ПолитЛикБез |
Почему не снимут губернатора Турчака
Жена миксфайтера Данилы Веселова, который обвиняется в избиении журналиста Олега Кашина, готова обнародовать пленку, на которой Кашина ее мужу заказывает в ресторане якобы лично губернатор Псковской области Турчак. (И часть пленки, где директор Горбунов предлагает киллерам «деньги и исчезнуть», – обнародована.)
Сам Веселов тоже готов дать показания на Турчака в обмен на сделку со следствием. Увы, следствию это не надо. Старый следователь Сердюков от дела отстранен, новый от сделки отказался, а босс Веселова и руководитель принадлежащего Турчакам «Ленинца» Александр Горбунов освобожден из СИЗО, куда он было присел по обвинению в незаконном обороте оружия.
Снимет ли президент губернатора Турчака? Сейчас – нет, разве что через год-другой, когда все уляжется. Почему? Потому что, согласно кремлевской логике, если общество чего-то требует, то ни в коем случае нельзя проявлять слабость и поддаваться.
Именно поэтому, к примеру, не был уволен президент Карачаево-Черкесии Мустафа Батдыев после того, как его зять расстрелял в центре города в своем особняке семь человек. Батдыев четыре года оставался президентом не несмотря на то, что родственники убитых дважды занимали его администрацию, а потому что они это сделали.
Именно поэтому Кремль вступился за фигурантов «списка Магнитского». Не то чтобы в Кремле понравилось, что люди украли из бюджета под миллиард долларов. Просто, по логике Кремля, когда об этом говорят публично и не свои – это давление на власть.
Как правило, общество (необязательно демократическое) устроено так, что власть реагирует на его требования. Это называется отрицательной обратной связью. Сигнал о неполадке приводит к устранению неполадки.
Нынешний Кремль устроен наоборот – если общество что-то требует, он никогда не прогнется. Это такая положительная обратная связь. Сигнал о неполадке приводит к возрастанию неполадки.
Собственно, это главная причина отсутствия в России общественной жизни. Умных людей, склонных не обсуждать проблемы, а решать их, приучили, что общественное мнение проблему не решит, а ровно наоборот – сделает нерешаемой.
Так что нам опять будет продемонстрировано, что власть не прогибается и если кто-то там из приближенных кого-то заказал, то это не повод...
Кремль демонстрирует, что прогибаться не будет, но одновременно невольно показывает, что в России утрачена монополия на насилие. Что любой чиновник может сделать что угодно. Может взять и заказать киллерам убийство журналиста. Можно посадить этих киллеров, но даже если эти киллеры его сдадут, чиновнику все равно ничего не будет.
Но это значит, что пока Кремль занимался Сирией и Украиной, государство распалось и просочилось сквозь брусчатку Красной площади. Потому что любое централизованное государство обладает монополией на насилие. Если эта монополия делегирована кому угодно, то государства как такового нет.
К примеру, убийство Бориса Немцова было в том числе и пощечиной президенту. Наглядной демонстрацией силы, неподвластной никому, кроме себя. Но избиение Кашина было де-факто раскрыто еще до убийства Немцова. Миксфайтеры Веселов, Борисов и Кавтаскин уже сидели. Они уже давали показания. Как вы думаете, если бы глава региона Турчак был хотя бы допрошен до убийства Немцова, состоялось бы оно?
Юлия Латынина
«Новая газета»