Дамба-Хуурак поработает над врачебными ошибками?
О том, что здравоохранение в республике умирает, у нас не говорит только ленивый. Но об этом не ведает г-н Дамба-Хуурак. Про него всё понятно. Как может зампред правительства сам критиковать себя? Да никак. Ни в коем случае. При Анатолии Партизановиче даже плохо отзываться о работе подведомственной ему структуры нельзя. Попробуй только – сразу угодишь в «расстрельный» список, который гуляет по местному правительству. И тем временем медицинская структура слабо дёргается в агонии, а её последняя конвульсия ожидается буквально на днях. Это произойдёт сразу после того, как ГБУЗ РТ «Патологоанатомическое бюро» присоединят к Республиканской больнице №1. Как только присоединят – медицина Тувы окончательно и бесповоротно уйдёт в небытие. Официальное название ГБУЗ РТ (государственное бюджетное учреждение здравоохранения) «Патологоанатомическое бюро» мало кто употребляет в своей речи. Мы привыкли называть его просто – МОРГ.
На морг, что территориально расположен в центре больничного городка, в 2008 году уже было совершено покушение. Тогда это государственное учреждение помог отстоять заместитель прокурора РТ Б. Бадмаев. Он предостерёг министра здравоохранения Александра Ооржака о недопустимости нарушений федерального законодательства, способных повлечь массовые нарушения конституционных прав по охране здоровья. Документ, подписанный Бадмаевым 17 октября 2008 года, так и называется «ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ о недопустимости нарушения закона». Зам. прокурора республики не просто так взял да и защитил это учреждение от развала, которое намеревалось произвести в то время Министерство здравоохранения и социального развития. Он руководствовался п. 2 ст. 22-й и ст. 25-1 ФЗ «О прокуратуре РФ».
Но прошло немногим более 4-х лет и Министерство, возглавляемое всё тем же Дамба-Хуураком, снова замахнулось на морг. Почему отставной прокурор проявляет такое упорство? Думается, Анатолию Партизановичу никто так и не смог вразумительно объяснить, что морг – это не только то скорбное место, откуда безутешные родственники забирают своих покойников. Морг в соответствии с Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утверждённый приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 627 от 07.10.2005 г., относится к учреждениям здравоохранения особого типа.
Скорее всего, г-н Дамба-Хуурак даже и не подозревает, что морг – это не предварительное кладбище для умерших и что основная деятельность патологоанатомического бюро направлена, прежде всего, на совершенствование лечебно-профилактической помощи населению путём улучшения прижизненной диагностики заболеваний, установление причин смерти пациентов, на оценку качества проведённых им лечебно-диагностических мероприятий, на выявление дефектов в оказании медицинской помощи и предоставление достоверных статистических данных.
Может быть, г-н Дамба-Хуурак думает, что тувинские патологоанатомы сами себе всё это придумали? Анатолий Партизанович, уверяю Вас, функциональные обязанности эти прописаны в приказе ещё Министерства здравоохранения СССР за №203 в далёком 1988 году. Вполне возможно, что СССР по каким-то там нравственным или политическим соображениям – страшное воспоминание для Вас, и Вы, будучи руководителем новейшего поколения, решительно отказываетесь от медицинских достижений советского времени и потому уничтожаете то, что в принципе не должно быть уничтожаемо?
Вопросов, переходящих в претензии, к Дамба-Хуураку за пять лет накопилось огромное количество. Каждое второе обращение читателей в редакцию касается проблем тувинского здравоохранения, отвратительного качества предоставляемых медицинских услуг, неправильного лечения и так далее, так далее до бесконечности. Пять лет тувинскую медицину усиленно умерщвляли, теперь осталось нанести последний удар – и всё! После того, как патологоанатомическое бюро станет одним из многочисленных отделений Ресбольницы, оно напрямую будет подчиняться главному врачу. Нетрудно сейчас представить себе ситуацию, когда из-за неграмотно проведённых диагностики и лечения, непрофессионально исполненного хирургического вмешательства умирает пациент – у нас это сплошь и рядом. Как вы думаете, уважаемые читатели, будет главный врач «давить» на своего подчинённого (в нашем случае на заведующего отделением – моргом), чтобы в свидетельстве о смерти были прописаны все ошибки неправильного лечения? Конечно же, главный врач будет заинтересован в обратном, в том, чтобы скрыть все ошибки и погрешности, а заведующий моргом, находящийся у него в подчинении будет кровно заинтересован в том, чтобы не потерять своё рабочее место.
В декабре прошлого года сотрудники Бюро обратились к прокурору республики А. Гринёву. В своём заявлении они написали: «В настоящее время Бюро является единственным учреждением, где производят независимые медицинские экспертизы (патологоанатомические вскрытия). При присоединении к Республиканской больнице, Бюро потеряет свой статус как отдельное независимое юридическое лицо. В связи со служебной зависимостью от заинтересованного учреждения будет сложнее проводить компетентную независимую экспертизу. В соответствии со ст. 53 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1 оценка правильности, своевременности и адекватности проведённого лечения должна быть независима от того учреждения, где умер больной».
Уважаемые читатели, давайте спросим у Дамба-Хуурака, зачем он так упорно добивается произвести эту сомнительную реорганизацию с моргом? Для того, чтобы «подправить» статистику? Чтобы «заметать» следы своей профнепригодности?
Ал. Монгуш