Редакторская колонка |
Ликвидация ОПГ во время спецоперации
После 24 февраля 2022 года наша жизнь резко изменилась. «Специальная Военная Операция» (для краткости назовём её СВО) пришла во многие семьи, многие дома. Как показывают соцопросы, для большинства россиян СВО стала признаком того, что Россия «встаёт с колен», «освобождаясь от рабства перед странами Запада». Таких – большинство. Но много и таких, кто реально смотрят на происходящие события. Они понимают, что ничего хорошего СВО в итоге нам не принесёт. Слишком большой разрыв в уровне жизни, состоянии экономики и технологическом оснащении между Россией и Западом, который в результате СВО будет только увеличиваться.
ФИНАНСИРОВАНИЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ: НАРОД РОССИИ ПРОТИВ ВСЕГО ЗАПАДА
У части людей возникают большие сомнения в оценке состояния наших вооружённых сил и возможностей министра обороны Шойгу в обозримом будущем нанести решающий удар по «националистам и милитаристам», захватившим Украину. Особенная скорбь у тех, кто на этой СВО потерял своих близких. Практически все понимают, что Путин ведёт СВО за наш с вами счёт из средств бюджета. Так что дальнейшее падение уровня жизни россиян неминуемо. И продлится это достаточно долго – возможно, на борьбу с Западом нужны будут не месяцы и годы, а десятилетия.
Когда только началась СВО, многим в России и за её пределами, в том числе в Европе и США, казалось, что она закончится в считанные дни. Ну, на крайний случай – недели. Однако пошёл уже пятый месяц СВО, а воз, как говорится, и ныне там. Более того, теперь очевидно, что, с одной стороны, Запад намерен финансировать затраты бюджета Украины на сопротивление России, с другой – поставлять ей самые современные виды вооружения, включая установки залпового огня, гаубицы, береговые противокорабельные батареи, танки и даже самолёты. Президент Украины Зеленский, на мягкотелость которого так рассчитывали в России, оказался «крепким орешком» и готов биться «до конца». За стойкость и мужество его поощрили: приняли Украину кандидатом в ЕС. Так что теперь министру Лаврову уж точно не удастся уговорить его сесть за стол переговоров.
В общем, и государству, и экономике страны, и населению придётся поневоле перестраиваться на военный лад, затягивать пояса и готовиться к непростой жизни в условиях жесточайшей мировой изоляции, какой не было со времён Гражданской войны. Литва перекрыла транспортный коридор для большей части грузов, которые питали экономику Калининградской области. Теперь на западе Россия отрезана не только от европейских стран, но даже и от российского анклава Калининграда. Мало того: президент Казахстана фактически заявил о том, что его страна не признаёт самопровозглашённые ДНР и ЛНР и впредь будет следовать международным санкциям в отношении России. Поэтому нам в этом плане на соседнюю бывшую братскую страну рассчитывать не стоит. Конфликт с Японией и Южной Кореей грозит отрезать Дальний Восток от логистики стран Юго-Восточной Азии.
Так что теперь у России осталась только одна возможность – развивать торговлю с Китаем и Индией. Эти страны пока таких заявлений, как Токаев, не делали. Правда, воевать с Америкой и они не собираются. Но развивать международную торговлю согласны. В общем, новые условия диктуют иные подходы страны к решению стандартных задач выживания населения.
СМОЖЕТ ЛИ ТУВА ПОЖИВИТЬСЯ НА ТРУДНОСТЯХ РОССИИ?
Но, как известно, пришла беда – отворяй ворота. Изоляция России от западных рынков толкает её в объятия хитрых практичных китайцев. Невзирая на широко разрекламированный разворот России в сторону Юго-Восточной Азии, сегодня Россия по товарообороту с Китаем не входит даже в первую десятку партнёров. Для того, чтобы активно развивать экономические связи со своим южным соседом, необходимо строить новые пути продвижения товаров. В связи с этим вновь заговорили о расширении потенциальных возможностей транспортного коридора из России в Китай и обратно.
Как говорится, нет худа без добра. Туве повезло: в результате СВО она снова попала в фокус экономических событий в России с её проектом железной дороги «Курагино–Кызыл». На днях в Санкт-Петербурге состоялся экономический форум, на который тувинская делегация во главе с В.Ховалыгом привезла обновлённый проект по строительству железной дороги «Курагино–Кызыл–Монголия–Китай» с выходом на Индию и Пакистан.
Проект был признан условно целесообразным. И понятно, почему. Министр транспорта РФ В.Савельев признал, что западные санкции «практически поломали всю логистику в нашей стране, и мы вынуждены искать новые логистические коридоры». В унисон ему министр экономики РФ М.Решетников предложил пересмотреть цепочки поставок для торговли с партнерами на Востоке. Он отметил, что существующих путей недостаточно, чтобы восполнить потери с европейских рынков. В общем, власти России провозгласили логистический разворот на Азию. И основной рост – за счёт товарооборота с Китаем, торговля с которым набирает обороты. По мнению некоторых экспертов, до 2024 года товарооборот РФ-КНР может достигнуть $200 млрд. Существующие провозные возможности, учитывая технологическую отсталость РЖД, явно не отвечают вызовам времени. Чтобы восполнить падение товарооборота с Европой, России нужно удваивать-утраивать товарооборот на китайском направлении. Однако этому препятствует проблема ограниченности пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, в том числе на подходах к портам и погранпереходам на Китай. Поэтому необходимо решать пути реализации этой проблемы в кратчайшие сроки. В связи с этим на передний план выходит проект железной дороги из России в Китай через Туву.
Как известно, проект «Курагино–Кызыл» был в своё время инициирован сенаторами Пугачёвым и Нарусовой ещё в бытность президента Ооржака. Но ему не было суждено осуществиться, поскольку Шойгу удалось «выдавить» Пугачёва, а затем и Нарусову из республики. Тогда железнодорожно-угольный проект по знакомству отошёл к приближённому к Шойгу авантюристу Байсарову. Там этот проект благополучно и скончался, хотя денег сожрал прилично. Теперь не только не строится дорога, для дружка Шойгу даже добыча угля в Усть-Элегесте оказалась не по плечу, и он её прикрыл.
Впрочем, экономической целесообразности проект Шойгу–Кара-оола не имел, а был по сути воровским, направленным исключительно на криминальное «освоение» бюджетных средств в интересах понятно из кого состоящего узкого круга лиц. Лоббировал его наш замечательный земляк, пользуясь близостью с Путиным, который даже однажды в зимнюю пору 2011 года прилетел в Туву, чтобы забить «золотой костыль» в основание будущей дороги. Но развернуться и украсть несколько сот миллиардов не удалось – в правительство пришёл М.Мишустин, который, побывав в Туве несколько часов и проведя 15-минутный разговор с Кара-оолом, всё понял и проект закрыл. А вскоре и Шолбану Валерьевичу пришлось искать новую работу за пределами республики.
И вот случился новый поворот в судьбе железнодорожного проекта. Он понадобился для укрепления экономических связей России с Китаем. Китаю он тоже необходим. Нужен настолько, что китайцы согласны построить её за свой счёт. Это настораживает Кремль. Говорят, Патрушев направил записку Путину, в которой предостерегает от излишнего доверия к соседям, поскольку Китай способен за три года довести дорогу до Кызыла, а в следующие пять лет развернуть в Туве свои предприятия по добыче полезных ископаемых, которыми республика богата. Тогда он сможет очень быстро довести численность китайского населения в Туве до 2-3 млн. и фактически отторгнуть регион от РФ своим экономическим и людским потенциалом. Кремль предлагает расширить возможности железнодорожного сообщения восточнее Тувы в Бурятии. Этот проект лоббируют Бурятия, Якутия и Иркутская область. Но Китай настаивает на тувинском варианте дороги. Что нервирует российские власти. Кто в этой гонке окажется первым, мы узнаем до конца года.
Конечно, строительство «железки» может дать ощутимый толчок тувинской экономике. Если власти всё не разворуют, то можно даже попытаться получить бездефицитный и не дотационный бюджет. Впрочем, пока об этом говорить рано. В Туве очень сильны сепаратистские силы. И, несмотря на отсутствие в республике Шолбана Кара-оола, его сторонники пока на месте. Те же Бичелдей, Дамба-Хуурак, Даваа, Монгал и прочие своих позиций не утратили. А наличие большого числа китайцев в республике при ослабленной войной позиции центральной власти может создать предпосылки для роста националистических настроений и возрождения духа Народного Фронта «Хостуг Тыва».
ФСБ РОССИИ ПРОТИВ «ЧЁРНОГО БРАТСТВА» ТУВЫ
Впрочем, в Туве, похоже, всё-таки начался процесс переформатирования власти. На носу выборы депутатов городского хурала. И не исключено, что их может выиграть Ховалыг, а не Кара-оол. Сейчас идёт борьба за места в кандидатских списках ЕР. Но у Кара-оола есть два других очень влиятельных рычага – избиркомы и криминалитет. С членами избирательных комиссий уже работают наши местные чекисты. А криминалом занялся центральный аппарат ФСБ из Москвы.
21 июня под вечер в аэропорту Кызыла приземлился красный борт со 165 представителями ФСБ и Росгвардии. Двое суток по республике шли обыски, облавы и аресты. По решению суда были арестованы наиболее активные члены «Кара-Шериг» из числа смотрящих по республике, районам, ФСИНу и сразу этапированы в Москву в СИЗО ФСБ «Лефортово». В их числе и кассир Кара-Шериг. Чтобы понять, насколько эта спецоперация была проведена скрытно, скажу: о ней не были предупреждены ни министр внутренних дел Поляков, ни начальник всех тюремщиков Обломий. Кстати, в связи с этим появились сведения о том, что они оба скоро покинут республику, где у них сложились криминальные связи с кара-ооловскими братками и предпринимателями.
Тюремщиков никто не напрягал, а от полиции потребовались только автомашины с водителями. От местных правоохранителей в спецоперации были задействованы только оперативники УФСБ. Судебный конвейер Кызылского городского суда строчил бумажки чуть ли не сутки: арестовали 34 человека.
Думается, время для спецоперации выбрано не случайно. Пока Шойгу занят на Украине, чекисты «зачищают» Туву от его вассалов. И это – только первый шаг. Вторым этапом будет «зачистка» госорганов от нечистых на руку чиновников, доставшихся Ховалыгу в наследство от прежней власти. Впрочем, вряд ли чекисты опасались, что Шойгу может вступиться за кого-нибудь. Помнится, когда брали его ближайшего друга и заместителя по МЧС генерала Ганеева, он даже трубку не взял, когда тот ему позвонил. Так что даже если придут за Кара-оолами, Шойгу, скорее всего, и от него тут же откажется. Кстати говоря, несколько людей из Кара-Шериг были напрямую связаны с одним из братьев Кара-оол. Оба брата, узнав про обыски и аресты, тут же смылись за Саяны, где их в Абакане поджидал сам Шолбан Валерьевич. Впрочем, сколько верёвочке ни виться... Как стало известно, большая часть арестованных тут же начали давать московским следователям из ФСБ развёрнутые показания. Их суть составляет тайну следствия, но можно предположить, что столичных чекистов интересовали не ограбленные ларьки, а проделки братьев, руководивших республикой последние 14 лет.
Как видно из приведённых примеров, «спецоперация» в Украине стала катализатором во многих сферах и напрямую или косвенно влияет на общественно-криминальные процессы. Сложно предположить, сколько времени понадобится на раскачку властей, но железная дорога в Туве, скорее всего, появится, а влияние Шойгу и Кара-оола сойдёт на нет. А тогда возникнут перспективы создания крепкой горнорудной отрасли, реальной газификации, современной лесопереработки, добычи и бутилирования питьевой воды, массового применения солнечных электростанций и глубокой переработки сельхозпродукции. Всё то, о чём нам говорили власти последние 30 лет. Вот только не проспать бы эти перспективы, как это сделал Кара-оол.
Всегда с Вами, Сергей Конвиз.