Что делает Пекин, пока Россия и Запад ссорятся?
Несколько изданий рассматривают отношения с Китаем и значимость Пекина в свете российско-западных трений. The Christian Science Monitor приводит слова китайского аналитика, который назвал «подарком» усилия Вашингтона изолировать Москву.
The Christian Science Monitor разбирает, «как трения между Россией и США укрепляют Пекин» (согласно заголовку статьи). Обозреватель Питер Форд замечает: вначале Китай оказался перед щекотливой проблемой, ведь Россия, «страна, с которой Китай хочет дружить, нарушила главный принцип внешней политики Пекина – принцип невмешательства во внутренние дела других государств».
Но теперь, когда аннексия Крыма стала свершившимся фактом, китайские стратеги видят потенциальные плюсы. «Они рассчитывают: если в отношениях России с Западом наступит оледенение, президент Путин будет искать друзей в других местах. А объятия Пекина распахнуты», – говорится в статье.
Если Вашингтон продолжит попытки изолировать Москву, это «толкнет Россию к сближению с Китаем» и станет «подарком», как выразился известный китайский аналитик Янь Сюетун.
Правда, Россия и Китай конкурируют друг с другом за влияние в Центральной Азии. Пекин также не может поддержать право Крыма на самоопределение – тогда придется признать это право и за Тайванем.
Замдекана Школы международных исследований (Пекинский университет) Цзя Цингуо полагает: Китай не присоединится к западным санкциям против России, но попытается извлечь свою выгоду. По предположениям Цзя, теперь Москва станет податливее на переговорах о поставках газа (переговоры уже 5 лет буксуют из-за спора о ценах).
«Будь Россия нашим союзником, – говорит Янь, – она была бы готова больше нас поддерживать по международным вопросам, как в Восточной Азии, так и на мировой арене. За 10 лет стать глобальной державой – вот что нужно Китаю».
Правда, китайские дипломаты не желают ссориться с США. Но теперь, когда Китай осмелел, «кто скажет, что мы на неправильной стороне? – вопрошает Янь. – Мы просто будем на другой стороне, вот и все».
Вышеизложенное – скорее планы на будущее. О текущей ситуации можно судить по заголовку The Wall Street Journal «Европейские лидеры ищут у Си Цзиньпина поддержки в ситуации с украинским кризисом».
«Но пока китайский лидер никак не намекнул, что эта дипломатия сумеет вбить клин между Китаем и его стратегическим партнером – Россией», – отмечают журналисты Стейси Мейчтри, Антон Трояновски и Джош Чин.
Официальная задача Си – укрепить торговые отношения с ЕС. Он только что заключил с французскими фирмами крупные соглашения в аэрокосмической, автомобильной и сельскохозяйственной сферах. Он также напомнил, что Наполеон называл Китай «спящим львом», и провозгласил: «Сегодня лев проснулся, но он миролюбивый, любезный и цивилизованный».
Газета переходит к крымскому кризису. Европейские политики постарались объявить победой тот факт, что Китай воздержался, когда в Совбезе ООН рассматривалась резолюция об осуждении крымского референдума.
«Но в кулуарах европейские дипломаты признают, что у Китая сохраняются крепкие связи с Россией», – пишет издание.
Для Китая главное – продвигать свои коммерческие интересы и улучшить имидж Си. Но Россия для Китая – источник нефти, газа и оружия, а также заслон от западного влияния в мире. В то же самое время Китай остерегается поддерживать любых сепаратистов, так как боится своих.
«Публично, как и в кулуарах, Пекин занимает нейтральную позицию по Крыму», – отмечают авторы. Китай призывает к политическому решению, но не пытается активно содействовать таковому.