Куда ни сунься – всюду хам,
что остаётся делать нам?
или Хождение по мукам
Эти слова, вынесенные в заголовок, как нельзя, кстати, отображают реальную действительность, царящую в нашем здравоохранении. Говорят на вратах Дантова ада написано: «Оставь надежду всяк сюда входящий». К любой кызылской поликлинике данный лозунг подошел бы в полной мере. Оттуда придешь не только не вылечившимся, но еще больше заболевшим.
И дело даже не в том, что они скудно оборудованы по сравнению с другими регионами. С этим можно было бы как-то смириться и понять руководителей. Речь пойдет о другом. Об отношении медперсонала к своим пациентам. Я никогда не болел. (Тьфу, тьфу, тьфу). И никогда не сталкивался с кызылскими эскулапами. Но вдруг стало пошаливать сердце. Пришлось обращаться в поликлинику. Не будем уточнять – в какую. Абсолютно во всех одинаковое отношение к больным людям. Заострим внимание на следующей детали. Прежде чем попасть на прием, надо пройти не семь, как у Данте, а все 27, а то и больше. Легче слону пролезть в игольное ушко, нежели больному к лечащему врачу. Сначала надо собрать кучу анализов. Вот тут-то и начинается сущий ад.
Понятно, без них невозможно поставить диагноз. Претензий нет. Но когда начинается хождение по мукам, то возникает невольно крамольная мысль: а не лучше ли попросить Всевышнего забрать меня к себе, чем обрекать на такие мучения? Перво-наперво надо сдать кровь из вены. Не обладая широкими познаниями в этой сфере, пришел в половине восьмого утра. Но увидев у лаборатории Вавилонское столпотворение, почувствовал, как исчезает охота лечиться: опять захотелось заказать себе гроб, чтобы не мучиться. Но остановило лишь чувство сострадания и жалости к родным и близким. Ответственность перед ними удержала от соблазна все бросить и покинуть этот бренный мир.
Забор крови начинается с 8.00 и продолжается до 9.30. Всего полтора часа. Правда, я не заметил, чтобы какой-нибудь медицинский кабинет открывался вовремя. Всегда с опозданием, вывешенный на двери распорядок работы никогда не соблюдается. Хотя, нет – работать все прекращают строго по распорядку. За эти полтора часа, что берут кровь, лаборант может принять не более 50 человек. А в очереди томятся в три раза больше. Так что на прием в первый день мне попасть не удалось. На следующий день, обогащенный кое-каким опытом, решил встать с ранними петухами и пришел к шести часам утра в надежде, что буду первым. Да не тут-то было. Человек 15 более опытных в этих делах меня все же опередили. Тем не менее, пусть за два дня, цели своей я добился: кровь на анализы сдал.
В остальных кабинетах, куда у меня были направления, народу было поменьше. Однако радость моя была преждевременной – впереди меня ожидала флюорография. Здесь надо было выстоять очередь не в самом здании поликлиники, а рядом, на улице, в специально оборудованном автомобиле, и неважно лютый мороз на улице или нестерпимый зной. Чтобы подняться на высокий борт, на котором установлен аппарат для рентгена, надо преодолеть приставную лестницу с огромными зазорами между ступенек. Оступившись, чуть не вывихнул ногу. И с раздражением вспомнил всю русскую изящную словесность. Но лаборант меня успокоил. Пусть и не совсем добрым словом (добрых слов от медиков не услышишь), но хотя бы справедливыми словами. Оказывается, я хорошо отделался: до меня двое пожилых людей несколько недель назад вообще сломали ногу. Конечно, после такого от души отлегло. Хорошо, что я не один такой неуклюжий...
Но, в конце концов, все анализы были собраны, можно было отправляться к врачу. Имея за плечами опыт хождения по поликлинике, я уже в 6 часов, как солдат на посту, стоял около кабинета врача, ожидая приема, который должен был начаться в 8 часов. Два часа в мечтах о том, что меня первого быстро осмотрит доктор, что я наконец-то смогу отдохнуть, пролетели незаметно. Да к тому же врач пришла вовремя, как на двери написано. Но радость моя была преждевременной. Просто в этот день (это был четверг) заведующая поликлиники собирает всех на пятиминутку. Но почему-то длительность врачебных заседаний по длительности никак не соответствуют своему названию. Пять минут запросто могут растянуться на час или два. Так и случилось. Прием начали в половине одиннадцатого. Так что пять часов с 6 до 10 пришлось потерять напрасно. И не мне одному. В очереди к этому времени набралось нервного и издерганного народу человек 20. А у врача – никаких эмоций. Не говоря уже о том, чтобы извиниться перед больными и страждущими.
Создается впечатление, что медиков элементарной вежливости и этики никогда нигде не обучали. Но это ладно: здесь все зависит от культурного уровня человека. Непонятно другое: почему люди столь гуманной профессии бывают таким черствыми, безразличными к чужим страданиям? Их жестокое отношение сродни милицейско-полицейскому. Но те чаще всего имеют дело с преступниками, хотя это тоже не может служить оправданием. А ведь врачи заведомо знают, что к ним обращаются люди больные. Неужели они не осознают простую истину, что доброе слово лечит лучше самых дорогих лекарств? Не зря бытует мнение, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Неприкрытое хамство, чванство, грубость особенно бросаются в глаза приезжим из-за Саян. У наших медиков часто ничего нельзя спросить, а тем более посоветоваться или высказать свое мнение по поводу лечения. Они все воспринимают в штыки. Поэтому-то идешь к ним, как на Голгофу. И сделать им какое-нибудь замечание боязно, поэтому униженно слушаешь их и униженно молчишь. Хотя на душе кошки скребут от осознания своей беспомощности перед зарвавшимися не врачами, а рвачами.
Конечно, нельзя осуждать всех огульно. Наверное, и среди них есть такие, которые верны клятве Гиппократа. Но мне, к сожалению, пока такие не встречались.
И последнее. Но это уже касается федеральных законов. Согласно Конституции РФ, медицина у нас вроде как бы бесплатная. Хотя кому, к несчастью, приходилось заболеть, знают, сколько надо потратить денег на лечение. Для убедительности приведу пример. Чтобы измерить суточное давление, мне выдали специальный аппарат, который вешаешь на шею и ходишь с ними 24 часа. Так вот стоимость такой услуги 504 рубля. Но ведь он приобретен за государственный счет, точнее за наши с вами деньги, которые мы платим в виде налогов. Затем дали направление на УЗИ сердца и почек. Снова по 500 рублей за каждый анализ. Но и это еще не все. Нужно было проверить состояние сосудов. Заплатил еще тысячу. Таким образом, сразу пришлось отдать две с половиной тысячи, еще даже не начав лечение. Но раз врач обязал все эти процедуры пройти, приходится безропотно выполнять. В противном случае он не даст больничный лист, если ты работаешь, а неработающего пенсионера вообще не станет лечить. Пятидесятипроцентные скидки положены только ветеранам войны, которых и осталось-то несколько десятков. Я не говорю уже о бесчисленном количестве разного рода лекарств, которые приходится покупать. В итоге за неделю пришлось выложить из скудного пенсионного кошелька пять тысяч. Но платишь за кота в мешке, абсолютно не зная, будет тебе легче или нет, выздоровеешь или еще больше заболеешь.
Вот такая у меня получилась сага о нашем, якобы бесплатном лечении. Упаси вас Боже заболеть и лечиться в наших больницах.
Владимир Федорович Хворов,
пенсионер