ЗИГЗАГ ПРОВАЛОВ
Как помнится, новый премьер Тувы, взойдя на трон, объявил свои три приоритетные программы: сельское хозяйство, энергетика и транспорт. С того времени прошло почти 2 года, и уже пора подводить кое-какие итоги претворения главных программ ШВК в жизнь.
Оставим в покое сельское хозяйство и энергетику. Почти все сельские деньги ушли на создание водочной линии и реализацию птичьей химеры. Водка новая в республике появилась, но сильно отдает резиной, и поэтому спросом не пользуется. Яйца так и не появились – обещавший их к маю 2008 года зампред Чучев растерял авторитет и вынужден был спешно покинуть правительство. Так что на селе так и не было создано новых рабочих мест. Более того: захирело то, что до ШВК еще как-то жило. А в энергетике вообще наблюдается полный коллапс. Лопнула химера и в этой области – больше о т.н. блочной ТЭЦ в правительстве не говорят.Но при всем трагизме на селе и в энергетике самый серьезный провал ощущается на транспорте. Без преувеличения можно сказать: воздушный, водный и автомобильный транспорт в республике с приходом нового правительства окончательно пришли в упадок.
Начнем с воздушного. Как помнится, ШВК очень гордился, что он заключил соглашение с «Базовым элементом» на обеспечение пассажирских перевозок Кызыл – Красноярск и Кызыл – Москва. И вроде как даже полетели самолеты. Правда, летали они нерегулярно и очень недолго. И теперь уже не летают. Аэропорт и новое здание аэровокзала фактически не работают, принося огромные убытки, население добирается за Саяны и в первопрестольную через соседнюю Хакасию.
Подаренный Президентом Б.Ельциным ЯК-42 ШВК обещал отремонтировать, но воз, как говорится, и ныне там. Впрочем, Глава правительства, получив власть, быстро передумал и направил в парламент проект закона, предусматривающий продажу лайнера за бесценок. Депутаты возмутились таким бесцеремонным отношением к государственной собственности и легким отказом от собственных обещаний, и законопроект был отвергнут. Но это никак не повлияло на ШВК – на сегодняшний день «Яшка» позорно гниет в аэропорту «Раменском», дожидаясь своей естественной старости.
И ситуация такая: аэропорт в Кызыле бездействует, тувинские летчики выброшены на улицу, поскольку даже лицензия у тувинского авиаотряда отозвана, ЯК-42 окончательно загублен, а самолеты Дерипаски уже не летают. И никаких перспектив возобновления полетов не наблюдается, хотя Кара-оол просил у федеральных властей денег на реконструкцию взлетной полосы, чтобы принимать магистральные «Боинги». Откуда они возьмутся, если обычные ЯК-40 на приколе, – правительство объяснить не может.
Почти такая же ситуация с речным флотом. Его добивают другим способом – не дают заказов на поставку грузов по Енисею и почти не дотируют пассажирские перевозки Кызыл–Тоора-Хем–Кызыл. ГСМ в Тоджу нелегально возят автомобильным транспортом, угробляя природу, и население вынуждено жить на подножном корму. Так что очень скоро, если не сменится правительство или его взгляды на перспективы водного транспорта в республике, тувинская судоходная компания может «почить в бозе». И, соответственно, речники пополнят ряды безработных.
За последние 2 года сильно изменилась ситуация с автомобильным сообщением внутри республики и с соседними регионами. К сожалению, в худшую сторону. Справедливости ради следует отметить, что условия автомобильного сообщения в республике никогда блестящими не были. Но то, что творится последние 10 лет, иначе, чем бардаком, назвать нельзя.
Похоже, на строительстве и содержании дорог наживаются все, кто к этому причастен. К примеру, очень симптоматично, что участок дороги М-54 от Кызыла до Турана – самый разбитый по трассе Кызыл-Абакан. А это – зона ответственности тувинского Автодора. Как и дорога в районе «полки». И то, что случилось там нынче зимой, никогда ранее не наблюдалось. Заваливало ее неоднократно, но когда 400 метров снежного завала расчищали аж 4 дня, возмущению водителей, проживших 4 суток на перевале, не было предела. Такого беспорядка старожилы трассы не помнят. Представьте себе: грейдер для расчистки снега дорожникам пришлось просить у нищего Кызыла! Пока привезли, пока нашли топливо, пока почистили – время ушло. Приехал какой-то карлик, поохал на снегопад, покрасовался перед камерами – и укатил.
Тувинским дорожникам каждый год на 30-40% увеличивают финансирование, а дело с мертвой точки не сдвигается. Видимо, большую часть по-прежнему разворовывают. По крайней мере, руководителя автодора, как правило, можно видеть изрядно пьяным. А ведь это он размещает госзаказ и принимает работу, распоряжаясь государственными средствами. Коррупция при этом процветает беспрецедентная. Чего стоит только разметка М-54, раскрашенная по пьяному делу.
Отдельно стоит отметить и подвижной транспорт, перевозящий грузы. На предпринимателей Тувы правительством осуществляется постоянный прессинг, который приводит к вымыванию собственного автомобильного бизнеса республики. Раньше Туву называли республикой шоферов и министров. Теперь остались одни министры. Водители остались без работы. Потому в основном и ходят на трассе Абакан-Кызыл тягачи с нетувинскими номерами. А все потому, что в Туве нет условий для развития бизнеса – кругом коррупция, взяточничество и откаты. А не станешь в общий строй – натравят милицию. Замучаешься в судах пыль глотать. Даже всесильный Пугачев воздержался от регистрации автотранспортного предприятия в Туве и зарегистрировал его в Минусинске. А уж другим куда...
Вот и выходит: больнее всего в республике новая власть ударила по транспортным артериям, хотя, конечно, несладко пришлось всем отраслям экономики.
Но премьер Ш.Кара-оол и его первый заместитель, курирующий транспорт, Ш.Иргит полны оптимизма. И понятно – почему. Думается, что премьер с ветерком проскочит любую трассу – недавно он (видимо, на последние деньги) за 140 тыс. долларов США приобрел новенький MERSEDES-BENZ GL500. И ему за рулем джипа стоимостью под 6 млн. рублей любая яма по колесу. Хотя кто-то ревниво спросит: откуда такие деньги у премьера, не берущего взяток? А его точно такой же кристально чистый зам. с таким же успехом с ветерком прокатится на собственном шикарном джипе LEXUS LX470 ценой под 4 млн. рублей. А нам в отсутствие воздушного сообщения с миром остается таскаться по ухабам на стареньких «Жигулях» за 60 тыс. рублей, проклиная власть.
Мы еще вернемся к этой теме.
Кондрат Пчелкин