Шойгу, Дерипаска и американцы – кто будет командовать тувинским углём?
Значение Каа-Хемского угольного разреза для Тувы и её жителей трудно переоценить. Он входит в список системообразующих организаций и предприятий Республики Тыва. Залегает уголь неглубоко, поэтому добывается дешёвым открытым способом. Разрез – одно из самых крупных предприятий республики. Он снабжает республику углём – основным топливом для населения, предприятий и организаций. От ритма работы разреза напрямую зависит жизнь республики. Когда в лихие 90-е годы коллектив разреза бастовал, трясло всех. Тот, кто владеет угольным разрезом – владеет Кызылом в частности и Тувой в целом. Наверное, поэтому, когда Шойгу привёл к власти Кара-оола, сразу возник вопрос срочной приватизации угольного предприятия. И тут как тут «нарисовался» «кошелёк Шойгу» – алюминиевый олигарх Дерипаска, который возжелал прибрать к своим рукам угольный актив республики.
Под это было дано множество обещаний. От строительства гостиниц до организации брикетирования угля. Но всё ограничилось приобретением по воровской схеме с помощью хакасских бандитов разреза с запасами коксующихся углей в 330 млн. тонн, из которых добывается ежегодно почти 1 млн. тонн по смешной цене в 400 млн. рублей свежесозданным ООО «Тувинская горнорудная компания» (далее – ТГРК). Много это или мало, можно судить хотя бы потому, что в 2011 году ТГРК, будучи крупнейшим местным налогоплательщиком, заплатила в бюджеты всех уровней 192 млн. рублей. Но сегодня судить об эффективности предприятия сложно, поскольку хозяева предприятия прячутся в оффшорах.
Считается, что разрезом владеют Дерипаска и Шойгу в равных долях, но достоверных сведений на сей счёт не имеется, поскольку учредитель Vukelich Ltd зарегистрирован в кипрском оффшоре, а управляется предприятие компанией En+ Group, в которой 100% акций принадлежит О.Дерипаске. Так что Каа-Хемский угольный разрез (вкупе с Чаданским) давно уже не только не тувинский, но даже и не российский. И его хозяин зарегистрирован, как и En+, не в России, а на Кипре. И прибыль мечет туда же. А недавно хозяева разреза убрали из Тувы бухгалтерию и перевезли её в Иркутск. Так что теперь достоверных сведений о деятельности ТГРК получить будет ещё сложнее.
При этом ни Дерипаска, ни тем более Шойгу, сами насчёт владения угольным активом в Туве не распространяются, учитывая негативное отношение к владельцам ТГРК населения республики, для которого цена за уголь после приватизации разреза в короткий срок выросла в шесть раз, переплюнув по этому показателю все предприятия угольной отрасли. Рачительность хозяев предприятия достигла таких масштабов, что нищее население республики теперь уголь покупает не тоннами, а ваннами и мешками.
Из-за токсичности угля Каа-Хемского разреза в Туве принимают массовый характер онкологические заболевания. Сажа от сгорания угля стала настоящим бедствием республики. Но начальство разреза, как и его хозяев, это мало волнует. Не интересует это, по-видимому, и Главу республики Кара-оола, отстроившего себе коттедж по розе ветров восточнее Кызыла, чтобы сажа не вызвала у него какой-нибудь недоброкачественной опухоли.
Такое вот разделение итогов деятельности разреза: деньги – Шойгу и Дерипаске, а сажа – населению. Такова цена внимания Шойгу к родной республике.
А пока население республики несёт свои кровные денежки в уплату за дико дорогой уголь, ТГРК реализует коксующийся уголь через жуликов-посредников, которые вообще ничего не платят, а периодически банкротят себя в целях ликвидации. Глава республики Кара-оол не однажды жаловался, что ничего не может поделать с ценами на уголь Каа-Хемского разреза. Оно и понятно. Если половина доходов от его продажи оседает в карманах Шойгу, то ему и вправду ничего с этим не поделать.
Но, похоже, империи Дерипаски, к которой имеет некоторое отношение Шойгу, приходит конец. Как известно, Шойгу и Дерипаска находятся в санкционных списках. В 2018 году США внесли предприятия Дерипаски в чёрный список и запретили у них покупать продукцию. Под санкции попали компании Русал и En+ Group, куда входит ТГРК. На предприятиях Дерипаски начались массовые увольнения.
Американцы поставили условия снятия санкций – они должны быть переданы под контроль США, поскольку, если сделка состоится и Дерипаска потеряет контроль над предприятиями, управлять Русалом и En+ будут советы директоров, согласованные с американским минфином. Тогда большинство в совете директоров En+ будет независимо от Дерипаски. Половина из них (6 из 12) будет иметь гражданство США или Великобритании. Сам Дерипаска как бы останется в компании, но голосовать сможет не более чем за 35% акций. Более того, никаких денег за уменьшение пакета Дерипаска и Шойгу не получат. Часть их акций будет передана российскому банку ВТБ, но голосовать ими банк также не сможет.
Впрочем, это никак не будет влиять на деятельность предприятий, входящих в En+ Group, поскольку тут не в акциях и дивидендах дело. Достаточно вспомнить схему, по которой до недавних пор воровали на Каа-Хемском и Чаданском разрезах. Там были созданы предприятия-прокладки, через которые продавали уголь «на сторону». Когда «прокладка» снимала сливки с деятельности разреза в запланированном объёме и задолженность «прокладки» перед ТГРК достигала 150 млн. или более рублей, её просто ликвидировали путём банкротства, заменяя на новую «прокладку», причём, как правило, с тем же учредителем. В №50 газеты «РИСК» эта схема была описана достаточно подробно. Расписано, как поочерёдно банкротили фирмы-прокладки ООО «ТрансГрупп», ООО «Геопоиск», ООО «Межгортранс» и ООО «Бизнес Консалтинг», фактически принадлежащих одному человеку – Болотникову. А договоры с этим «прокладками» заключал один и тот же директор ООО ТГРК, назначенный En+ Group. Так что уголь тувинский, работяги – тоже, а «сливки» от их деятельности – на стороне. И при этом уже не важно, с какой рентабельностью работает разрез – всё равно основные «сливки» остаются на стороне тех, кто управляет менеджментом разреза. И теперь, если у американцев всё срастётся, снимать сливки с деятельности Каа-Хемского и Чаданского угольных разрезов будут они.
США объявили войну Шойгу и Дерипаске. Нам, честно говоря, не жаль никого из этой тройки. И пусть они дербанят Дерипаску – у Шойгу остаётся ещё заместитель по военному ведомству Иванов с его жульническим строительством. Так что денег Сергею Кужугетовичу хватит с избытком. Только при этом на Каа-Хемском разрезе может наступить новый этап жизни – уже под американцами. А тем-то уж точно нет дела до тувинской экологии, заболеваемости людей раком, их психологического состояния.
На днях Шолбан Кара-оол высказался в том духе, что наш замечательный земляк Шойгу обозлился на Туву. Очень может быть, что виной тому – выскальзывающий из рук угольный актив. Хотя ему, как человеку государственному, лучше бы озаботиться проблемой переселения людей из ветхого и аварийного жилья, программу которой республика с треском провалила. Или тем, что в республике, благодаря его отеческой заботе и активной изобретательности его протеже Кара-оола уже более половины населения живёт за чертой бедности. Более худшего показателя нет ни в одном другом регионе России. Я уже не говорю об уровне безработицы, преступности и заболеваемости туберкулёзом.
А так что? Наши недра делят между собой федеральный чиновник, олигарх и капиталисты США. Но мы при этом – обычные статисты, от которых ничего не зависит. Всё, что могли, у нас уже украли. Мы как те пролетарии, которым терять нечего, кроме своих цепей.
Кондрат Пчёлкин