Обзор прессы |
ПРОКУРАТУРА ТУВЫ: ВМЕСТО БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ КРЫШЕВАНИЕ ШОВИНИЗМА
Страна отметила День борьбы с коррупцией. Для Тувы эта дата содержит особый смысл, поскольку на сегодняшний день республика уже официально признана самим криминальным регионом России. А у коррупции, выражаясь языком премьера Кара-оола, имеется мультипликативный эффект – она, как ржа, разъедает всё общество. Вместе с ней растут все другие виды преступности от убийств до краж. «Традиционно в преддверии международного дня борьбы с коррупцией журналист «Тувинской правды» встретился с начальником отдела прокуратуры Республики Тыва по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции В.Пеняевым» и наивно спросил его: что сделано за отчётный период, кто пойман за руку, кого обвинили в создании коррупционной атмосферы в республике?
Надеялись услышать громкие фамилии Кара-оола, Ховалыга, Монгала, Бартына-Сады, Щуровского, Лобанова, Макарова, а в ответ: «за 11 месяцев текущего года органами прокуратуры республики выявлено более 400 различных нарушений антикоррупционного законодательства». «Опротестовано почти 40 незаконных нормативных правовых актов». «В суды направлено больше 20 исков, по которым сумма заявленных требований составила более 5,5 млн. рублей». «Прокурорами внесено 170 представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено более 150 должностных лиц». «Возбуждено 11 уголовных дел о коррупционных преступлениях».
Вроде бы неплохо. Однако, когда он добавил, что «51% коррупционных нарушений составляют факты, связанные с непредставлением, неполнотой или недостоверным представлением сведений о доходах», становится очевидным, что борьба с коррупцией имеет бумажный характер и к самой коррупции имеет весьма отдалённое отношение. И это в то время, когда только в сфере строительства в республике похищено более 1,2 млрд. рублей!
В этом плане показательно уголовное дело нашего главного сепаратиста, основателя Народного Фронта «Хостуг Тыва» К.А.Бичелдея, назначенного Кара-оолом на должность министра образования, которому за утрату 40 млн. бюджетных рублей суд выдал смешное наказание в виде условного срока и даже не лишил его права занимать руководящие должности, в связи с чем он, уволенный с должности министра, сейчас трудится директором национального музея, имея доступ к сокровищам республики. Это при непосредственном участии прокуратуры матёрому уголовнику вместо взятки вменили превышение должностных полномочий. Это прокуратуре мы обязаны тем, что отъявленный злоумышленник не только находится на свободе, но и продолжает пользоваться всеми благами госслужбы. Вместо того, чтобы заниматься реальной коррупцией, подчинённые Боровкова увлеклись «фактами не размещения сведений о доходах на официальных сайтах государственных органов республики и органов местного самоуправления», таким образом подгоняя статистику по борьбе с коррупцией, не борясь с самой коррупцией.
К примеру, прокурорский работник сообщил, что некая гражданка «неоднократно обращалась в министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка», выделение которого противоречило бы действующему законодательству «из-за его расположения в охранной зоне реки». Однако некое должностное лицо, фамилию и должность которого он сохранил в тайне, «используя своё служебное положение, пыталось повлиять на подчинённых ей сотрудников министерства с целью принятия положительного решения по заявлению гражданки». Как можно догадаться, это лицо занимает должность заместителя министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва и зовут её, скорее всего, Марьяна Макаровна Монгуш. Так вот, «прокурорской проверкой установлено, что» она, находясь «в родственных связях с заявительницей, которая является матерью её супруга» (т.е. доводится свекровью), «пыталось повлиять на подчиненных ...с целью принятия положительного решения». Таким образом, «данные обстоятельства указывали на личную заинтересованность заместителя министра, которая привела к возникновению конфликта интересов и влияла на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных обязанностей».
Казалось бы, прокуратуру можно поздравить с предотвращением преступления. Однако на самом деле главным преступлением конторы министра Б.Д. Ондара является не столько выделение земельных участков, которые, похоже, совершаются исключительно за взятки, сколько массовые незаконные отказы в выделении земли, подчас по уже вступившим в законную силу решениям судов. Именно в том и видится главная вина тувинской прокуратуры, что она не реагирует на такие, казалось бы очевидные, вызывающие нарушения законности в Минземе. А подобных случаев – хоть пруд пруди.
Таким образом, разглагольствуя о борьбе с коррупцией, тувинская прокуратура своим бездействием фактически поощряет её. И главные фигуры этого бездействия – прокурор Боровков и его начальник отдела Пеняев, который, не моргнув глазом, сообщил, что «в республике зарегистрировано 71 преступление коррупционной направленности, их рост составил 18%». «Выявлены 12 фактов взяточничества», хотя, думается, что такое количество взяток в республике происходит даже не за день, а за час. Таков КПД прокурорского надзора в республике.
Как пример, Пеняев сообщил, что «возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении организованной преступной группы из числа должностных лиц государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Кызылская центральная районная больница» и лиц, не являющихся работниками данного учреждения, которые в период с 2015 по 2017 год путём заключения фиктивных договоров поставки лекарственных средств в медицинское учреждение похитили более 19 млн. рублей». Но при этом он даже постеснялся назвать фамилию главного организатора преступления главврача Тюлюша, которого первый заместитель прокурора Санчай в течение года прикрывал от критики за национализм и нацистские чистки в райбольнице, где только за год было уволено пять русских работников, включая начальника скорой помощи. Таков конкретный вклад тувинской прокуратуры в борьбу с коррупцией и шовинизмом.
СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ ТУВЫ НА МАРШЕ ПОКАЗУХИ
«ТП» сообщила, что «по итогам работы на 2017 год стражи законности выполнили установленный план более чем на 75 процентов». «Удалось перечислить в бюджеты различных уровней свыше 35 миллионов рублей», «взыскана задолженность по налоговым платежам на сумму, превышающую 136 миллионов, по административным штрафам – более 87 миллионов, по госпошлине сбор превысил семь миллионов».
Прямо скажем, итоги не впечатляют. Думается, что тувинская служба судебных приставов больше потребляет из бюджета, чем туда вносит, несмотря на то, что «данное направление находится на еженедельном контроле у главного судебного пристава РТ Омака Достая». Нужно признать, что при этом руководителе УФССП Тувы очень быстро превратилась в настоящий дурдом. Дело дошло до того, что приставы стали входить в преступный сговор с жуликами, как это было в случае взыскания липовой задолженности с ООО «Стройконсалтинг». Там приставы пытались в течение одного дня (!) взыскать несуществующую задолженность в пользу мошенников, и только бдительность руководства банка и оперативность суда не позволили им это сделать. Кстати, ничего о наказании виновных мы так и не узнали, хотя это несостоявшееся преступление судебных исполнителей имело общественный резонанс.
А о том, как работают судебные приставы-исполнители, можно судить по тому, как они в течение полугода не могут взыскать по исполнительному листу с граждан Колупаева и Кудрявцева, хотя у тех имеются в собственности транспортные средства, которые можно было бы арестовать и реализовать в погашение задолженности. И таких примеров – масса. Но, судя по всему, такое положение устраивает руководителя тувинской службы «Омака Достая», у которого процесс разложения службы, как выразился автор публикации, «находится на еженедельном контроле».
ПРОГРАММЫ ПРЕМЬЕРА КАРА-ООЛА: ПУТЬ В НИКУДА
Наш премьер Кара-оол, не выполнив своих прежних обещаний, продолжает провозглашать новые проекты. На сей раз «по укороченной формуле «Проблема-Решение». 12 декабря он провозгласил «2018 год Годом малых сёл» и пообещал реализовать «инфраструктурные планы республики, среди которых намерение присоединиться к Северному коридору проекта КНР «Один пояс – один путь», создания автомобильного коридора Кызыл – Хандагайты – Боршоо – Урумчи, а также реконструкция аэропорта Кызыла и создания энергетического коридора от Саяно-Шушенской ГЭС в сопредельные государства».
По части транспортных проектов он уже в который раз объявил о том, что они «прошли «точку невозврата» и вышли на стадию практической реализации». Слушать и тем более комментировать подобную галиматью, которая повторяется вот уже лет 10 с того момента, когда «республика начала упорно продвигать в течение десяти лет», нет никакого смысла. Это уже не проекты, а какое-то зубоскальство и неуважение к людям. Он, наверное, полагает, что тувинцы – идиоты и готовы слушать его басни десятилетиями. Хотя, как известно, все его благие намерения заканчиваются обратным эффектом. К примеру, он однажды объявил год годом русского языка. По итогам года выяснилось, что до 40% русского населения, оставшегося в республике, намерены её покинуть, как только будет возможно. Так что, если судить по тому результату, после «Года малых сёл» на селе останется ещё меньше народу. И сколько можно испытывать терпение людей?
КАРА-ООЛ И ЕГО НЕСКОНЧАЕМЫЕ ОБЕЩАНИЯ
«ПИ» отметил: «в марте этого года исполнилось ровно десять лет с того момента, когда правительство РФ одобрило строительство железнодорожной линии от столицы Тувы Кызыла до станции Курагино в Красноярском крае». 400-километровая магистраль должна была быть построенной ещё в 2012 году и проектировалась под «вывоз из Тувы коксующегося угля». За всё это время под аккомпанемент караооловских заклинаний о прохождении «точки невозврата» проекта «был построен всего один километр дороги». Так что можно смело предположить, что если проект и дальше будет продвигать Ш.Кара-оол, то дорога будет построена не ранее 2417 года.
Сейчас наш премьер снова пообещал, что «дорога «Кызыл – Курагино» рассматривается как часть Северного железнодорожного коридора между Китаем, Монголией и Россией с выходом на Транссиб», поэтому «строительство возобновится в 2018 году и будет завершено в 2022 году». По понятным причинам, «эта новость не вызвала какого-то особого всплеска» – сколько ни говори «халва, халва», во рту слаще не станет. К тому же, «если вспомнить, что ещё с советских времен ведётся разговор о строительстве «железки», то для нас очередная информация... лишь информация».
Кара-оол сам не ценит собственное слово и ежегодно может обещать одно и тоже, даже если очевидно, что это всего лишь тувинская маниловщина... В связи с тем, что «слово «утверждён» уже звучало» и не раз, никакой реакции на очередное обещание Кара-оола не будет.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОТДЕЛЬНО СТОЯЩЕМ ДОМЕ
Еженедельник отметил, что «День прав человека отмечают 10 декабря». В связи с этим корреспондент посетил «Две семьи, что живут в доме на улице Индустриальной», на который, если верить бумагам, «было израсходовано более 40 млн. рублей из республиканского и городского бюджетов». Оказалось, что «войти в этот дом очень трудно, как, впрочем, и выйти», поскольку «коридор у входа залит водой». Оказалось, что это «не водопровод сломался, а канализация», к тому же уже пять лет назад. Как следствие – «запах соответствующий».
Картина невольно навевает мысли, что «в мэрии или где-то там ещё сидят натуральные преступники – они делают вид, что ремонт произведён, и дом обшит профлистом, но на самом деле никакого ремонта нет, и бедные люди буквально тонут в сточной воде». Осмотревшись и увидев «монументальные мраморные ступеньки лестницы на второй и третий этажи», корреспондент невольно задумался «о том, что вообще здесь 5 лет назад ремонтировали?».
Самое печальное, что «дом на улице Индустриальной» – это, скорее, типичное явление в Кызыле, чем исключение. Воровская свора, называемая мэрией, под управлением Ховалыга просто издевается над людьми, часто присваивая деньги на ремонте. Жаль, что прокуратура Тувы в это время наслаждается бумажными отчётами...