Костыль в будущее
Тува в который раз подтверждает, что она – регион уникальный. Во всех отношениях. И дело тут совсем не в том, что премьер-философ сверхдотационной республики удосужился защитить диссертацию по экономике, темой которой стали межбюджетные отношения. Или в том, что бывший прокурор республики вдруг уселся в кресло министра разваливающегося на глазах здравоохранения, а министр сельского хозяйства не в состоянии отличить петухов от кур и поражается, почему они корм клюют, но не несутся. По этой части всё давно известно и дилетантство правящей верхушки Тувы уже никого не удивляет. Но сейчас речь пойдёт о другом, более весомом чуде, осуществляющемся на наших глазах. Речь пойдёт о реализации планов строительства железной дороги в Туву. А если точнее, то о том, как и почему она не строится.
Немного истории
Разговоры о целесообразности строительства железной дороги, которая бы связала Туву с остальной частью СССР, начались ещё с конца пятидесятых годов прошлого столетия. Но сначала у страны не было ресурсов для этого – БАМ поглощал все возможности страны – а затем экономисты убедились, что реализация такого проекта НЕЦЕЛЕСООБРАЗНА. Основанием для таких выводов послужили не только рост сепаратистских настроений в Туве и отсутствие потребностей страны в тувинских природных ресурсах, но и желание сохранить Туву как жемчужину нетронутой природы, оазис естественных фауны и флоры, территории уникальной культуры и древних национальных ремёсел. Поэтому в 80-х годах Туве оказали помощь в развитии её социально-экономической инфраструктуры и на том, казалось, дело закончилось. Понаехавшие со всех просторов страны строители в основном свою задачу выполнили и разъехались. Но тут пришёл Ельцин в компании с Шойгу и Березовским, развалили Советский Союз и всем регионам России дал свободы столько, сколько они смогли «проглотить». В такой ситуации нищей Туве давать большие деньги и тем более строить в ней что-то грандиозное не было смысла, поскольку это бы только подстёгивало центробежные силы и концентрировало интеллектуальную элиту вокруг сепаратистов типа Бичелдея. Поэтому единственным подарком Ельцина Туве для приближения её к России стал новенький самолёт ЯК-42, от которого в настоящее время, благодаря «дальновидности» руководства республики, остались «одни уши».
Но в 2002 году в республику зашли очень влиятельные в российской политической и деловой тусовке Сергей Пугачёв и Людмила Нарусова. Для республики они, конечно, были людьми чужими, но они в ней нуждались по двум причинам: Пугачёв купил у Червякова по цене хорошего джипа Элегестинское месторождение коксующегося угля с запасами до миллиарда тонн, и оба вельможи стали сенаторами от Тувы. С этого момента и началась для республики новая эра. Поэтому президент маленького региона с огромными запасами угля из могущественного правителя превратился в первого помощника сенаторов для достижения ими своих бизнес-целей. В этот период для него уже не существовало задач кроме тех, которые ему ставили Пугачёв и Нарусова. А им срочно понадобилась железная дорога в Туву, чтобы в сотни, а то и тысячи раз увеличить капитализацию ЕПК, которая владела Элегестинским месторождением угля.
Расторопные сенаторы все свои силы бросили на то, чтобы завлечь Путина идеей строительства железной дороги в Туву. Вдовствующая львица и православный банкир рисовали планы один радужней другого. Самые смелые из которых обещали «железку» уже в 2012 году.
Переломный год
Но немудрёное враньё когда-нибудь начинает приедаться. И обнищавшему за годы «реформ» тувинскому населению надоели-таки обещания Ооржака и «Единой России» «светлого будущего». В 2006 году оно с треском прокатило партию власти на выборах, отдав предпочтение набирающему силы спикеру парламента Василию Оюну и ведомой им «Партии Жизни». Благополучию Ооржака, Пугачёва и Нарусовой пришёл закономерный конец. Они ещё какое-то время пользовались остатками своего влияния в России и Туве, но вскоре их ожидал закономерный итог – они потеряли власть, а следом влияние и деньги. Сегодня в Туве их фамилии имеют, скорее, нарицательное значение.
Но на волне смуты чрезвычайному министру Шойгу удалось обещаниями убедить сначала Оюна, а затем и Путина в том, что республике под руководством молодого философа, ведомого им лично, удастся выйти из многолетнего пике. В конце концов, Шолбан Кара-оол и Василий Оюн сели за стол переговоров и в интересах республики договорились, на каких паритетных началах будут решать имеющиеся проблемы.
Но заключенный ими, под водительством Шойгу, мир оказался недолгим. По-видимому, не имевшему реального опыта руководства, комплексующему своими физическими данными Кара-оолу показалось, что при действующем спикере с солидной фигурой Оюне ему набрать нужного авторитета среди тувинцев не удастся. К тому же генерал-покровитель требовал всех «давить, как тараканов» и ни с кем больше ни о чём не договариваться. Так в республике началась затянувшаяся на три года ожесточённая война правительства с породившим его парламентом. Причём, главными методами войны оказались надуманные в отношении оппонентов Кара-оола уголовные дела. Все из которых, следует признать, закончились ничем. Ни одного противника Кара-оола осудить так и не удалось, а их осуществлявшему руководителю СУ СК Чудан-оолу пришлось расстаться с должностью и уехать из республики.
Приход Байсарова
Это время отличалось тем, что все важнейшие вопросы республики решались у Шойгу. В результате, сенаторами от Тувы стали проходимец Пиманов, поливающий грязью с высоты Первого канала жителей Тувы и заштатная артистка Мунзук, не всегда понимающая даже, какую кнопку при голосовании нажимать. Но главным «приобретением» Тувы за этот период стало вхождение в республику чеченского финансового авантюриста с сомнительным прошлым Байсарова, якобы, купившего в компании с Алтушкиным у Пугачёва ЗАО «ЕПК» с Элегестинским месторождением за 2 млрд. долларов.
Как только эта сделка состоялась, сразу пошли разговоры о том, что у Байсарова денег на то, чтобы рассчитаться с Пугачёвым, нет. Он на эти нападки никак не реагировал, регулярно наезжая в республику на охоту и рыбалку. Время шло, а денег у Байсарова всё не прибавлялось. А тем временем он возглавил ЗАО «Енисейская Промышленная компания» в качестве генерального директора и даже заключил договор на строительство железной дороги с НПО «Мостовик». Как потом выяснится, без согласия на то Совета Директоров ЗАО «ЕПК».
Председатель правительства Тувы Ш.Кара-оол стал очень гордиться дружбой с Байсаровым, к месту и без оного давая понять, что «железку» они строят вместе. И в доказательство его правоты «куски» работы на ней получили предприниматели Уюсов и Гаврилов, пользующиеся особым его доверием. Славословию не было предела.
Дороге быть?!
А когда 5 октября В.Путин подписал распоряжение, которым обязал все заинтересованные стороны начать строительство железной дороги в Туву с последующим освоением минерально-сырьевой базы республики, любой разговор Кара-оола сворачивал на тропу этого строительства. В подтверждение его заявлений в Доме правительства в г.Кызыле состоялось совещание, на котором фактически был дан публичный старт строительству, названному правительственной газетой «Тувинская правда» как «самому крупному транспортному проекту России за последние 100 лет». На нём, кроме тувинского чиновничества, присутствовали замминистра регионразвития РФ В.Токарев, замруководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Л.Бершанский, директор ФГУП «Единая группа заказчика» РЖД Д.Чижиков и гендиректор ЗАО ЕПК Р.Байсаров.
Из гостей особо «отличился» Бершанский, с пафосом сообщивший: «сегодня минфин России перечислил заказчику первый транш». Ему заискивающе вторил Кара-оол: «проект можно считать окончательно прошедшим точку возврата». «ЗАО уже вложило в него сотни миллионов рублей». Байсаров его смело поправил: «Миллиард». Как писал автор публикации, «зал, наконец, понял: все, действительно, закрутилось». «По информации Бершанских, за время подготовки проекта его стоимость выросла с 97 до 136 млрд. рублей, из которых федеральный фонд профинансирует 49, а затраты ЕПК 87 млрд. рублей не ограничиваются. Еще 30 млрд. ЗАО вложит в промышленную разработку тувинских месторождений каменного угля».
В запале чиновники пообещали, что «после реализации одного этого проекта ежегодная прибавка в республиканский бюджет составит до 10 млрд. рублей», что позволит «вывести Туву в число регионов с самой высокой бюджетной обеспеченностью». На что Кара-оол отреагировал, что считает: «железная дорога даст Туве гораздо большую прибавку». Он заявил, что, по его мнению, «ЕПК в ближайшие годы вложит в Туву 120 млрд. своих рублей», что «даст ей 14 тысяч новых рабочих мест» и «строительство ряда социальных объектов». На что даже «ТП» скептически отреагировала в том духе, что сейчас говорить можно что угодно, поскольку «кто и что скажет завтра, – уже не важно».
Как заработать на костыле
В подтверждение сказанных громких слов высоких чиновников в ночь с 26 на 27 декабря 2011 года в лютый мороз Путин забил «золотой костыль», символизирующий начало строительства железной дороги в Туву. С этого, собственно, в Туве и начались основные неприятности.
Очень скоро выяснилось, что Байсаров человек хоть и не бедный, но и не богатый. Когда они вдвоём с Алтушкиным покупали у Пугачёва ЗАО «ЕПК», то каждый обязался заплатить более чем по миллиарду долларов. Кроме того, им ещё нужно было изыскать «не менее 130 млрд. рублей для строительства 254-километрового участка ветки высшей категории сложности строительства, состоящий из 512 искусственных сооружений, в том числе 2 тоннеля длиной 980 и 3150 м». Состояние медного короля России Алтушкина оценивается в 3,3 млрд. долларов США и сомнений у специалистов в возможности реализации проекта не вызывало. А вот скандально известный чеченский бизнесмен, по заслуживающим доверие сведениям, не имеет даже 200-миллионого состояния. Так что даже выкуп за миллиард акций «ЕПК» для него – огромная проблема. Время показало, что скептики были правы. И когда по истечении года после сделки он акции «ЕПК» не оплатил, Алтушкин его просто выставил за дверь ЗАО «ЕПК».
Новый ЕПК
Но авантюрист сдаваться не намерен. 26 июля 2012 года он учредил другое ООО «Енисейская Промышленная корпорация» и, не дожидаясь официальной регистрации Общества, от имени этого ООО «ЕПК», изрядно похожего на настоящее ЗАО «ЕПК», через Шойгу направил Президенту Путину письмо, в котором расписал уже несуществующие проблемы ЗАО «ЕПК» и попросил вмешаться. В настоящем ЕПК от такой наглости сильно возмутились и публично заявили, что Байсаров никакого отношения к месторождению угля и строительству дороги не имеет и от имени ЗАО «ЕПК» выступать не может. В общем, если сказать прямо, то его охарактеризовали как обыкновенного авантюриста и мошенника.
Одновременно под огонь критики попал и премьер Тувы Кара-оол. Выяснилось, что фальшивое ЕПК Байсаров зарегистрировал по адресу, на котором находится правительство Тувы – Чульдум, 18. Понятно, что, без участия Кара-оола такое было бы невозможно.
Проблемы «Мостовика»
А между тем ситуация вокруг строительства «железки» накалялась с каждым днём. Байсаров, недолго пробыв в должности гендиректора ЗАО «ЕПК», натворил дел. Главным из которых является договор с «Мостовиком» на строительство магистрали. Как сообщил прессе гендиректор НПО «Мостовик» О.Шишов, «его компания вела строительство без аванса, так как получила личное поручительство прежнего гендиректора ЕПК Руслана Байсарова». При этом любопытно, что «пока Байсаров был гендиректором ЕПК и у этой компании, и у ее партнеров начались серьезные проблемы». А поскольку Байсаров так и не выплатил Шишову аванс, некоторые полагают, что «он банально «кинул» НПО «Мостовик».
И это – не единственная проблема «Мостовика». В Сочи следственный департамент МВД РФ уже расследует одно уголовное дело об умышленном завышении сметы при строительстве олимпийского объекта. Речь идёт о хищении не менее 2 млрд. Но и в Туве конфликт с законом у «Мостовика» вполне реален – речь идёт о том, что смета на этот подряд оказалась значительно завышена. Кроме того, предметом разбирательства для правоохранительных органов может стать не только факт мошенничества со сметой, но сам договор, подписанный от ЗАО «ЕПК» Р.Байсаровым, поскольку столь крупная сделка в нарушение закона была проведена без одобрения совета директоров «ЕПК». Такие действия предполагают ответственность по ст.53 ГК РФ с возмещением убытков юридическому лицу за причиненный ущерб, а также по ст.201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями) и 159 УК РФ (Мошенничество).
В настоящее время «Мостовик» выставил два иска «ЕПК» на общую сумму в 800 млн.рублей, прекратил работы в Туве и готовится к эвакуации из республики.
Плачевные итоги
Казалось бы, это серьёзный повод для беспокойства властей. Однако, там поразительное спокойствие. Кара-оол отмалчивается, а его первый заместитель М. Козлов, как ни в чём не бывало, заявляет, что «правительство Тувы не видит опасности срыва сроков строительства железной дороги Кызыл – Курагино из-за конфликта заказчика и подрядчика». Глупость и недальновидность – просто поразительные! Можете представить себе уровень мышления «государственного мужа», который заявляет, что в случае «конфликта с подрядной организацией на ее место встанут десятки других». Каких других, если этих – «кинули»! И такие люди стоят у руля тувинской экономики. И смех, и грех.
Чувствуя, что под ним горит земля, Байсаров в ответ на ситуацию, с помощью президента Путина, пытается прибрать к рукам лицензию на Элегестинское месторождение и право строительства железной дороги в Туву. Удастся это или нет, зависит исключительно от Путина. Правда, очень сомнительно, чтобы он повторил кульбит с ЮКОСом, тем более в пользу чеченского бизнесмена, по мнению некоторых, с криминальным прошлым и сомнительной репутацией.
В следующем номере я продолжу эту тему.
Кондрат Пчёлкин