К годовщине великой даты |
ПОБЕДА В БАБУШКИНЫХ РИДИКЮЛЯХ
64 года прошло с памятного всей стране дня 9 мая, Дня Великой Победы в Великой Отечественной войне. Все меньше собирается ветеранов на празднование. Уходя, они уносят с собой и самые ценные, из первых рук, сведения. Не те, официальные и приукрашенные идеологией данные о войне, а чувства и мысли ее рядовых участников.
Самые ценные документы – это фотографии, письма солдат, написанные с фронта родным. В них заинтересованный человек найдет крупицы информации, из которой складываются судьбы победителей.
Занявшись историей солдатских путей русских тувинцев, то есть призванных на войну с территории ТНР граждан СССР, конечно, не только русских, но татар и евреев, грузин и немцев, проживавших в Туве, я столкнулся с тем, что официальные данные полны противоречий, неточностей, которые можно устранить, только изучая первичные документы. Так я стал собирать все у родственников и знакомых все бумажки и фотографии времен войны.
Трудно это сейчас стало. Со временем матери и жены фронтовиков сами ушли из жизни. Ведь они хранили дорогие для них строчки и лица солдат, мужей, сыновей. Потомки, как правило, относятся к этому уже небрежно. Хранить и хоронить слова похожие. Надо память о войне и ее участниках СОХРАНИТЬ! То есть описать, опубликовать и оставить потомкам. А это самое трудное.
Работая по сбору документов, я столкнулся с этой проблемой. Учительница из села Уюк Пий-Хемского района собирала письма, фотографии, похоронки и другие документы у семей фронтовиков. Был собран ценнейший архив по жителям Уюка, Суши и Ленинки. Но сама умерла, а муж, к которому обратились, просто объяснил, что сжег всю кучу бумаги. Вот так!
Умилен я был отношением к памяти Перфильевой Серафимы Федоровны, она любезно предоставила мне папку с файлами, где хранит она письма и фотографии погибших братьев Ивановых, Алексея и Василия, через эти письма я узнал много ценного о судьбе своего дяди Носкова Василия, что известно не было. Ценной считаю встречу с фронтовиком Юртаевым Иваном Степановичем, молодым и бравым танкистом в 19 лет встретившим Победу в Венгрии, осенью он воевал уже с японцами, а служил еще до 1950 года. Вот он на снимке с родственниками летом 1945 года, в Шагонаре, из которого ушел на фронт. Видите, сколько у парня боевых наград?
Вот на фотографии молодой лейтенант Красной Армии Николаев Степан Никитьевич, на обороте он написал «На долгую память жене Юле и сыновьям Вове и Гене. 20 октября 1941 года. Красноярск». Согласно сохраненному извещению погиб капитан Николаев 25 января 1945 года в Силезской области Германии и похоронен на левом берегу Одера. Кто бы это помнил, если бы не сохранились эти два документа?
Старожилы Турана помнят бессменного директора школы, мастера сельского строительства Макеева Василия Ефремовича. Кто знает, что, прибавив себе год в возрасте, он ушел на Тихоокеанский флот и воевал с японцами? А знать и помнить должны!
Вот на групповом снимке 1942 года, ушедшие на фронт земляки-тувинцы из 605 стрелкового полка 232 Сумско-Киевской стрелковой дивизии. Ни один из этих молодых мужиков не вернулся домой, ни один! Я пытался установить их имена, вроде установил, но за точность ручаться уже не могу. Плохо это, да! Дальше будет еще труднее. Вот кто они: Слева – направо: Стоят Гоша Сорокин, Галактионов Митя, Михаил Наймушин, Афоня Рязанцев, Володя Хомутов. Сидят: Лишков(?), Федя Хомутов, Митя Носков, Карманов Григорий, Сорокин, Митя.
Сейчас я продолжаю поиск семейных архивов, и поэтому обратился к прессе. Многие читают ее, и если имеются у вас письма и фотографии ваших родственников, звоните на телефоны 8-905-920-76-57 или 8-923-397-65-72. Я возьму ваши документы не надолго, только для копирования и, конечно, верну. Память о ваших давно ушедших родных не будет пылиться в ридикюлях до момента уничтожения, а будет сохранена и известна потомкам.
С днем Победы Вас, ветераны!
Николай Некрасов