ХРАМ МИРА И СОГЛАСИЯ
«Главе республики стоит выполнить свои обещания и достроить храм».
«В прессе и Интернете можно встретить информацию, что русских притесняют. Я приезжаю в республику во второй раз, и нахожу, что основания для таких заявлений есть».
Р.Силантьев
Строительство православного храма в Кызыле – история, может быть, пока не совсем радостная, но она выводит нас на темы, которые не просто вызывают большой интерес, а затрагивают возрождение и укрепление Русской православной церкви и ее взаимоотношения с другими религиозными организациями. Именно эти процессы рассматриваются сегодня как одни из базисных в укреплении российской государственности.
О том, как отдельно взятый храм может стать символом межрелигиозного мира и согласия, мы беседуем с директором правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора РОМАНОМ СИЛАНТЬЕВЫМ.
– Роман Анатольевич, насколько я знаю, Вы много встречаетесь с буддистами, бывали в Монголии, в резиденции Далай-ламы в Индии. Как вы оцениваете взаимоотношения Русской православной церкви с буддистами?
– Как практически идеальные. Если со стороны мусульман отдельные лидеры высказывают оскорбительные выражения по отношению к православным, хотя большинство мусульман настроено весьма дружественно, то подобных нападок со стороны буддистов не зафиксировано.
Я достаточно хорошо знаком с буддийскими общинами России, и их позиция по отношению к Православной Церкви заслуживает высокой оценки, все они настроены на сотрудничество с ней. Известно, что центром буддизма в России является Бурятия, именно пандидо-хамбо-лама Дамба Аюшеев представляет буддистов России в Межрелигиозном совете России, в Общественной палате, в Совете при Президенте России. Тем не менее, у нас в стране действуют три независимых буддийских сообщества – в Бурятии, Калмыкии и Туве. Пожалуй, самым резонансным, судя по СМИ, является Калмыкия. Во многом это происходит благодаря деятельности Кирсана Илюмжинова, который уже построил достаточно хурулов (хурэ), в том числе один из самых больших буддийских центров в России, является инициатором движения по осуществлению визита Далай-ламы в Россию. Одним словом, делает много для укрепления буддизма в России и в том числе для активного сотрудничества с Русской православной церковью.
Я дважды встречался с Камбы-ламой Тувы – в 2005 году и в конце 2007 года в Индии, в резиденции Далай-ламы. И должен отметить, что позиция лидера тувинских буддистов также весьма конструктивна.
– А как относится Русская православная церковь к визиту Далай-ламы в Россию?
– Представители Церкви всегда подчеркивали, что российские буддисты не должны ограничиваться в общении со своим духовным лидером. Я, как директор Всемирного Русского Народного Собора, в феврале этого года поддержал позицию министра иностранных дел С.Лаврова заявившего, что он не видит никаких препятствий к визиту Далай-ламы в нашу страну. Действительно, нужно разделять политику и религию. Если Далай-Лама приезжает в Россию с пасторскими целями, никаких препятствий ему в принципе не должно чиниться.
– Вам не кажется, что активность Русской православной церкви снижается по мере приближения к окраинам страны?
– Вопрос церковного возрождения далеко еще не завершен. Этот процесс начался в центре и необходимо время, чтобы он набрал необходимую силу и на периферии. Возрождение Православной Церкви переходит на новый, более качественный уровень. Готовятся новые миссионерские кадры, так как количество православных людей растет.
На мой взгляд, Православная Церковь занимает достойное место в Туве. Я был на службе, она оказалась достаточно многолюдна. Радует то, что много молодежи, действует православная школа. Но нет предела совершенству – церковь будет развиваться дальше.
– Имеет ли желание Русская православная церковь выйти в Туве за пределы 18% русскоязычного населения, расширить свою миссию?
– Русская православная церковь свою миссию обращает ко всем народам. Но при этом надо понимать, что есть определенные этапы этой миссии. И сегодня, в период возрождения, стоит вопрос воцерквления, прежде всего, русских.
Надо заметить, что в последнее время довольно много приходят в православную церковь представители других этнических групп – около двух миллионов за 15 лет. В основном – из этнических мусульман, много и из буддийской среды. Среди делегатов Поместного собора Русской православной церкви были представители 34 национальностей, в том числе и весьма экзотических. Однако целенаправленной миссионерской работы в их направлении не ведется, как это было, например, во времена Алтайской или Урянхайской миссий.
– К сожалению, в Кызыле мы уже около 10 лет видим недостроенный православный храм. Видимо, поэтому процесс возрождения православия у нас как-то не особенно заметен.
– Проблема строительства православного храма в Кызыле действительно существует. Сегодня по сравнению с 2005 годом видно, что ситуация изменилась. Храм построен практически на 70 процентов. Должен заметить, что строится он пока только усилиями православных. И это вызывает некоторое удивление. Между тем, в Туве есть примеры активного строительства буддийских храмов. Не будем лукавить, все знают, что храм «Цеченлинг» строился также и на бюджетные деньги, в том числе и за счет налоговых поступлений от православных. В первую очередь, это хороший пример межрелигиозного сотрудничества. Сегодня также активно строятся хурээ, на строительство которых находятся спонсоры, перечисляются однодневные заработки госслужащих. Мы видим заинтересованность властей. Кстати, этот факт с моей точки зрения заслуживает высокой оценки.
С другой стороны, не совсем понятно, почему таким же образом не может быть построен и православный храм. Согласитесь, подобная категоричность способна разрушить межрелигиозное согласие. Кызыл действительно нуждается во втором храме, тем более, что для этого требуются отнюдь не астрономические средства. Православная община Тувы очень ждет нового храма. Об этом говорил на недавней службе и владыка Ионафан. Я также считаю, что на сегодняшний день православные люди вправе требовать к себе более внимательного отношения.
Думаю, власти Тувы надо более чутко относиться к их нуждам. Понятно, что церковь отделена от государства, но церковь и другие религиозные организации являются оплотом российской государственности. Поэтому к церкви надо соответственно и относится. Это не просто блажь, конъюнктура или мода.
Вспоминая Калмыкию, надо заметить, что К.Илюмжинов построил уже не один православный храм. При всей критике, которая раздается в его адрес, Калмыкию трудно обвинить в том, что там притесняются православные.
– Ш.В. Кара-оол в своем недавнем интервью «Федерал Пресс» заявил о намерении найти инвесторов для строительства православного храма.
– Это хорошо. Считаю, что Главе республики стоит выполнить свои обещания и достроить храм. Действующий православный храм – это очень позитивный символ, в то время как недостроенный храм в центре Кызыла является сигналом, что в республике не все в порядке.
– Вы имеет в виду межнациональное отношение?
– Сегодня у Тувы в этом отношении слава недобрая. Ситуация от нормы достаточно далека. В прессе и Интернете можно встретить информацию, что русских притесняют. Я приезжаю в республику во второй раз, и нахожу, что основания для таких заявлений есть. В православном приходе Тувы произошли довольно трагические события: не так давно убит псаломщик, погибла учительница иконописи воскресной школы, был избит послушник церкви. Случаев для тревоги достаточно.
– В Туве высокий уровень преступности, убийств, жертвами которых стали представители титульной нации, гораздо больше.
– Согласен, проблема общей преступности существует, но при этом в других регионах преступления против нацменьшинств вызывают большой резонанс. Меньшинство всегда нуждается в защите. Межнациональное общение – материя тонкая, но при этом нельзя замалчивать очевидных проблем. Почему уезжают русские, только ли по экономическим причинам? Насколько комфортно они чувствуют себя в республике? Я убежден, что наличие проблемы лучше честно признать, а не просто заниматься опровержением фактов. Проблемы есть, и ситуацию надо менять. Если бы храм был достроен – это был бы сильный аргумент в интересах власти, прежде всего. Недаром власти Чечни построили два православных храма.
Проблемы общей преступности тоже необходимо решать. Тува – не Чеченская республика, речь не идет о контртеррористической операции. Понятно, что хорошая безопасность требует денег, но этой проблемой стоит заняться. Я тут нахожусь несколько дней, и мне все советуют не выходить вечером на улицу. Это же ненормально.
– Что ни говори, храм жизненно нужен. Может ли оказать помощь в строительстве храма в Кызыле Русский Народный Собор?
– Русский Народный собор уже оказывал помощь, на строительство храма средства давали Сергей Пугачев, Владимир Якунин. Конечно, мы постараемся еще помочь. Но очень важно, чтобы в строительстве православного храма поучаствовали буддисты, местная власть. Храм должен стать символом межрелигиозного согласия. Вот, что важно! Важно не стать храмом, построенным назло местным властям, а стать храмом мира и согласия.
– Не секрет, что правительство республики ставит условие – сменить подрядчика на строительстве храма, которым сегодня является ООО «Сельстрой».
– Мне не совсем понятно это условие. Все средства, которые выделялись на строительство храма инвесторами, использованы по целевому назначению. Насколько мне известно, на сегодняшний день ни Пугачев, ни Якунин претензий к подрядчику не имеют. Более того, организация вложила немало своих средств в возведение храмового комплекса, в дар возвела часовню Иверской Божьей Матери, а С.Сафрин имеет церковную награду за строительство храма.
Я допускаю, что может быть личный конфликт, но при чем здесь Православная Церковь? Подобные ультиматумы, я считаю, оскорбительны для православных, особенно, если они исходят от тех, кто пока ни копейки не вложил в строительство храма.
– Появилась информация, что в Туву может приехать Святейший Патриарх Кирилл. Насколько это реально?
– Полагаю, что да – его Святейшество любит путешествовать и проявлять участие к жизни православных христиан даже в самых отделенных уголках Земли. Однако я не уверен, поедет ли Патриарх в республику, в столице которой стоит недостроенный православный храм. Другое дело, если бы главным пунктом его визита стало освящение нового храмового комплекса. Тогда бы шансы этого визита резко возросли.
– Это будет историческое для Тувы событие, так как республику еще не посещали Главы Русской православной церкви.
– 70-процентная готовность храма приближает это событие. Патриарх Кирилл с большой теплотой вспоминает свою поездку в Монголию и, как мне кажется, ему было бы интересно посетить Абакано-Кызыльскую епархию, земля которой богата не только природными достопримечательностями, но и древнейшей историей.
Хотел бы добавить, что об укреплении позиций Православной Церкви говорит не только Патриарх Кирилл. В 2007 году я встречался с Далай-ламой. Духовный лидер буддистов говорил о том, что он рад укреплению православной церкви. Говорил о том, что православные – лучшие союзники буддистов в России. И даже выразил поддержку введению «Основной православной культуры» в школьную программу. Это очень важные и знаменательные слова для утверждения мира и согласия между религиозными организациями России.