Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№10, 4 июня 2013 года.

Железнодорожная маниловщина. От Пугачёва до зятя Пугачёвой

Железнодорожная маниловщина. От Пугачёва до зятя Пугачёвой

Все тувинские СМИ, включённые в орбиту правительственного агитпропа, растрезвонили новость: «Железную дорогу «Элегест-Кызыл-Курагино» построят к 2018 году». Об этом сообщил безызвестный «заместитель генерального директора Тувинской энергетической промышленной корпорации /ТЭПК/ Сергей Мельниченко». Он также сообщил, что планов у его начальника Байсарова громадьё: кроме строительства железной дороги в 420 км, он намерен к 2015 году «развить Элегестское угольное месторождение» и построить «морской порт в Ванино на Дальнем Востоке». А также к неозвучиваемому сроку возвести «электростанцию в республике Тыва».

И всё это собирается осуществить гражданин, за год не собравший 1 млрд. рублей для оплаты своей доли в ЕПК. Зато ему оказалось «по плечу» замахнуться на проекты общей стоимостью раз в 300-400 большей. Затраты на строительство тувинского БАМа оцениваются в 195 млрд. руб., ТЭС обойдётся в 16-20 млрд. руб., освоение Элегестинского месторождения со строительством шахт «потянет» ещё на 100 млрд. руб. Ну а о стоимости строительства порта в Ванино даже оценочных цифр нет – это где-то от 50 до 100 млрд. руб. Итак «набегает» под 400 млрд. рублей или за 13 млрд. долларов США. Цифра астрономическая. А для авантюриста Байсарова – очевидно неподъёмная.

Однако давайте вспомним, как эта угольно-железнодорожная сага начиналась.

В «Российской газете» от 6 апреля 2005 года было опубликовано интервью директора Объединенная промышленная корпорация (ОПК) Д.Сахно о перспективе строительства в Туву железной дороги и разработки Элегестинского месторождения угля. В нём он довёл до широкой общественности планы сенатора С.Пугачева по развитию производительных сил Тувы. В частности, Сахно сказал: «Элегестское месторождение – одно из самых богатых в мире. Запасы угля здесь оцениваются в 1 миллиард тонн. Без преувеличения его можно назвать уникальным. По своим характеристикам элегестские угли – лучшие коксующиеся в России и одни из лучших в мире. Они отличаются высокими показателями спекаемости, низкими зольностью и содержанием серы. В России практически не осталось запасов коксующегося угля столь высокого качества».

Сообщил, что «планируется добыча до 12 миллионов тонн угля ежегодно» и пообещал выход «на эту мощность через 6-7 лет», т.е. к 2012 году. А начало добычи он объявил «уже в следующем (2006-ред.) году».

При этом Сахно посетовал на транспортную проблему доставки угля потребителям, поскольку «в Тыве до сих пор нет железной дороги». И добавил: «поэтому выход один: проложить железную дорогу длиной примерно 460 км», строительство которой, «если исходить из мировых стандартов, должна обойтись не дороже 500 миллионов долларов». Впрочем, он тут же оговорился, видимо, имея в виду российскую вороватость: «оценки российских проектировщиков в три раза выше», т.е. 1,5 млрд. долларов США.

Сахно с радостью поделился своим ощущение полезности будущей «железки»: «она решит не только наши, но и социально-экономические проблемы всего региона». И привёл конкретные технико-экономические расчёты: «за 12 млн. тонн угля, который будет добываться в республике после выхода шахт на проектную мощность, мы сможем ежегодно выручать примерно 1-1,2 миллиарда долларов. Из этой суммы около 150 миллионов долларов пойдет в местный бюджет в виде налогов. То есть за счет одного Элегеста дотационный край превратится в регион-донор. За железной дорогой и разработкой месторождения начнется подъем всего бизнеса, всей экономики Тывы». «Строительство шахты, железной дороги, создание транспортной компании... мы оцениваем примерно в 1,1-1,2 миллиарда долларов».

Таким образом, Пугачёв рассчитал стоимость строительства дороги в 0,5 млрд. долларов, а с учётом шахт и автотранспортной компании – в 1,2 млрд. долларов. Срок строительства – шесть лет, т.е. до 2012 года. С помощью сенатора Нарусовой ему удалось добиться бюджетного софинансирования строительства железной дороги в 49 млрд. долларов. Но однажды всё пошло прахом. Он не смог договорится с Шойгу по поводу раздела Тувы, и его перспективы стали таять, как весенний снег...

Время шло. С той публикации минуло более семи лет. Можно подвести кое-какие итоги.

На сегодняшний момент не только не осуществляется добыча угля на Элегестинском месторождении и не строится железная дорога Курагино-Кызыл. ЕПК олигарха Пугачёва обанкрочено, лицензия на добычу угля отозвана, желание строить железную дорогу проявил совсем другой инвестор, а сам Пугачёв не только перестал быть сенатором от Тувы, но и совсем покинул Россию, обретя упокоение на туманном Альбионе. Грандиозной стройке не помогло даже то, что сам Путин забил «золотой костыль» в строительство «железки». Следом государство отозвало своё обязательство финансировать из Инвестиционного фонда 50% стоимости строительства. В таких условиях, даже если бы Пугачёва не «выдавили» из Тувы, он бы за строительство дороги наверняка не взялся.

И что же мы имеем по прошествии семи лет «в сухом остатке»?

На тувинском горизонте появился некто Байсаров, известный лишь тем, что когда-то был зятем Аллы Пугачёвой. Сначала он в компании с Алтушкиным подрядился купить ЗАО ЕПК, владеющей лицензией на Элегестинское месторождение. Правда, через год выяснилось, что найти миллиард рублей ему так и не удалось. Тогда он громко «хлопнул дверью», заявив, что его обманули. Правда, за это время Байсаров, будучи генеральным директором ЗАО ЕПК, поназаключал договоров, и по ним компания «Мостовик» произвела строительных работ на 800 млн. рублей, которые никто оплачивать не собирается. «Мостовик» бросился в суд, а там ему объяснили, что, поскольку у Байсарова не было полномочий по заключению подобных договоров, то и претензии «Мостовика» к ЕПК несерьёзны.

Но Байсаров продолжает делать хорошую мину при «плохой игре». Важно надувая щёки, он грозится построить железную дорогу в Туву. Правда, не за 500 млн. долларов, как Пугачёв, а уже за 194 млрд. рублей, что эквивалентно почти 6,5 млрд. долларов, то есть в 12 раз дороже.

Честно говоря, он строить собирается не совсем за свои денежки, которых, судя по всему, у него нет: он обещает строить за счёт кредита, который намерен получить под госгарантии правительства РФ в размере 75% стоимости строительных работ. Таким образом, Байсаров намерен построить дорогу, если государство за него заплатит 4,8 млрд. долларов, то есть в 10 раз дороже, чем собирался на это потратить Пугачёв. Ну, а чтобы выглядеть посолиднее, Байсаров заодно решил объявить об организации добычи угля на Элегесте, строительстве ТЭЦ и порта в Ванино... Солидный инвестор, ничего не скажешь.

Но когда очистишь всё заявленное Байсаровым от пропагандистской шелухи, то становится очевидным уровень маниловщины в его планах. Если считать, что он преднамеренно не вводит нас и власти в заблуждение из-за желания спереть сотню-другую миллиардов на «реализации» этих грандиозных проектов, а рассчитывает на самом деле построить железную дорогу, порт, ТЭЦ и организовать добычу на Элегестинском месторождении, то становится очевидным, что он маниакально болен нереализуемыми проектами. Проще говоря, если авантюрист Байсаров не мошенник, то он, скорее всего, психически нездоров. Что, кстати, у горских народов – большая редкость...

Дело в том, что с 2005 года много воды утекло. Случился мини-кризис 2008-10 годов, в результате которого спрос (и, соответственно, цены) на уголь и металл значительно упали. Более того: как утверждают экономисты, включая министра экономики страны, Россию уже этой осенью ожидает рецессия и дефицит бюджета в 650 млрд. рублей. В связи с чем премьер Медведев был вынужден заявить о сворачивании уже начатых региональных инвестиционных проектов. И объявил об опасности исков инвесторов к властям в связи с отказом финансировать свою часть проектов. К тому же выяснилось, что тувинский коксующийся уголёк, мягко говоря, не совсем кондиционен – время его коксования в 1,5 раза больше, чем у подобного же угля с Кузбасса. А значит, и стоимость коксования значительно выше. К тому же пример Тувинской горнорудной компании, которая добывает уголь на Каа-Хемском угольном разрезе и не может найти клиентов за пределами Тувы, показывает: перспективы тувинского угля значительно переоценены. А если уголь не будет и впредь востребован, то возить по этой железной дороге будет нечего.

Конечно, сегодняшний Байсаров по значимости фигуры – совсем не Пугачёв начала нулевых годов. И даже не Сахно, подвизающийся ныне в Северстали в той же роли, которую он играл у Пугачёва. Кому-то может показаться, что за ним стоит кто-то серьёзный. Типа Фридмана или Абрамовича. Но горькая правда состоит в том, что никого за его спиной нет. Есть только поддержка губернатора Ш.Кара-оола, которому, как и Байсарову, в условиях глобального провала по всем направлениям ничего не остаётся, кроме как выдвигать новые маниловские планы. И потому Кара-оолу с Байсаровым вряд ли позволят поиграть с таким деньгами, а тем паче – их спереть.

Так что, относитесь критически к информационным вбросам в правительственных СМИ – обычно за ними ничего не следует. Они уже семь лет вешают нам свою однообразную лапшу. Объёмы предполагаемых инвестиций выросли, как на дрожжах, с 15 млрд. рублей до 400 млрд., Пугачёва сменил Байсаров, а воз, как говорится, и ныне там. Ни угля, ни дороги. Только километр шпал с рельсами под названием «Кызыл-Конечная». А что уж тут поминать про порт и ТЭС...

Будем и дальше отслеживать игры в инновационную деятельность.

Кондрат Пчёлкин

(прочитано 5680 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 10:
 
   
   
 
Материалы по теме:
» ФНБ «распакуют» на троих (№6, 20 мая)
» В плену обязательств (№8, 4 марта)
» Нужен ли экономический форум Красноярску и краю в целом? (№7, 25 февраля)
» Росжелдор откатился от ЕПК (№4, 4 февраля)
» Безденежный инвестор (№21, 17 декабря)
» Блеф обанкротившегося бюрократа (№20, 10 декабря)
» Тувинский ералаш (№13, 22 октября)
» Ностальгия по колониальному прошлому (№22, 17 сентября)
» Кара-облом (№20, 3 сентября)
» Позови меня в светлую даль... (№20, 3 сентября)
» Из области кривых зеркал (№20, 3 сентября)
» Руслан Байсаров расставил проекты по углям (№8, 21 мая)
» Дорога на костях (№18, 11 декабря)
Железная дорога в Туву: бумаги много, а денег нет
Строительство железной дороги в Туву прошло точку невозврата

Материал входит в разделы тематического архива:
 
   
Случайная картинка

«Первобытная цензура: Главпалеолит!» (Виктор Шендерович).

Шутка 2018 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube