Кого они судят?
Суд над А.Донгур-оол в Кызылском городском суде начался в ноябре прошлого года. Он обещал быть чрезвычайно интересным. Ажиотаж вокруг него поначалу был нешуточный: целую неделю до этого во всех проправительственных СМИ республики, включая радио и телевидение, новость о предстоящем судебном разбирательстве была центральной. Средства, брошенные на пиар вокруг этого дела, были нешуточные: ведущие корреспонденты «Тувинской правды», «Шын» и телекомпании «Новый Век» во главе с главными редакторами этих СМИ сутками отслеживали передвижения обвиняемой, фиксируя каждый её шаг. Во время судебных заседаний возле городского суда дежурил «Опель» городской телекомпании, в которой неотлучно сидела сама помощник премьера Тувы Э.Лифанова. В правительстве под руководством одного из вице-премьеров еженедельно проводилось совещание с участием министра внутренних дел, прокурора города, председателя горсуда и журналистов, призванных освещать этот «процесс века». Из чего было понятно, кто является заказчиком этого откровенно сфабрикованного уголовного дела. И кто согнал на первое судебное заседание корреспондентов ГТРК «Тыва», правительственных газет «Тувинская правда», «Шын», «Тыва солун», «Тыванын аныяктары» и подконтрольных им частных изданий «Плюс Информ», городской телекомпании «Новый Век» и радио.
Вся эта СМИшная братия, отрабатывая заказ, добросовестно ходила на все судебные заседания. Кое в каких СМИ временами выходили неуклюжие репортажи, из которых было непонятно, за что судят подсудимую. Но чётко прослеживалась антиРИСКовая компания. Но после 14 февраля у купленных правительством журналистов вдруг пропал к процессу всякий интерес. И они исчезли. Сначала подумалось, что «сверху» дали отмашку на окончание чёрного пиара. А затем выяснилось – власти тут совсем ни при чём. Просто в этот день дал суду свидетельские показания один очень важный свидетель обвинения – Сергей Конвиз.
Он под присягой, как на духу, доложил суду о том, как познакомился с одной из «потерпевших» – Р.Лодай-оол. Оказывается, она тайно встречалась в его офисе с подсудимой, которая ей доводится близкой родственницей, для передачи ей компромата на Главу правительства Ш.Кара-оола и его чиновников с целью последующей публикации в газете «РИСК». Показания свидетеля на суде были важны потому, что корреспондировались с документами, приобщёнными к уголовному делу. Из них следовало, что чиновники правительства и Чеди-Хольского кожууна украли более 30 млн. рублей субсидий, полагающихся малоимущим слоям населения кожууна на дрова, уголь и оплату услуг ЖКХ. Они напрямую не указывают на участие в воровстве премьера Кара-оола, но, по мнению Лодай-оол, потянув за эту «верёвочку», вполне можно было выйти и на самого Кара-оола. Понятно, что совместно тянуть за эту «нить» ни «Тувинская правда», ни тем более «Новый Век», а уж остальные – и тем более – не захотели. Да и, честно говоря, таким, как Рудаков, и доверить-то подобную информацию опасно – ненароком по недоумию вынесут всё на суд общественности, а там иди – отмывайся! И продажным журналистам была дана команда «стоп!».
Но судебный процесс остановить невозможно. Он подчиняется законам другого ранга. Сначала прокуратура надеялась, что участие в нём самого городского прокурора как-то оградит от неожиданностей. Но он не сумел оправдать надежд. Впрочем, ни уровень его профессионализма, ни волевые качества этой задаче не соответствуют. Суд над Донгур-оол стал неумолимо превращаться в судилище над Лодай-оол и Максимовым. Их вид вызывает жалкое зрелище, от заседания к заседанию (а прошло уже 13 заседаний) они становятся всё печальнее, сидят, обречённо опустив головы, прячут лица и даже не общаются между собой. Не спасает положение и нанятый ими адвокат Кинсан. Версия, что потерпевшие сначала наняли подсудимую для подготовки и публикации компрометирующих премьера Тувы Кара-оола материалов в СМИ, а затем, испугавшись мести с его стороны, стали упрашивать подсудимую ничего не печатать, обретала реальные контуры и становилась очень реальной и легко доказуемой в суде. Обвинение очень быстро исчерпало все свои доказательства. И в дело должны вступить доказательства защиты.
7 марта в суде была допрошена свидетель Т.Ковалёва. Она показала, что знает потерпевшую, поскольку Лодай-оол несколько раз приходила в офис, где она работает, для встречи с подсудимой. Свидетель подтвердила, что Лодай-оол приносила подсудимой компромат на Ш.Кара-оола и уговаривала её написать статью о коррупции в сфере ЖКХ и опубликовать в СМИ. Содержание компромата свидетель Ковалёва не знала, поскольку ей документы никто в руки не давал. Однако она видела пакет с документами, который Лодай-оол приносила для подсудимой и слышала, как на совет обратиться с компроматом в прокуратуру та возражала, по секрету сообщив, что прокурор района Наконечный, якобы, получил от властей взятку в виде джипа, а потому ничего предпринимать не станет.
Саму потерпевшую свидетель охарактеризовала как женщину подозрительную, не внушающую доверия и способную на провокацию. Поэтому она всегда старалась держать её в офисе перед глазами, чтобы у неё не было возможности что-нибудь подбросить. Что же касается прокуратуры, то свидетельница негативно отозвалась и о её деятельности – от неё тоже запросто можно ждать какой-нибудь провокации, поскольку она защищает не столько интересы людей, сколько власти. И следует отметить, что такое мнение свидетельницы не лишено оснований – тот же прокурор города Кызыла Сат Сайдаш Торлукович почти в то же время возбудил в отношении газеты «РИСК» 22 административных дела на общую сумму штрафа в 1360 тыс. рублей. Впоследствии выяснилось, что все они были возбуждены не просто незаконно, но даже в отсутствие нормы закона, по которой газета была привлечена к ответственности. И уж если прокурор города такой балбес или негодяй, то что можно спрашивать с его подчинённых?
Кстати, новый прокурор республики Гринёв, рассмотрев заявление по поводу незаконных действий городского прокурора, пришёл к выводу о наличии в его действиях дисциплинарного правонарушения, но в возбуждении уголовного дела отказал. И в настоящее время газета решает вопрос о привлечении прокурора г.Кызыла Сата к уголовной ответственности уже через СКР. Так что наш доблестный прокурор Сат вполне может пересесть с вальяжного кресла обвинителя в менее комфортное место на скамье подсудимых. И тогда срок для него будет значительно больший, чем по этому уголовному делу.
Что же касается данного дела, то, похоже, и судья Шыырап решил включиться в спасение положения. По крайней мере, он стремительно и не задумываясь всячески отвергает все ходатайства стороны защиты, что, на взгляд подсудимой, препятствует объективному рассмотрению уголовного дела, о чём она вынуждена была заявить в судебном заседании.
Похоже, время Ш.Кара-оола заканчивается. По крайней мере, окончательный приговор по делу, скорее всего, будет вынесен уже при другом премьере, как бы судья и прокурор ни гнали процесс, стремясь его закончить как можно быстрее. Жизнь всё расставит по своим местам. А в судебном процессе впереди ещё более интересные доказательства.
Мы еще вернёмся к этой теме.
Наш корр.