Обзор прессы |
КУРОЧКА В ГНЕЗДЕ...
Десятилетию оптимистичных новостей о грандиозных перспективах разработки уникального Элегестинского месторождения коксующихся углей, похоже, пришёл конец. Работы на нём свёрнуты, и жадная свора мерзавцев разрабатывает планы его присвоения.
Пока одни разрабатывают и реализуют планы рейдерского захвата Элегестинского месторождения угля, другие обеспечивают им информационную завесу. И взамен ему при полном фиаско железнодорожного проекта пришла пора плести небылицы о других планах угольного изобилия в Туве. На этот раз место Енисейской Промышленной компании, похоже, займёт «Северсталь». Вернее, её «дочка» ООО «Улугхем уголь», которая «приступила к поисково-оценочным работам на участке Боом Улуг-Хемского угольного бассейна». Как напоминает «ТП», «Северсталь-Ресурс» владеет лицензиями на два участка Улуг-Хемского угольного бассейна». Буровые работы по разведке «начались два года назад».
Поскольку о реальных успехах говорить не приходится, «ТП» сообщает, что по сведению Брокерта, «на Центральном месторождении пробурено более 60 километров скважин». Много это или мало – неизвестно. По крайней мере, «Северсталь» собирается готовить отчёт «Роснедрам» о фактических запасах только в следующем году. А пока разговор идёт лишь о «мониторинге фонового состояния окружающей среды». Тем не менее, неунывающий Брокерт завил, что «разведка должна подтвердить самые смелые прогнозы». Правда, лицензия на Боомский участок у компании не полноценная: она «разрешает ей вести только поисково-оценочные работы». И только после того, как «запасы угля будут поставлены на учет», у «Северстали» появится «приоритетное право на получение лицензии на детальную разведку и добычу угля».
Так что говорить о каких-то реальных перспективах на этом этапе может только авантюрист типа Брокерта. Впрочем, ему не привыкать: что-то похожее мы 10 лет слышали от него про Элегестинское месторождение, когда он получал зарплату в ЕПК. Однако воз, как известно, и ныне там.
Не обошлось и без известной сказочницы Шабалинской, возглавляющей Управление по недропользованию по РТ: «Улугхем уголь» соблюдает все предписания», – сообщила она «ТП». Видимо, там «механизм» уже хорошо «смазан». Наверное, поэтому Брокерт может уверенно заявлять, что «Северсталь ресурс» станет обладателем прав на разработку месторождений угля, суммарный запас которых оценивается более чем в миллиард тонн». Да уж. Конечно. У нас ведь всё продаётся и всё покупается... Правда, если не найдётся какой-нибудь байсаров с каким-нибудь карликом, которые при помощи нашего земляка и продажных членов российского правительству не захотят «отжать» у «Северстали» его тувинский актив по примеру того, как они это провернули с Элегестинским месторождением. Поэтому известная поговорка про курицу и яйцо в этом случае ой как актуальна...
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРИГОВОР
Как известно, в результате длительных мучительных реформ последнего времени в Туве почти полностью отсутствует промышленность. Так что сельское хозяйство – последняя надежда властей маленькой, но чрезвычайно прожорливой республики. К тому же главная забота её правительства, возглавляемого причудливым и чрезвычайно изобретательным премьером Кара-оолом. Если посчитать его публичные заявления о состоянии сельского хозяйства в Туве за последние пять лет, когда финансирование села из бюджета было увеличено сразу в 5 раз, то можно прийти к выводу, что оно все эти годы интенсивно развивалось и уверенно шло к победе капиталистического тувинского труда. И является по сути образцовым для всей России. А уж в Сибири ей в этом вообще нет равных. Однако, если прочитать заметку трубадура экономических свершений тувинского правительства Г. Мурыгину, то возникает некий эффект раздвоения и становится очевидным, что всё, ранее услышанное о сельском хозяйстве республики, либо бред, либо неуёмная фантазия, либо тривиальное враньё беспринципных жуликов, сделавших аграрный сектор республики полигоном воровства.
Поэтому верится, что при последнем пересчёте скота в Кызылском кожууне насчитали только 4 тыс. голов, а записали 12, а в Чеди-Хольском вместо 10 тыс. голов скота «нарисовали» 28. Так действительно по республике можно и более миллиона голов «насчитать». Чего стоит только заявление о том, что в Туве в результате «особого внимания правительства Тувы к сельскому хозяйству» появились «деревни, где нет вообще ни одного трактора с тележкой или грузовой машины». По крайней мере, как утверждает правительственная «ТП», сельское хозяйство в Туве находится в таком состоянии, что всем сельхозпроизводителям необходимо срочно «объединиться, чтобы выжить». Вот так. И никак иначе.
Но давайте по порядку. «ТП» собрала, как она полагает, специалистов по вопросу сельского хозяйства и провела с ними т.н. «круглый стол» на тему спасения этого самого хозяйства в отдельно взятой республике. Для начала автор отмечает, что «на первый взгляд» в последние годы в сельском хозяйстве Тувы наметились позитивные перемены». Но это, так сказать, только «на первый взгляд» дилетанта. Да, если верить премьеру Кара-оолу, «растет поголовье всех видов скота, расширяется клин зерновых культур». Но на самом деле, на взгляд специалистов, дела обстоят с точностью до «наоборот». В связи с чем автор прямо заявляет: «однако, если проанализировать ситуацию с помощью качественных индикаторов», то выясняется: «наше сельхозпроизводство зашло в тупик». И сколько бы наш премьер ни убеждал нас, следует признать: «растениеводство Тувы – основа аграрного сектора – не в состоянии конкурировать с нашими ближайшими соседями-красноярцами». И дело тут не только в климатических условиях: «урожайность зерновых и кормовых культур даже на орошаемых полях» Тувы сильно отстаёт от соседей. Отсюда и «высокая себестоимость продукции», не способной конкурировать на рынке.
В свою очередь, «неконкурентоспособность растениеводства автоматически предопределяет и низкую экономическую эффективность животноводства», которое не приносит фермерам прибыль. Вот и выходит: Тува (по крайней мере, со слов премьера Кара-оола) лидирует по численности скота, но в то же время по сведениям правительственного источника «до 40% объема рынка мяса в последние годы занимают говядина и свинина, ввозимые в наш традиционно скотоводческий регион».
Вывод журналистов оказался простым: «если ситуация не изменится, уже через десять-пятнадцать лет сельское хозяйство Тувы окажется на грани исчезновения». Это – просто приговор. И не только потому, что сельское хозяйство – это единственная ещё пока теплящаяся отрасль реальной экономики Тувы. Оно является некоторой гарантией сохранения тувинского национального этноса как такового, поскольку занятие животноводством в республике – это, по сути, сохранение исконного образа жизни тувинца, его многовековой культуры и идентичности народа. Можно, конечно, всех тувинцев собрать в Кызыле, построить для них интернаты, кормить, одевать, учить. При этом даже популяция народа может значительно вырасти. Только это будет уже совсем другой народ, ничего не имеющий общего с тем, что жил в Урянхае, 100 лет назад согласившимся уйти под протекторат России.
Автор спрашивает: «есть ли выход из этого тупика»? Как считают собравшиеся в «ТП», он есть. Но кроется не в финансово-экономических, а, как обычно, «в плоскости административных решений». Журналисты полагают, что Россию можно доить бесконечно, в связи с чем «теоретически можно найти экономические и идеологические основания и пролоббировать в федеральных органах учреждение для аграриев Тувы разного рода преференции». Это, конечно, странно слышать от умных людей, совсем недавно убедившихся, что при существующей власти даже пятикратное увеличение дотирования отрасли из бюджета не принесло улучшения. Более того, некоторые, более прагматичные, головы напомнили: «весь мировой опыт убеждает: льготы, как правило, консервируют ситуацию, не решая самой проблемы». Поэтому «раздаивать» Россию, конечно, нужно. Но уповать на это, как на рецепт от гибели отрасли, не стоит. И участники «круглого стола» нашли-таки счастливый способ для спасения нашего сельского хозяйства: «интенсификация земледелия и животноводства, переход на новые наукоемкие технологии». Но для этого нужно изменить всё. От жизненного уклада людей до технологии производства. Поскольку «у отдельно взятого среднего фермерского или личного подсобного хозяйства денег на это не хватит».
Интересно, что по этому репортажу выходит – самым «компетентным» специалистом сельского хозяйства в Туве является главный редактор «ТП» Тас-оол, «авторитетно» заявивший: «других рецептов, иначе как добровольное объединение крестьян, для увеличения роста экономической эффективности АПК республики нет». При этом, если следовать его заветам, необходимо создавать мощные ГУПы на кооперативных началах, куда сгонять весь сельский люд, поскольку «бюджеты сумона и муниципалитета – это одна большая черная дыра», а «чабан-тысячник никогда не справится с такой работой».
Редактор, наверное, вспомнил про разворованный мясокомбинат, в итоге ставший в руках чиновного авантюриста-уголовника рассадником скотокрадства, контрабанды, убийств и хищений бюджетных средств и фактически прекративший свою производственную деятельность в результате пристального внимания чекистов и промолвил: сейчас «у нас в республике нет ни одного крупного поставщика мяса», в связи с чем реализовывать «мясной» договор о сотрудничестве с Московской областью» просто некому.
Да, плачевный итог. Конечно, всё сказанное на «Круглом столе» – всего лишь слова. И правительство вряд ли с ними согласится. Поскольку следующим шагом должна быть отставка Кара-оола со всей его челядью. Правда, появилось одно предложение – редактора Тас-оола отправить в Минсельхоз. Может, там от него будет больше пользы?
ПОЗДНО, ДОКТОР
«ТП», ещё не зная, что скоро случится с Хову-Аксынской ТЭЦ, с энтузиазмом сообщает: «в Хову-Аксы на днях начнется монтаж новой котельной». Работы ведёт подконтрольная Иргиту организация с сомнительной репутацией под названием «Стройсервис», а контролируется строительство другой подконтрольной ему же конторы, также не вызывающей никакого доверия – «УКС правительства РТ». Стройку курируют ещё две чрезвычайно подозрительные конторы: «Минстрой РТ совместно с Минпромэнерго». Ранее заявленный пуск на 1 декабря 2012 года отменён «по объективным причинам»: стройку начали только после того, как 21 декабря т.г. «встала» Хову-Аксынская ТЭЦ.
Следует отметить, что «Стройсервис» ранее никогда таких объектов не строил и ни одного специалиста по таким видам работ в штате не имеет. Скорее всего, это обыкновенная отмывочная компания для хищения бюджетных средств под руководством министров тувинского правительства. А украсть будет что: «стоимость ТЭЦ – более 330 млн. рублей». Очередной срок сдачи – «август 2013 года».
А пока Хову-Аксы частично без света и полностью без воды и тепла. Афёра продолжается. А людей – жаль.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЕДИНЕНИЯ ПОЛИЦИИ И НАРОДА
После того, как в Туву приехал новый министр, ведомство стало разваливаться на глазах. Тем не менее, руководство не видит оснований для беспокойства, о чём «14 декабря в Центре русской культуры» в Кызыле заявил главный полицай города Куулар. Для посетителей «показали короткометражный немой фильм» о славной работе столичных полицаев. Куулар признал, что кардинально улучшить криминогенную ситуацию в одном из самых опасных в стране городе не удаётся: «по-прежнему остро стоит проблема оборота наркотиков, участились правонарушения в общественных местах». Так что, по мнению автора, хвастаться было нечем и следует признать: полицейская «миссия пока не выполнима». Полицаи по-прежнему надеются на дружинников, но связи населения с полицией практически нет. Одна из присутствующих прямо призналась: «я в городе уже боюсь даже на зеленый свет переходить дорогу».
Об этом говорит и то, что когда пришла пора отвечать полицаям на вопросы, «население не задало ни одного вопроса». А действительно: что воду в ступе толочь?