Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№38, 17 октября 2023 года.

Принесёт ли процветание Туве железная дорога?

Принесёт ли процветание Туве железная дорога?

На сайте Правительства Республики Тыва появилась информация под заголовком «Тува консолидирует сторонников реактивации проекта строительства железной дороги». Сообщается, что Глава Тувы Владислав Ховалыг встречался с заместителем транспорта РФ Валентином Ивановым и обсуждал вопрос о возобновлении строительства законсервированной железной дороги «Кызыл – Курагино». Глава Тувы проинформировал заместителя министра о планах вернуться к детальной проработке проекта в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и представить предложения от имени Красноярского края, Иркутской области, Республик Тыва и Хакасии по реализации проекта на Красноярский экономический форум 2024 года.

О включении железной дороги «Курагино – Кызыл» в планы создания трансграничного российско-монгольского транспортного коридора Глава Тувы говорил и на встречах с Чрезвычайным и Полномочным послом Китая и первым вице-премьером – министром экономики и развития Монголии.

Как видно, Глава нашей республики делает серьёзные попытки реанимировать приостановленный проект железной дороги в Туву. В чём же причина столь активных действий Главы республики по возобновлению этого проекта?

Можно предположить, что, это, безусловно, связано с избранием его руководителем координационного совета по транспорту ассоциации «Сибирское соглашение», что накладывает на него дополнительные обязанности, связанные и с развитием транспорта сибирского федерального округа. И даёт ему определённые возможности для реанимации этого проекта.

Как известно, 31 августа 2023 года Президент России В. Путин в режиме видеоконференции провёл совещание по вопросам социально-экономического развития Красноярского края. По итогам совещания Президент утвердил перечень поручений, в числе которых стоит вопрос о транспортном коридоре, где сказано: «рассмотреть вопрос о формировании Центрально-Евразийского транспортного коридора через Монголию и Западный Китай и представить предложения о возможных мероприятиях по его формированию».

Пока речь идёт только о поручении Президента РФ Правительству РФ представить предложения о возможных мероприятиях формирования нового транспортного коридора в Китай. В современных условиях данный вопрос приобретает актуальность в связи с «поворотом» России на Восток и возникшей сложной ситуацией в регионах, где добывается уголь. Особенно напряжённо ситуация складывается в этом плане в Кузбассе и Хакасии.

КОМУ НУЖНА ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА?

По данным администрации Кемеровской области, прогнозный объём добычи угля в регионе на 2023 год – 220 млн. тонн, что меньше фактического уровня добычи 2021 года на 23 млн. тонн. Растут остатки неотгруженного угля на складах. По состоянию на 01.09.2023 остатки угля на промежуточных и прирельсовых складах и в бункерах обогатительных фабрик предварительно составили 20,6 млн. т. (+2,2 млн. тонн к уровню прошлого года). Громадные объёмы угля оказались не востребованы – сокращения объёмов добычи на 23 млн. тонн и остатки на складах 21 млн. тонн, в общей сложности 44 млн. тонн угля, их надо как-то сбыть, чтобы выплатить зарплату рабочим, рассчитаться с поставщиками. Для региона это большая проблема.

Ситуация на угледобывающих предприятиях Хакасии тоже сложная. В 2022 году добыча угля упала на 6,9%. Предприятия столкнулись с проблемами отгрузки и сбыта своей продукции. Из обращения Верховного Совета Хакасии в адрес Председателя Правительства РФ следует, что некоторые угледобывающие предприятия уже приостановили добычу угля, часть работников переведена на неполный рабочий день с сокращением заработной платы. Безусловно, в этой ситуации заинтересованность руководителей сибирских регионов по созданию нового коридора по перевозке угля и других сырьевых ресурсов в Китай через Монголию предсказуема и понятна.

Однако для реализации этого проекта потребуется время, и федеральным органам предстоит согласовать этот проект с соседними государствами с учётом их интересов. В частности, вопрос экспорта российского угля через Монголию вряд ли будет лёгким, учитывая наличие уже действующих угольных предприятий в самой Монголии, которым вряд ли нужны конкуренты. О подобных трудностях говорил на совещании министр транспорта РФ В. Савельев, он отметил, что «трудности вопроса связаны, в том числе, с проходом дороги по территории Монголии. Там есть вопросы, там не всё так однозначно, поэтому это надо обсуждать».

Как известно, строительство железной дороги «Кызыл – Курагино» предусматривалось в Стратегии развития Республики Тыва до 2020 года, затем оно перешло в стратегию до 2030-го в качестве приоритетного проекта, который должен был обеспечить массовое освоение угольных и других месторождений Тувы. Старт строительству железной дороги был дан в 2011 году Владимиром Путиным. Однако в 2021 году Распоряжением Правительства России проект был приостановлен сроком на пять лет.

Теперь речь идёт, согласно поручению Президента, о Центрально-Евразийском транспортном коридоре через Монголию и Западный Китай. Из этого следует, что этот коридор не обязательно пройдёт через территорию Тувы. В этой ситуации Глава республики Владислав Товарищтайович имеет возможность переосмыслить действующую стратегию развития республики, изучить альтернативные варианты развития Тувы и с учётом этого, выработать чёткую позицию республики к этому проекту, если железная дорога будет проходить по территории Тувы.

СЫРЬЕВАЯ ЭКОНОМИКА НЕ УЛУЧШАЕТ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ

Известно, что, продвигая вопрос строительства железной дороги «Кызыл – Курагино», предыдущее Правительство РТ предусматривало обеспечение крупномасштабной добычи и экспорта угля и других минеральных ресурсов. С этой целью были построены новые предприятия по добыче угля, золота и цветных металлов, которые обеспечили многократный рост объёмов производства добывающей промышленности республики. Однако наращивание объёмов добывающих производств не привело республику к реальному социально-экономическому развитию и процветанию. В течение последних 15 лет Правительство РТ имело все шансы показать хоть какие-либо позитивные результаты от реализации этих проектов. Но новые добывающие предприятия не смогли изменить ситуацию к лучшему.

Несмотря на значительный рост объёмов добычи полезных ископаемых, не была решена ни одна из предусмотренных целевых задач. Дотационность бюджета республики, наоборот, повысилась до 84% в 2020 году против 76% в 2010 году. При этом жизненный уровень населения продолжил падение. Не выполнена также задача по обеспечению занятости населения. В 2010 году, по статистическим данным, среднегодовая численность занятого в Туве населения составляла 106,1 тыс. человек, а в 2020 году – 101,9 тыс. человек. Как видно, численность занятого населения сократилась за последние 10 лет на 4 тысячи человек. За этот период республика скатилась по уровню жизни населения на последние места среди регионов страны, увеличив разрыв в отставании основных социально-экономических показателей от соседних регионов.

Таким образом, жизнь наглядно показала неэффективность выбранного Правительством РТ экономического курса и невозможность решения имеющихся острых социальных проблем и обеспечения финансовой стабильности бюджета республики.

О неустойчивости сырьевой экономики также свидетельствует опыт соседних регионов. В связи с санкциями Запада Россия потеряла европейский рынок нефти, газа и угля. В результате этого в сложном положении оказались крупные предприятия, которые были ориентированы на экспорт. В их числе и сибирские регионы. Особенно это коснулось Кемеровской области и Республики Хакасия. В этом отношении сегодня в Туве нет таких проблем, как у соседних регионов, но продвигаемая нашим руководством стратегия крупномасштабного вывоза угля и других минеральных ресурсов за пределы республики и страны по предлагаемой железной дороге, без всякого сомнения, создаст такие проблемы в будущем.

УЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ

Следует также учесть настроения руководителей сибирских регионов, которые все больше стали ориентироваться на другую модель экономики в своих регионах.

Так на выборах Главы республики Хакасия, состоявшихся в сентябре 2023 года, вновь был избран представитель от КПРФ Валентин Коновалов. На вопрос журналистов «реализация каких экономических проектов станет главной для вас во время второго срока на посту главы республики», он ответил, что «один из пяти приоритетов Стратегии развития Хакасии, которую мы реализуем – снижение зависимости от сырьевого сектора и развитие экономики, не вредящей нашей уникальной природе. Мы развиваем сельское хозяйство, туризм, строительную отрасль, обрабатывающие производства, лёгкую, пищевую промышленность». Ничего не скажешь против сказанных слов руководителя соседней республики – это очень мудрое решение.

Следует также обратить внимание на проблемы Кемеровской области. Ведь известно, что, несмотря на то, что Кузбасс является самым крупным экспортером угля в стране, бюджет региона остается дотационным, у него много нерешённых социальных проблем. В области свыше 300 тысяч жителей проживают за чертой бедности. А самая главная проблемы региона – экология. На вопрос журналистов о проблемах региона губернатор Кузбасса Сергей Цивилев озвучил пять проблем, наиболее остро стоящих в области, а в числе первой он назвал экологические проблемы региона. Экологи оценивают экологическую обстановку в Кузбассе как крайне неблагоприятную.

В Новосибирске ещё с советских времен выходит авторитетный журнал «ЭКО». В нём учёные-экономисты, обсуждая осенью 2018 года проблемы Кузбасса, среди множества интересных мнений отметили, что в перспективе до 2035 года федеральные власти и крупный бизнес не рассматривают Кемеровскую область в качестве территории опережающего развития, не предполагается реализации международных либо новых крупных отраслевых или инфраструктурных проектов. В последние годы наблюдаются отток жителей в другие регионы страны, сокращение количества предприятий. А с закрытием предприятий сокращается количество рабочих мест, уменьшается налогооблагаемая база. Всё это – следствие экономической политики, ориентированной на хищническую эксплуатацию природных ресурсов региона.

Как видно, политика развития сырьевой экономики имеет больше минусов, чем плюсов. Наше правительство продвигает проект железной дороги только для крупномасштабной разработки месторождений полезных ископаемых и вывоза их за пределы республики в надежде, что это может разрешить наши проблемы. При этом не учитываются его негативные последствия. Прежде всего, такая стратегия развития Тувы приведёт к разрушению экосистемы, массовому разграблению природного богатства республики и возникновению экологических проблем, на решение которых потребуются громадные средства.

ХВАТИТ ЖИТЬ В ОЖИДАНИИ МАННЫ НЕБЕСНОЙ!

В перспективе проект транспортного коридора Россия – Монголия – Китай, видимо, будет реализован. Решение этого вопроса не зависит от нашего желания, реализация проекта будет зависеть от экономической целесообразности и геополитической необходимости данного проекта для соседних государств, от интересов каждой стороны. Это вопрос времени, но даже в случае благоприятного стечения обстоятельств, для его реализации с учётом нынешней геополитической ситуации потребуется не менее 15 лет.

Надо ли нашему руководству так упорно цепляться за проект, который не зависит от нас? И даже в случае его реализации нет гарантий, что он принесёт Туве процветание. Мы уже потеряли 15 лет, ожидая плодов от строительства железной дороги. Результат известен: повышение дотационности бюджета, сокращение численности занятого в экономике населения и рост бедности. Дальнейшее продолжение этого курса может ещё более ухудшить положение республики, её финансовое состояние. Сложившаяся тенденция в бюджете республики показывает, что, если не принять кардинальные меры по экономическому развитию республики, дотационность бюджета Тувы может повыситься до 95%. Вряд ли при таком положении Тува может сохранить свой статус самостоятельного субъекта федерации. Такая перспектива накладывает высокую ответственность на наше руководство за будущее республики. Поэтому очень важны решительные меры во всех сферах экономики и социальной сферы.

Главные наши социальные и экономические проблемы, на мой взгляд, прежде всего, заключаются в отсутствии чёткой, экономически обоснованной, стратегии развития республики. Такой стратегии, которая сможет реально обеспечить финансовую самостоятельность республики, решить продовольственную безопасность и занятость населения.

Экономический курс, по которому сегодня следует Правительство РТ, должен быть проанализирован самым тщательным образом. Будет правильным, если Правительство РТ проведёт по этому вопросу публичные обсуждения с участием представителей всех кожуунов, политических и общественных организаций республики, специалистов и общественных активистов. Правительство РТ должно дать отчёт Верховному Хуралу РТ и избирателям республики об итогах исполнения Стратегии развития Тувы до 2020 года, объяснить причины провала исполнения основных целевых задач, поставленных в ней. Также нет объективной информации о ходе исполнения Индивидуальной Программы социально-экономического развития РТ на 2020-2024 годы. И это настораживает.

Нам остаётся только надеяться, что Глава республики сумеет разобраться в этих вопросах, чтобы выбрать верное направление экономического развития республики, которое учитывает национальные особенности Тувы и способно кардинально изменить ситуацию в республике в ближайшие 5-7 лет.

Валерий Салчак,
Ветеран труда

(прочитано 2819 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 38:
 
   
   
 
Материалы по теме:
» Путин к нам приехал, Путин к нам приехал... (№25, 10 сентября)
» Народ сам выберет путь развития республики (№18, 14 мая)
» Блистательный фасад нищего региона (№14, 9 апреля)
» Обзор прессы (№45, 5 декабря)
» Остановить разграбление Тувы! (№42, 14 ноября)
» В Туве намечается прорыв? (№36, 26 сентября)
» Обзор прессы (№29, 8 августа)
» Встреча Главы республики с ветеранами... Что нового? (№24, 20 июня)
» Недальновидные и корыстные люди не приведут Туву к процветанию (№22, 6 июня)
» Тувинская команда скаталась в Красноярск (№10, 14 марта)
» Как Москва видит «развитие» Сибири: больше добычи ископаемых, меньше внимания к экологии (№5, 7 февраля)
» АПК – стратегическое направление развития Тувы. Часть 2 (№20, 22 ноября)
» Как выжить маленькой Туве в бушующем океане нестабильности (№19, 15 ноября)
» Кто и зачем разрушает природу Тувы? (№17, 1 ноября)
» Правительство Тувы: Без экономических ориентиров и стратегических целей (№16, 25 октября)
Железная дорога в Туву: бумаги много, а денег нет
Строительство железной дороги в Туву прошло точку невозврата

Материал входит в разделы тематического архива:
 
   
Случайная картинка

«Чем больше смотрю в зеркало, тем больше верю Дарвину» (Михаил Жванецкий).

Шутка 2019 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube