Извилистые коридоры власти
Как известно, к правительствам все относятся по-разному. Одни надеются на него, другие – нет. Третьи во что бы то ни стало желают попасть в его состав, четвёртые ненавидят за воровство и мздоимство. Но никого оно не оставляет равнодушным. Для большинства информированных граждан в Туве переназначение Кара-оола вместо скамьи подсудимых оказалось довольно неожиданным. И тогда появилась интрига третьего состава его правительства.Разговоры относительно ключевых фигур правительства ходили всякие. К примеру, в мэрии было известно, что градоначальник Ховалыг, изрядно разваливший городское хозяйство и пристроивший большую часть муниципальной собственности и лакомых земельных участков главной семейке республики, собирается к брату первым замом. Не забывали и про волшебника мясных и бюджетных манипуляций Иргита, до сих пор гуляющего на свободе. Кого-то интересовала судьба Бартыны, так путём и не вписавшегося в правительство Кара-оола. Занимало будущее положение в новом правительстве главного интригана Бичелдея. С одной стороны, пятно его сепаратистского прошлого не могло не пугать Кара-оола. А с другой – он давно уже привык жить его умом и вряд ли готов от этого отказаться. Не было вопросов разве что только о Тене, прикупившем сенаторское кресло в комплекте с неприкосновенностью привлечения к уголовной ответственности.
Но события последних дней многое изменили. В Туву внезапно вернулся постранствовавший по просторам России Михаил Козлов, и многие знающие его люди поняли, что это – неспроста. В Туве давно известно: этот прожженный прагматик никогда не делает лишних шагов. Все его действия, как правило, хорошо продуманы и подготовлены. Чиновник до мозга костей, он всей своей карьерой подтверждает одно правило: не нужно делать того, что делать необязательно. И по Кызылу пошли слухи, что Михаил Сергеевич собрался заменить Сергея Тена в правительстве Кара-оола.
Впрочем, тут тайны особой и не было. Кара-оол и Козлов давно и отлично друг друга знают. Насколько известно, у них ровные, хоть и не дружественные отношения. Справедливости ради следует отметить, что у практичного Козлова в принципе нет ни врагов, ни друзей как таковых. И это позволяет ему без эмоций сохранять ровные отношения с большим кругом людей. Казалось бы, поскольку Козлов многие годы работал под началом Бичелдея, ему для получения должности достаточно было обратиться к нему за протекцией, и дело было бы «в шляпе». Но этого почему-то не произошло, и Козлову, говорят, для решения задачи пришлось прибегнуть к помощи другого своего бывшего патрона, под руководством которого он начинал свою политическую деятельность зампреда Верховного совета Тувы – Чимит-Доржу Байыровича Ондара, который замолвил за него слово перед Шойгу.
И вот назначение состоялось. И что из этого следует?
Нужно иметь в виду, что Козлов – очень грамотный, достаточно умный и чрезвычайно осторожный чиновник. В большой политике он с 1989 года, когда, будучи депутатом Верховного совета Тувы, занял должность заместителя председателя совета, которым был тогда Ч.Ондар. Из Козлова и Ондара сложился великолепный дуэт. Но когда Ондара из начальственного кресла выбросил набирающий силу националист Бичелдей, то и с ним у Козлова проблем не было. Потом он легко сработался в министерстве по делам национальностей с Абдулатиповым. А когда убили первого заместителя мэра г.Кызыла Эппа, легко сработался с Кашиным. У него до сих пор великолепные отношения с Сибирским федеральным округом, сложившиеся в то время, когда он был полпредом Президента Путина в Туве и Хакасии. Так что и с Путиным он тоже лично знаком. И с ныне опальным бывшим председателем Совета Федерации Мироновым, у которого он сначала руководил аппаратом, а затем трудился советником. Да и с губернатором Алтая Евдокимовым, у которого некоторое время трудился первым заместителем, «подвинув» ранее упоминавшегося Тена. Думается, ему удалось наладить ровные отношения и с аудитором, аппаратом которого он руководил, и с руководством Сбербанка, где ему также удалось послужить. А когда он в компании с Кара-оолом создавал в Туве «Единство», завёл дружбу и с Сергеем Шойгу, который под идейным руководством Бориса Березовского начинал карьеру политика.
Наверное, никто не станет спорить, что описанная выше мозаика его извилистого карьерного пути позволяет сделать вывод, что он – профессионал. О том, какими Михаил Сергеевич Козлов оброс связями и какова его репутация, говорит хотя бы тот факт, что в период с 2003 по 2007 год его кандидатура трижды рассматривалась на федеральном уровне на предмет наделения его полномочиями премьера Тувы. И в этом плане Кара-оол получил в его лице настоящую «рабочую лошадку». Скорее всего, с его приходом решатся такие застарелые, ставшие неразрешимыми проблемы, как вхождение Тувы в различные федеральные программы и проведение через правительство РФ Постановления о развитии производительных сил Тувы на ближайшие 5-10 лет, без которых экономику Тувы не оживить.
Но вряд ли Козлову будет легко работать. Его отношения с премьером складывались тогда, когда тот ещё не сильно увлекался личным обогащением и за ним не было шлейфа уголовных делишек. Сегодня Кара-оол совсем другой. Его скорее можно охарактеризовать, как подлый, алчный, мнительный, кровожадный, никчёмный урод, чем деятельный, честный, порядочный и деловой чиновник. Он вряд ли позволит Козлову собрать команду единомышленников по комсомолу и Госплану.
К тому же дальнейшему их сближению может помешать природная осторожность Козлова, который умудрился за многие годы чиновничества в вороватой России не вляпаться ни в одну коррупционную или просто скандальную историю. В этой связи очевидно, что заставить его «таскать каштаны из огня», воруя для своего шефа и его семейки, будет чрезвычайно сложно. Знающие его люди полагают, что он никогда ни под каким давлением, не в пример своему предшественнику, не поставит свою подпись под сомнительным документом, за которую его потом будут таскать следователи. А о том, чтобы он взял чужую вину на себя, вообще говорить не приходится. В этом плане работать с ним Кара-оолу будет очень непросто.
Козлов пришёл в тувинское правительства в тревожное время. Как известно, сегодня основной смысл работы в нём почти любого чиновника от самого маленького до самого большого – воровать, используя служебное положение. Воровать ежедневно, при любом подвернувшемся случае. Чем больше – тем лучше. В настоящее время до 70% чиновников регулярно дают показания следователям ФСБ и СУ СК. Какая-то часть из них вскоре должна пополнить ряды подозреваемых и обвиняемых. Кое-кто вместе с Иргитом пойдет на зону. С приходом Козлова риск «угореть» значительно увеличивается. Михаил Сергеевич не боится публичности, и СМИ должны получить в его лице хорошего ньюсмейкера. Но работу свою в Туве, как на Алтае, он наверняка начнёт с ревизии того, что наворотил его предшественник Тен, которому вскоре может пригодиться неприкосновенность сенатора...
В связи с этим любопытно положение в сегодняшней ситуации бывшего первого заместителя Кара-оола Шолбана Иргита. Когда Кара-оол с помощью Шойгу влез на престол, то Иргит и Бичелдей сразу стали его визирями. Но идиллия длилась недолго. В первого мёртвой хваткой вцепились следователи ФСБ, второго пришлось отправить в институт по «совету» оперативников из той же конторы. Некоторое время казалось, что неприятности Иргита позади. Говаривали об участии в деле самого Шойгу, о каких-то 300 миллионах, занесённых «куда надо». Но время шло, а дело «Урянхая» не только не закрывалось – как грибы, стали появляться новые в отношении УКСа, «Шевера» и других приближённых к Иргиту контор. Наряду с Иргитом и Содунамом для дачи показаний потянулась вереница чиновников тувинского правительства, включая самого Главу, чьими руками и совершались тёмные делишки.
И вот настал момент, когда должно стать ясно: отказался Кара-оол от услуг Иргита или по-прежнему относится к нему по-дружески, невзирая на его скорую посадку. Судя по всему, крепкая дружба, скрепленная цепью финансовых операций, сохраняется. Именно так можно расценить назначение его тестя Монгуша Самойлова министром сельского хозяйства. Надо сказать, что фигура нового министра чрезвычайно колоритна. Однажды он крепко удивил Чучева, поинтересовавшись у него, почему его куры не несутся. А когда Чучев приехал к нему посмотреть на кур, то выяснилось, что на подворье Монгуша гуляли исключительно петухи. Комичность ситуации вы поймёте, если вам пояснить: в это время Монгуш Самойлов работал директором птицефабрики!.. Той самой, которую сначала он, а затем Иргит довели до ручки. Затем, невзирая на развал птицефабрики, он вдруг «подрос» до министра сельского хозяйства Тувы. Именно находясь в министерском кресле, Монгуш сподобился организовать своему зятю рейдерский захват мясокомбината, позже получившего скандальное имя «Урянхай».
Тут его судьба свела с тогдашним спикером парламента Тувы Ш.Кара-оолом и зампредом правительства Достаем. Они втроём провернули одно дельце. Роль каждого из них до сих пор достоверно неизвестна. Знаем лишь, что за всё ответил Достай, получив условный срок. А суть аферы заключалась в том, что Минсельхоз России должен был перечислить Минсельхозу Тувы большую сумму в виде дотации. А Минсельхозу должен был за акцизы такую же сумму чернореченский вино-водочный завод в Кабардино-Балкарии. Кара-оол уже тогда командовал афганским братством Тувы, основной деятельностью которого была торговля водкой. Подбить Достая подписать бумаги о взаимозачёте Минфина, кавказцев и правительства Тувы особого труда не составило. И в Туву вместо денег селянам потянулись составы с водкой... Президент Ооржак, который не только не был «в доле», но даже не знал об афере с водкой, тут же начал «разборки», в результате которых Достай пошёл под суд, Монгуш лишился министерского поста, а Кара-оол отделался лёгким испугом. Так что Кара-оол и Монгуш знают друг друга достаточно хорошо. А «общее дело» хорошо крепит дружбу.
Потом у Самойлова была короткая карьера народного избранника, следом он каким-то чудом стал банкиром – его назначили руководить тувинским отделением Россельхозбанка. Говорят, тогда и получила широкое распространение практика выдачи необеспеченных кредитов сомнительным «фермерам», не имеющим ни кола, ни двора. Но когда сумма выданных кредитов перевалила за миллиард, его с должности попросили... Правда, Монгуш успел выдать «Урянхаю» кредит в 200 млн. рублей, на которые Иргит и Кара-оол тут же купили два Лексуса-470 и повестили на них соответствующие номера. Эти джипы до сих пор разруливают по республике, а банк банкротит мясокомбинат, чтобы вернуть кредит. И вот Монгуш Самойлов снова на коне – он, как когда-то в ооржаковские времена, министр сельского хозяйства Тувы. Что скажешь – молодец! А сельское хозяйство почему-то жалко...
О неослабевающем влиянии на премьера бывшего первого заместителя, долгое время фактически руководившего всем правительством, говорит и ожидаемое назначение министром земельных и имущественных отношений Салима Кызыл-оола. Его дружба с одним из самых талантливых мошенников республики начиналась еще с Харькова, где они обучались юриспруденции. Затем он прошёл «обкатку танками» на мясокомбинате «Урянхай» и зарекомендовал себя как надёжный авантюрист, бдящий интересы Иргита в его аферах. Следом была недолгая служба с руководителем Канцелярии Кара-оола, откуда его вежливо «попросили» в комитет по имуществу г.Кызыла. Везде, где бы Салим Таланович ни трудился, за ним тянется шлейф сомнительных дел. Хотя к уголовной ответственности он до сих пор не привлекался. Но, думается, это всего лишь – недоработка правоохранителей, которая, скорее всего, вскоре будет устранена. Вряд ли уголовное дело «Урянхая» обойдётся без его персоны. Но что не вызывает никаких сомнений – так это вклад в то, чтобы бесквартирные кызылчане не имели возможности легально получить земельный участок для строительства жилья. Это по его милости суды завалены заявлениями на этот предмет. И такого деятеля ставят министром. Зачем?..
И ещё. Следует признать, что новому правительству Тувы придётся работать в очень непростых условиях. Шойгу потихоньку «сдувается». У премьера теперь не будет возможности с его помощью заводить уголовные дела на своих оппонентов и прятать «концы в воду». К тому же в России по известным причинам резко возросла вероятность начала охоты на всякого рода коррупционеров и казнокрадов. В связи с этим уже в самом ближайшем будущем перед премьером и его окружением вполне может встать проблема уголовного преследования. Партия жуликов и воров на глазах сдаёт свои позиции. Возвращается процесс демократизации и гласности, страшнее которого для вороватых чиновников ничего нет. И мы – участники этого процесса.
Мы ещё вернёмся к теме формирования нового правительства Тувы.
Кондрат Пчёлкин