 голов (на 2,6%)».
Такие «выдающиеся» результаты государственной деятельности не могли остаться незамеченными. Летом ушедшего года в правительственных СМИ громким боем звучали реляции в честь заготовителей кормов. Оглашались победители, им выдавались какие-то премии. Однако пришло время и вдруг выяснилось, что наши правительственные умники не в состоянии учиться даже на своих ошибках. Новая зимовка скота принесла новые ЧП. Правительственная малотиражка скромно сообщила: «зимовка скота, в основном, проходит удовлетворительно», однако «ЧП избежать не удалось».
Как сейчас выясняется, победоносная заготовка кормов в республике прошлым летом оказалась, мягко говоря, не очень удачной. По крайней мере, даже по информации «ТП», «в переводе на кормовые единицы, на одну условную голову скота при норме 16 в среднем по республике приходится 13 центнеров кормовых единиц или 81,3%». Из которых «на зимние стоянки вывезено 92%» кормов.
И снова подвела погода. Мало того, что зима, как обычно, грянула неожиданно в декабре, снега выпало или мало, или, наоборот, много. И там, где его много, «образовавшиеся после ветров сугробы затрудняют подход скоту к зимним пастбищам». К тому же «наблюдаются случаи повреждения (потертости) из-за ледяного наста лодыжек у животных». А где снега недостаточно, там дела обстоят ещё хуже. «В Бай-Тайгинском, Барун-Хемчикском, Сут-Хольском, Дзун-Хемчикском районах снега выпало мало, поэтому животноводы испытывают трудности с организацией водопоя скота». И хотя сельскому хозяйству правительство Тувы уделяет достаточно внимания, «все-таки сказывается недостаток глубинных скважин».
К тому же в районах постоянно что-нибудь, да сгорит. «В Овюрском районе в декабре на одной из стоянок произошел пожар, сгорела кошара, в которой было 410 голов скота, а в Эрзинсоком районе на стоянке сгорела юрта». Сказывается и многолетнее отсутствие должного бюджетного финансирования отстрела волков. «Во многих районах большой урон скоту продолжают наносить волки».
А между тем, «приближается время массового окота скота», в связи с чем «для помощи чабанам необходимо сформировать бригады из числа 5100 сакманщиков». И сообщает умопомрачительную новость, что, якобы «по состоянию на 17 января 2011 года поголовье скота в республике составляет 145,5 тысячи крупного рогатого скота и 1155,2 тысячи – мелкого рогатого. 28,5 тысячи голов свиней, 41,5 тысячи лошадей, 2211 оленей и 171 верблюд». При этом скромно добавляет, что для получения такой солидной цифры правительству Тувы пришлось «к поголовью в 43 крупных и средних сельхозпредприятиях, 503 крестьянских (фермерских) хозяйствах, 447 малых сельскохозяйственных кооперативах» прибавить скот, находящийся «в 47127 личных подсобных хозяйствах», который никакому учёту не подлежит и количество которого достоверно неизвестно. Так отсталая аграрная республика пытается путём приписок пробиться в лидеры российского животноводства. Хотя на самом деле не в состоянии заготовить достаточного количества кормов и обеспечить имеющийся в хозяйствах скот водой.
СКОЛЬКО НЕ ГОВОРИ «ХАЛВА, ХАЛВА...»
Проблема межнациональных отношений в России стала предметом широкого обсуждения. И отмолчаться национальным республикам в такой ситуации невозможно. В связи с этим в республиканских СМИ Тувы стали появляться материалы, посвящённые этой теме. Как правило, это – низкопробные заказные статьи, нахально утверждающие, что «национального вопроса в Туве не существует», русские «чувствуют себя комфортно» и благодаря мудрой интернациональной политике руководства их будущее «не вызывает беспокойства». А между тем если три года назад убыль населения (понятно – какого) в год составляла до 600 человек, то в этом году она перевалила за тысячу. И это – самое яркое доказательство подтверждения, что заявление о том, что русским в Туве «при новой власти жить стало веселее, жить стало хорошо» не совсем соответствует действительности.
Видимо, поэтому в СМИ стали появляться материалы, не искажающие историю и реально оценивающие сегодняшнее состояние межнациональных отношений в республике. К таким серьёзным, аналитическим материалам, пожалуй, можно отнести статью доктора наук, профессора А.Кужугет «Тувинцы и русские: нельзя возвыситься за счёт оскорбления другого народа». Как справедливо отмечает автор, «чувство собственного достоинства присуще... людям думающим, самодостаточным, уважающим себя... и других». При этом «многие члены нашего современного тувинского общества не уважают себя, свой народ, его культуру, и не считают проступком оскорбить другого человека по национальному признаку».
Во многом она винит тяжёлое советское наследие, при котором было естественным «писать одно, а делать – другое, говорить об одном, а думать – совсем о другом». «После распада СССР в общественной и культурной жизни... «титульных наций» начался процесс обращения к своему прошлому, к истокам и корням. Однако... часто это был откат... к феодальным отношениям». И тут автор вспоминает процесс бичелдеизации Тувы, когда «под лозунгом «за возрождение культуры» началась, по сути, реконструкция клановой системы и... породило у маргинальной части тувинского населения пещерную ксенофобию против русских, более практичных и лучше адаптировавшихся к сложной, постоянно изменяющейся жизни». И как итог ощущения пьянящего вкуса свободы своего слова и своих действий «лозунг девяностых: «Русские! Вон из Тувы!». И как следствие – «тувинцам в республике стало жить трудно, а русским – еще труднее».
Активизация политической деятельности экстремистов, сплотившихся вокруг К.Бичелдея в конце восьмидесятых – начале девяностых «вошло в историю Тувы как период всплеска националистических взглядов и тувинско-русского конфликта». Как подчёркивает автор, «главная причина осложнения национальной ситуации в Туве заключалась в потере чувства национального достоинства». «Сказался также комплекс «малого» народа, переросший в злобу против «старшего брата». Вот тут-то и начался конфликт. «Молодые люди, в основном, безработные, подогреваемые местными оппозиционными политиками, желавшими попасть в местный парламент, обратили свой гнев за неустроенную жизнь на русское население». «Появился лозунг: «Русские! Вон из Тувы!», повлекший массовый исход русскоязычного населения из республики».
Только за один 1990 год республику покинули «более десяти тысяч человек. Это стало настоящей катастрофой, последствия которой ощутимы и сегодня». Тува потеряла не просто специалистов – она «потеряла много работающих предприятий». Экономика республики получила жестокий удар. И некогда бурно развивающаяся республика в одночасье опустилась на дно унизительной дотационности. И если «в 1990 году субвенция из бюджета РФ составила 104,5 млн. рублей, в 1991 году – 434,5 млн., что в три раза превышало собственные доходы республики, далее – все больше и больше. Если в семидесятые годы русских в Туве было около 30%, то к 2002 году, по переписи населения, их осталось 20,11%».
Большая часть русских уехала, а жизнь коренного населения стала невыносимой. «Кризис ознаменовался в Туве ростом безработицы, особенно среди тувинской молодежи, и как следствие этого – массовым сбором конопли, ростом контрабанды, скотокрадства, браконьерства». И к делению на русских и тувинцев добавилось деление самих тувинцев – на городские и районные.
Касаясь сегодняшнего положения русских в Туве, автор замечает: «в Туве сегодня уже явно проявляется понижение этнического, социального и политического статусов русских, их оттеснение на периферию жизни. Их все меньше в правительстве и на руководящих должностях». «Теперь уже у русских и, как принято говорить – у русскоязычных, все больше возрастает чувство национальной неполноценности». Демонстрацией этого может служить практика, когда даже в Кызыле «в общественных местах и на официальных мероприятиях говорят на тувинском языке, невзирая на то, что в зале бывает много русских». Это «приводит к психологическому дискомфорту, когда все понимают, что на ответственную должность ставят по любому признаку, только не по труду, способностям и знаниям». Впрочем, вслед за дискриминаций по национальному признаку пришла другая: «выпускники российских вузов не могут устроиться на работу без родственных связей и уезжают».
В итоге автор приходит к выводу, что дальше «вопрос о положении русских в Туве замалчивать нельзя». И нет никаких оснований «говорить о демократии в ее общепринятом смысле, о толерантности и равноправии людей разных национальностей в Туве». «И эту проблему должно осмыслить все тувинское общество». А первым подтверждением такой воли станет положение, когда «русский для тувинских классов не будет преподаваться как иностранный». И интернационализм в Туве будет пропагандировать не перекрасившийся шовинист, не так давно специализировавшийся на создании для русских невыносимые условия существования в Туве, а человек, пользующийся доверием у русского населения.