ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС В ТУВЕ: РЕЦЕПТЫ ВЫЖИВАНИЯ
Экономика страны – вещь очень реальная. И досконально разбираться в тенденциях ее развития дано не всем. В России существует несколько школ экономического анализа. Но, как выяснилось, и среди ученых не нашлось специалистов, способных смотреть далеко вперед. А что уж говорить о наших вороватых олигархах или правительственных чиновниках – эти и подавно живут одним днем.
В связи с этим вспоминается шестимесячной давности заявление председателя Госдумы и лидера «Единой России» Грызлова, что в России кризиса нет и не будет, поскольку кризис-то мировой... Или прогноз главного газовика страны Миллера, летом 2008 года заявившего, что в 2009 году нефть будет стоить 200 долларов за баррель... Как говорится, попали пальцем в небо. Но что далеко ходить – по части востребованности коксующихся углей местных оракулов тоже не нашлось – наше тувинское Межегейское месторождение угля в июле 2008 года пошло с молотка по астрономической цене аж почти в 17 млрд. рублей, как будто оно было последним. Но так и не было выкуплено ЕВРАЗом, поскольку уже через полгода спрос на уголь резко упал, и цена на него снизилась втрое.
1-2 апреля в Лондоне состоится саммит 20 развитых стран, на котором должно быть выработано общее решение о сроках и методах выхода из глобального экономического кризиса. В правительстве России надеются, что нам удастся убедить руководство других стран изменить статус мировых финансовых институтов и ввести в оборот наднациональную валюту. Вряд ли таким планам суждено сбыться. Сколько не клейми США как организатора кризиса, они по-прежнему остаются ведущей экономикой мира, а доллар – главной расчетной единицей.
В связи с этим в стране развернулась дискуссия путей выхода России из кризиса. Оптимисты, рупором которых можно считать зампреда правительства РФ Шувалова, полагают, что кризис в России достиг своего дна, и страна скоро начнет из него выходить. Более осведомленные и компетентные члены правительства, среди которых выделяется министр финансов Кудрин, придерживаются точки зрения, что осенью Россию накроет вторая волна кризиса, результатом которой будет банкротство сотен банков, и «дно» кризиса ожидается в следующем году. Мало того: эта фаза «вязкого кризиса» продлится от 3 до 5 лет. Кажется, к такой же точке зрения склоняется и российский премьер Путин, распорядившийся отказаться от трехлетнего бюджета страны и ожидающий дефицит бюджета в 2009-10 годах в объемах по 2 трлн. рублей.
Нашлись «специалисты» по части предсказаний и в Туве. Они «кучкуются» в местном правительстве и распространяют свои идеи через еженедельник «Плюс-Информ». Так, они считают, что, поскольку в Туве экономики нет как таковой, то и для распространения кризиса нет почвы. Следовательно, делать, в общем-то, для его предотвращения нечего. Короче, сиди тихо и жди деньги из Центра. Впрочем, им не до кризиса – все силы брошены на выживание самого правительства, т.е. на борьбу с тувинским парламентом и его спикером.
Им оппонируют депутаты парламента, которые считают, что избежать тяжелых последствий кризиса в Туве не удастся, и пора «затягивать пояса», принимая упреждающие меры по смягчению последствий кризиса. Депутаты полагают, что необходимо уделить особое внимание борьбе с безработицей и сохранению рабочих мест. Особенно в таких областях экономики, как сельское хозяйство и строительство.
Их мнение сходится с точкой зрения Главного федерального инспектора А.Попова. 18 февраля он выступил перед депутатами и ознакомил их с решениями, которые принимаются Президентом страны. В частности, он сказал: «Принципиальные решения в свете преодоления последствий финансового кризиса касаются рационального использования финансовых средств, оптимизации структур региональных органов госвласти и местного самоуправления, вопросов повышения ответственности руководителей всех уровней. Особые требования предъявлены к региональной власти. Сегодня требуется соблюдение условий устойчивого социально-экономического развития, стабильной общественно-политической ситуации. В том числе в Туве».
И предложил свои рецепты: соблюдение законности, повышение эффективности власти и своевременное принятие антикризисных мер. По его мнению, все органы власти должны работать в чрезвычайном режиме. И депутаты должны сыграть свою роль: «нужна выверенная программа принятия первоочередных законодательных мер в условиях кризиса. Депутаты должны утвердить перечень приоритетных законодательных инициатив, направленных на преодоление последствий кризиса».
А.Попов сообщил, что в Туве создана антикризисная межведомственная группа. Он рекомендовал включить в ее состав и депутатов парламента. А также создать аналогичные группы на муниципальном уровне.
Кроме того, он предложил изменить республиканский закон 2005 года об административных границах кожуунов и отдельных сумонов, иначе на территории Тувы не будет действовать в полной мере федеральный закон №131.
Следующей проблемой, требующей безотлагательных мер, федеральный инспектор назвал уничтожение дикорастущей конопли.
Касаясь новых требований к руководителям регионов, он сказал: «в условиях усиления финансового и экономического кризиса от руководителей регионов требуется умение работать в новых условиях, работать в коллективе. Приоритетной становится задача всех органов государственной власти по целевому использованию бюджетных средств». А также принять срочные меры «региональным парламентам в части оптимизации структуры органов власти, оптимизации их деятельности, в том числе законодательных органов».
Отдельно он коснулся и темы приведения в соответствие федеральному законодательству Конституции Тувы. «Мы знаем, что в Основном документе республики содержатся противоречия федеральным законам, которые надо устранить».
А вот что предлагают по принятию мер преодоления кризиса законодатели.
Д.Ооржак, председатель комитета по бюджету.
«Я бы не стал так драматизировать ситуацию. Пока нам активно рисовали экономический прорыв, я осознавал, что речь идет только о планах, причем, весьма отдаленных. И с самого начала понимал, что помочь себе мы можем только сами. Надо развивать свое производство. И продолжать искать пути решения проблем энергодефицита, транспортной, инженерной инфраструктуры.
Что же касается антикризисных мер в Туве, ясности пока нет. Речь идет лишь об организационных мерах или планах освоения федеральных средств, направляемых по линии занятости. К тому же в условиях дотационности республиканского бюджета и при сложившейся системе трансфертов и субвенций возможности для проведения антикризисных мероприятий, скажем, для создания подушки безопасности, очень малы. У республики нет денег для того, чтобы реально помочь людям миновать последствия кризиса.
Тем не менее, есть несколько задач, которые надо постараться решить. Первая – это оптимизация бюджетных средств. Вполне можно пересмотреть некоторые траты для того, чтобы направить средства на сельхозпроизводство и малый бизнес. В республиканском бюджете на поддержку малого предпринимательства выделено всего 15 млн. рублей. Это капля в море.
То же самое по поддержке сельхозпроизводителей. В этот сектор попадают пока только федеральные средства. Как известно, выделенное в 2008 году на поддержку сельхозпроизводителей пятикратное увеличение финансирования из бюджета республики, по назначению так и не дошло.
У нас непомерно большие затраты на содержание госаппарата. Сумма перевалила за миллиард двести тыс. рублей – есть, что оптимизировать. Руководство Закпалаты предложило сократить количество комитетов. Палата поддержала. Подобные инициативы должны появиться по всем ведомствам. Можно оптимизировать структуру, ликвидировать дублирование функций, сократить ряд хозяйственных услуг и так далее.
Убежден: надо пересмотреть перечень инвестиционных проектов. Проанализировать его с точки зрения эффективности, определить приоритеты финансирования. Мы ждем от правительства пакета антикризисных мероприятий именно такого порядка. К сожалению, пока таких предложений не поступало. А время идет, уже начинаются весенне-полевые работы и до сих пор не ясно, будем ли мы помогать аратам дотациями на приобретение семян, ГСМ.
Местным органам надо помогать. Государство передало им огромное количество государственных полномочий. Местным органам остро не хватает квалифицированных кадров, информационной, хозяйственной обеспеченности. Во многом именно от работы местных органов зависит благополучие, защищенность и настроение конкретного человека: возможность заработать средства на жизнь, иметь гарантии безопасности жизни и здоровья, обучения детей. Эти вопросы составляют заботу государства в целом, поэтому взаимодействие всех ветвей власти и местных органов очень важно, особенно в условиях кризиса.
Именно поэтому депутаты ЗП ждут от правительства серьезного обсуждения антикризисных мероприятий. Пока такого обсуждения не было».
В.Вальков, заместитель председателя ЗП.
«В условиях высокой дотационности Тувы, ключевые антикризисные меры сосредотачиваются в бюджетной плоскости. Нам предстоит провести соответствующие действия секвестрования с бюджетом республики. Хотелось бы надеяться, что это процесс мы закончим в апреле, хотя многие регионы уже завершили эту работу.
Речь идет, по сути, о новом бюджете республики. Эту работу нужно провести максимально оперативно. Учитывая рекомендации Совета законодателей России, есть необходимость пересмотреть распределение доходов от налоговых поступлений между республиканским и местным уровнем. Депутаты ЗП давно настаивают на том, что 45% доходов от НДФЛ, 70% налога на имущество и в полном объеме транспортный налог следует направить на местный уровень. ...Мы предпочли бы говорить не просто о секвестре бюджета, а об оптимизации бюджета республики. Кризис – это своего рода экзамен на оптимальность бюджета. Нам есть над чем работать. Я имею в виду, в первую очередь, сокращение расходов на содержание государственного аппарата, которые в настоящий момент уже перевалили за миллиард двести тысяч рублей.
Думаю, значительное сокращение наших бюджетных расходов произойдет в инвестиционной части бюджета. ...здесь надо провести тщательную ревизию инвестиционных проектов. Нужно выделить приоритетные объекты, сконцентрировать особое внимание и усилия на водных объектах, какие-то, возможно, следует отодвинуть и даже заморозить, а от каких-то и вовсе отказаться на ближайшие 5-7 лет. Актуальным остается вопрос кредиторской задолженности строителям. Мы должны безусловно исполнить государственные обязательства и отдать им долги, так как речь идет о сохранении действующих предприятий, сохранении рабочих мест и реальных доходов тружеников.
Нам безболезненно можно сократить финансирование проведения различного рода увеселительных мероприятий, требующих серьезных затрат. Даже если придется сократиться на проведение национальных праздников Наадым и Шагаа, и есть резон это сделать, я уж не говорю о различных фестивалях, конференциях, форумах, которые нередко, кроме пустой говорильни и галочки в отчете, ничего не дают.
Кого мы должны поддержать? В первую очередь, если мы говорим о поддержке производителей, то речь здесь должна идти о поддержке сельхозпроизводителей. Мы не должны забывать о том, что Тува – аграрная республика. Развитие сельхозотрасли – жесткое условие выживания. Что здесь важно? Вовремя выделять деньги сельхозорганизациям, фермерским и крестьянским хозяйствам, которые уже стоят в плане финансирования на этот год. При этом особое внимание нужно обратить внимание на тех товаропроизводителей, кто реально занимается производством сельхозпродукции.
Есть необходимость также создать Резервный фонд, который станет гарантией правительства при получении небольших – 30-40 тысяч рублей – кредитов для тех слоев населения, которые имеют желание взять в лизинг тот же скот или приобрести семена картофеля. Надо помочь людям выжить в условиях кризиса.
И, если говорить о приоритетности, то на первом месте должна стоять социальная сфера. 100% исполнение всех социальных выплат, абсолютная недопустимость нецелевого использования. Депутаты усилят контроль над целевым расходованием бюджетных средств.
Учитывая, что разработка бюджета, является компетенцией правительства, хотелось бы побыстрее получить конкретные, аргументированные и обоснованные пакеты антикризисных законодательных инициатив. Мы уже обращались по этому поводу в правительство РТ. Мы готовы к этой работе, несмотря на политическую напряженность. Законодатели намерены в оперативном режиме рассматривать все законопроекты».
В. Оюн, председатель Законодательной палаты.
«Правительство РТ направило в парламент изменения в бюджет 2009 года. Они создают такое впечатление, что в Туве кризиса нет. Предлагается всего одно изменение в бюджете – снять 7,5 млн. рублей, заложенных для реконструкции Национального парка отдыха им. Гастелло и направить их на решение проблем занятости.
Конечно, проблему занятости надо решать. Но таких действий явно недостаточно. Правительством РФ предложен пакет мер по антикризисным мерам, на рассмотрение Госдумы внесены изменения в бюджет, на Совете законодателей определены основные приоритетные направления, которые могут быть использованы как ориентир. Можно, в конце концов, изучить опыт соседних регионов, где также принят целый ряд мер по смягчению последствий кризиса. Наши депутаты решением мартовского заседания сессии направили свои предложения в правительство.
На поддержку малого и среднего бизнеса в бюджете республики заложено 15 млн. рублей. А наше правительство покупает два автомобиля «Lexus» общей стоимостью 10 млн. рублей. 3 автомобиля «Lexus» за два года – это слишком.
Депутатский корпус со своей стороны уже принимает меры в рамках своих предложений по сокращению расходов на содержание госуправления. Сокращены малоэффективные комитеты. Сокращен автопарк Законодательной палаты. Это только первый этап мер. Рассматриваются также предложения депутатов по так называемым депутатским, что позволит сэкономить от 11 до 22 миллионов рублей. Пересчитываются затраты на расходные материалы. Как видите, депутаты активно работают в заданном направлении, а со стороны исполнительных органов власти никаких движений не наблюдается.
Посмотрели инвестиционную программу, целевые программы. В этих программах фигурируют объекты без проектно-сметной документации.
Считаем, что нужно изыскать средства для поддержки местных товаропроизводителей, малого и среднего бизнеса, отрасли растениеводства и животноводства. Положение и так тяжелое. У предпринимателей нет оборотных средств. Возможные риски должны быть застрахованы. Предусмотреть льготные условия кредитования, включая облегченную процедуру их выдачи. Мы должны предусмотреть все возможные меры для того, чтобы защитить население от возможных последствий кризиса».
Как видите, депутаты уже откликнулись на предложение федерального центра. Так, приняты конкретные меры по оптимизации затрат на обеспечение деятельности Законодательной палаты – сокращено количество комитетов палаты и автопарк. Предприняты были и попытки создания Конституционной комиссии для приведения тувинской Конституции в соответствие с российской, но Главе правительства РТ через лояльных ему депутатов удалось сорвать принятие соответствующего Конституционного закона. К сожалению, руководство Палаты Представителей и правительства проигнорировали предложения федерального инспектора. Там царит совсем другая атмосфера: не только не намечается каких-либо оптимизаций численности и затрат на содержание аппарата – продолжаются закупки за бюджетный счет дорогостоящих лимузинов для перевозки никчемных чиновничьих тел.
Вопреки многим утверждениям, мы согласны, что настоящий кризис – впереди. Мы будем и дальше публиковать материалы, посвященные этой теме. Будем надеяться, что они помогут правительству Тувы правильно понять ситуацию и принять адекватные ей меры.
До встречи.
Кондрат Пчелкин