Дмитрий Быков ответил на вопросы про 100 обязательных книг для школьников
Дмитрий Быков, являющийся членом Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ, а также журналистом и писателем, ответил на вопросы, касающиеся «списка 100» которые волнуют российских граждан, сообщает пресс-центр РИА Новостей.
Егор: Стали ли наши граждане больше читать в последнее время? Какова, на Ваш взгляд, тенденция?
Дмитрий Быков: Раз они стали меньше смотреть телевизор – значит, стали. Главное же – они захотели думать, ибо сейчас в мире меняется система ценностей, выстраиваются новые противопоставления, вызревают новые философские системы. Само собой, человечество умнеет, и мы с вами не исключение.
Антон: Не стоило ли, на Ваш взгляд, включить в этот список и зарубежных авторов?
Дмитрий Быков: Обязательно стоило бы. Сосредоточиться на своих было бы ужасной провинциальностью.
Анна: Не станут ли дети одинаковыми (определённой мере), если будут читать книги из одного списка?
Дмитрий Быков: Весь мир читает более или менее одних и тех же авторов. Гомера там, Шекспира, Данте... И ничего, вырастаем разными. Одни терпеть не могут Пруста, другие на него молятся. Говорим же мы одними и теми же словами – а как по-разному их понимаем!
Михаил: Не кажется ли Вам, что список останется просто благим пожеланием? Дети читать не будут.
Дмитрий Быков: Не будут – значит, вырастут дураками. Не думаю, что они этого хотят. Не будем преуменьшать великую роль инстинкта самосохранения.
Виталий: Дмитрий, сколько часов внеклассного чтения должно быть у школьников? Почему наши школы не учат технике быстрого чтения? Сами за или против неё? Что должен читать школьник, чтобы быть всесторонне развитым интеллектуалом?
Дмитрий Быков: Не видел ни одного всесторонне развитого интеллектуала. Специалист, как мы знаем, подобен флюсу. Я вообще не люблю всесторонности, мне нравится сосредоточенность на чем-то одном, незачем особенно распыляться. Что касается быстрого чтения – не верю, что этому возможно выучить. Опыт – вот и вся школа. Кроме того, вряд ли «Шум и ярость» или даже «Мизери» Кинга, где надо вдумчиво следить за стилем, рассчитаны на быстрое чтение.
Татьяна: Как в наше время приучить детей к чтению серьезных книг, когда у них даже на нормальные фильмы терпения не хватает?
Дмитрий Быков: Это совсем несложно, достаточно сказать «Тебе это рано», «Ты этого все равно никогда не поймешь» или «Все, прочитавшие эту книгу, сошли с ума». Ну и еще ряд нехитрых приемов, известных каждому родителю. Например, начать рассказывать – и прерваться на интересном месте: «Впрочем, это все равно не для тебя. Твой уровень – «Колобок».
Александра: Каково Ваше отношение к аудиокнигам? Альтернатива ли это книге обычной?
Дмитрий Быков: Наверное, альтернатива. Но я их практически не слушаю. Скорее всего потому, что за рулем вообще не люблю слушать радио или книгу – вождение хорошо, чтобы сосредоточенно думать.
Инга: Какие книги нравятся лично Вам?
Дмитрий Быков: В моем списке значительно больше ста книг. Но могу привести первую десятку: «Тиль Уленшпигель» де Костера, «Повесть о Сонечке» Цветаевой, «Исповедь» блаженного Августина, «Анна Каренина» Толстого, «Потерянный дом» Александра Житинского, «Человек, который был четвергом» Честертона, «Пена дней» Виана, «Луговая арфа» и рассказы Трумена Капоте, «Московские повести» Трифонова, «Карьера Ругонов» Золя.
Андрей: Есть современные авторы? Это какая-то дикая шутка? Что может прочитать ребенок в современной «литературе»? Очень интересно посмотреть, на эту «литературу».
Дмитрий Быков: Андрей, я вашего скепсиса не разделяю, но чтобы следить за современной литературой, лучше знать как минимум один иностранный язык. Современный американский роман – выдающееся синтетическое явление, вобравшее и кинематографический, и научный опыт, и не чуждое политики при этом. Современная французская драматургия – замечательно интересный мир. Современная испанская и португальская проза – тоже замечательный пример синтеза жанров (сюда же включаю и латиноамериканскую, тоже испаноязычную). В российской литературе ребенку хорошо бы читать Веллера (особенно ранние новеллы), Зайончковского, Ксению Букшу, Валерия Попова, Александра Житинского, Михаила Успенского. Из авторов семидесятых годов – Юрия Коваля, Сусанну Георгиевскую, Виктора Голявкина, Юрия Коринца, Константина Сергиенко, Юрия Томина.
Астра: Чем этот список отличается от списка В.А. Сухомлинского из книги «Павлышская средняя школа»? И все-таки 100 книг, по-моему, маловато?
Дмитрий Быков: Про «маловато» ответил выше. Список Сухомлинского очень хорош, но он ведь составлен, насколько помню, в начале шестидесятых. Разумеется, он должен включать сегодня не только классику – и вообще, думаю, чем больше в нем будет современной литературы, тем лучше.
Светлана: На Ваш взгляд, современная молодёжь – читающая или нет? Реально ли им осилить эти 100 книг?
Дмитрий Быков: По моим наблюдениям, читающая. И если она чаще читает твиттер, чем книги, – это наша писательская вина. Мы не умеем писать о них и для них так, чтобы это стало интереснее твиттера. Очень мало и приблизительно пишем о будущем. Часто уходим от называния вещей своими именами. Слишком легко соглашаемся с опошлением и оглуплением народа. Ну и вообще – слабо владеем литературной техникой: надо уметь заинтересовать читателя, искусство рассказчика в нашем деле не последнее. Все это претензии не только к другим, но и к себе. Хотя я стараюсь.
Андрей: 100 книг... Почему, на Ваш взгляд выбрано именно это число? Много это или мало?
Дмитрий Быков: Исторически как-то получилось, что выбирают 100 книг, 100 фильмов, 100 главных исторических деятелей и так далее. Лично я думаю, что число выбрано удачно – оно, что называется, медийное. И речь же не о том, что подросток прочтет только эти 100 книг и ни единой больше. Речь о том, что эти 100 книг принципиальны для его развития, что их никак нельзя миновать.