ЕГЭ в России: за выпускников сдают чиновники
От трех тысяч рублей в деревнях и от 30 тысяч в городах школьникам разрешается пронести мобильный телефон в пункт приема экзамена или выдаются готовые ответы
Вы думаете, выпускники все еще боятся ЕГЭ? Ошибаетесь...
– Слушай, а ты готовился к русскому? – интересовался один юноша у другого в одном тихом городишке.
– Щас! – Усмехался тот. – Двоечники нашим учителям не нужны. Все равно помогут. А если еще и заплатить...
И это, к сожалению, не исключение, а самое настоящее правило...
И дело совсем не в глупых детях, а в самой системе круговой поруки.
ВСЕМ – ПЯТЬ
В майкопском лицее №3 перед ЕГЭ по русскому языку было на редкость спокойно. Заметить ребят, повторяющих по учебнику материал, не удалось. Пригласили в класс. Всем раздали закрытые пакеты с тестами. Выпускники продолжали скучать. Спустя какое-то время им раздали непонятные листочки, и только тогда ученики стали прилежно, не торопясь, проставлять галочки в квадратиках.
Вдоль рядов заботливо ходила замминистра образования Республики Адыгея М.Алиева и что-то подсказывала.
Идиллию нарушили сотрудники УБЭП, ворвавшиеся в класс. Они предложили замминистра проследовать за ними. Детям не дали дописать экзамен. Ленивая и спокойная атмосфера резко переменилась. Только потом, в полиции, объяснилось первоначальное ленивое спокойствие, царившее на экзамене.
Действительно, париться этим ребятам, впрочем, как и их учителям, было незачем. Еще в апреле Марьят Алиева раздала своим подчиненным списки учеников, которые должны получить хорошие оценки. Так что на ЕГЭ избранных ребят сажали в определенный класс, а бланки с правильными ответами на варианты, которые должны бы прорешать выпускники, замминистра получила накануне экзамена. Так что нужные ученики в день экзамена просто получили листочки с ответами. Все просто...
– Алиева, как и семьи выпускников, утверждает, что все делалось бесплатно, по доброте душевной, – усмехаются полицейские. Будем разбираться.
Сейчас против чиновницы возбуждено уголовное дело. Ей грозит до 4 лет лишения свободы.
Но в адыгейской саге, помимо замминистра, задействованы, по данным следствия, около 160 человек – от учителей до руководителей пунктов сдачи ЕГЭ. И никого из них не смутила открытая, наглая фальсификация экзамена.
Это все, конечно, хорошо. Но... Маленькая Республика Адыгея, тихий город Майкоп. В мошенничество вовлечены 160 человек, а виновата замминистра образования. Экая нехорошая тетя! Всех построила, со всеми договорилась, всю работу наладила, да просчиталась. Вы верите? Я – нет. Заварить такую кашу по собственной инициативе? Без ведома начальства? И министр образования ничего не ведал? А учитывая, что все ведомства в небольших южных республиках тесно связаны между собой... И каждый закрывает спину вышестоящего, боясь за себя... И с таким положением дел уже не знаешь, как воспринимать подобное задержание, – как личные разборки между местными кланами или наконец-то сработавшую систему защиты ЕГЭ от жуликов. Хочется, очень хочется верить во второе...
И ТЕБЕ ТОЖЕ ПОМОГУТ
По крайней мере, информации о задержании чиновников, директоров школ и учителей, помогающим при сдаче ЕГЭ, становится все больше.
В комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ обобщили звонки граждан на горячую линию по ЕГЭ. В ответ на это Рособрнадзор в этом году еще туже закрутил гайки. Школьникам запретили пользоваться мобильными телефонами. Увидят мобильник – должны выгнать из класса и аннулировать результаты без права пересдачи. Впервые зафиксировано, что экзаменационные задания являются информацией повышенной секретности. Человека, выложившего ответы на них, могут привлечь к уголовной ответственности, а результаты ЕГЭ аннулируют. Юридические лица, мошенничающие на экзамене, должны быть оштрафованы на сумму до 200 тысяч рублей, а физические – от 5 тысяч. Кроме того, на каждом пункте приема ЕГЭ должны присутствовать общественные наблюдатели. И что?
Звонок уже в этом году. Анна Иванова рассказывает:
– В школе Ставропольского края творился полнейший беспредел на ЕГЭ по русскому языку: абсолютно все были с сотовыми телефонами и даже с фотоаппаратами, дети выходили по 5-6 раз, через 10 минут после начала экзамена началось массовое хождение детей по коридорам с целью передать флешкарты с фотографиями заданий. Очень многим задания выполняли учителя. И на математике будет то же самое. Уже всем заранее известно, кто кому будет решать.
Звонок из Хабаровского края:
– Я сдавала экзамен по русскому языку в одном из поселков. Ученики на глазах у всех пользовались телефоном, но никому не было сделано даже замечания. Помимо этого, ответственные за проведение экзамена несколько раз выходили из кабинета, давая тем самым возможность списать или спросить что-то друг у друга.
Еще «веселее» ситуация оказалась в Омской области. Как рассказал мне Саян Мухамеджанов: «27 мая наши поехали сдавать ЕГЭ по биологии в Щербакуле. Почти всем дали готовые ответы на части а) и б). А я думал, на ЕГЭ будет тяжело, а оказывается, легко!»
В прошлом году, по информации «КП», в Карачаево-Черкесии за высокий балл по одному предмету требовали 100 тысяч рублей. Игра стоит свеч, не так ли? В прошлом году уж совсем за бесстыдно высокие баллы на ЕГЭ была уволена и.о. министра образования и науки Карачаево-Черкесии Ирина Шаповалова. И все – никаких расследований, никакого уголовного преследования за фальсификации. Мало того, результаты ЕГЭ в республике пересматривать не стали, и выпускники с нарисованными оценками спокойно поступили в вузы.
В этом году, как отметила член Общественной палаты Любовь Духанина, цены упали. В маленьких деревеньках успешно сдать ЕГЭ, к примеру, по математике, можно за 3-5 тысяч рублей. А в больших городах, особенно на юге России, – минимум за 25-30 тысяч.
– Теперь, как правило, деньги берут за хорошую оценку и за возможность пронести мобильный телефон в пункт приема экзамена, – заключила Духанина.
И примеров взяточничества – пруд пруди. Чем меньше городок, тем проще всем договориться и всем миром написать (списать!) ЕГЭ. И баллы у всех хорошие, и детям радость, и учителей никто не ругает, и администрация в почете, и правоохранительные органы отчитались: у нас, мол, все спокойно...
Подготовили Татьяна БЕЛОУСОВА («КП» – Благовещенск»),
Александр СТЕПАНОВ («КП» – Ростов-на-Дону»).
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Жульничали, жульничают и будут жульничать
Н верю я, что в насквозь коррумпированной стране можно провести такое масштабное действо, как ЕГЭ, без подтасовок, подсказок и фальсификаций. Это вам не Китай или Южная Корея, где при проведении аналогичного экзамена сами власти регионов вводят драконовские меры, исключающие любое списывание.
У нас даже самые высокие степени защиты – например то, что учителю невозможно остаться один на один с учеником и помочь ему, – не работают. Даже директор школы в одиночку ничего «схимичить» не может. Нужен сговор по меньшей мере с районным образовательным начальством. И учителя, похоже, в такой сговор легко вступают.
То, что чиновники радостно отдают команды «нарисовать» результаты ЕГЭ, меня не удивляет, – они уже привыкли жить в режиме потемкинской деревни, и для них показуха важнее реалий. Им бы наверх отчитаться о мнимых достижениях и росте успеваемости.
Меня печалит то, что педагоги им не противоречат. Вот ведь какой последний урок получают ребята в школах, где помогают хорошо написать тесты? Что деньги и связи важнее хорошей учебы? Что нужные люди все равно получат тот результат, который они хотят? Что учитель, который годами учил вечному и доброму, влегкую может стать соглашателем и пойти на подлог? Жизненный выходит урок...
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
Интересно, а как обстоят дела со сдачей ЕГЭ в нашей республике? Если у вас, уважаемые читатели, есть собственный примеры, наблюдения, факты, пишите, мы будем очень рады обобщить ваши данные, тем более у высокопоставленных чиновников есть дети, которые сдают ЕГЭ.