БАЛГАЗЫН – ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ БАНКРОТСТВО ИМЕНИ ШОЙГУ
Ну, вот и до Тувы докатилось! Рейдерскому захвату подверглось одно из последних крупных сельхозпредприятий республики – СПК «Балгазын» им. С.Шойгу. Славное имя героя, главного спасателя и личного друга В.Путина не помогло уберечь хозяйство от разорения и разграбления. А по задумке инициатора переименования бывшего совхоза в ГУП имени героя – Ивана Чучева новое название должно было стать неким талисманом, спасителем и защитником в бурном море рыночных невзгод. Не помогло. Правда, сам Чучев вовремя покинул тонущее хозяйство, стал вице-премьером, купил и капитально отремонтировал двухэтажный особняк в Кызыле. Теперь не менее счастливо депутатствует.
А начиналось все вполне оптимистично.
15 января 2004 года Министерством сельского хозяйства РТ был зарегистрирован Устав ГУП «Балгазын» им. С.К.Шойгу. Тогда были огромные надежды, что богатое министерство возьмет под свое крыло некогда крепкое хозяйство, поможет деньгами, техникой, устранит административные барьеры. Собственно, для этих целей и было начертано на его знамени громкое имя всероссийского спасателя. Этакая кондовая крестьянская хитрость. Однако, задумка не сработала.
Главный организатор несостоявшихся трудовых побед И.Чучев покинул разоренное хозяйство, оставив хозяйство с долгом под 30 млн. рублей, а вскоре пошел на повышение, возглавив все сельское хозяйство республики. Правда, и на этой работе блеснуть не смог, и вынужден был должность зампреда правительства оставить, пересев в кресло депутата. По его протекции был назначен новый директор – Даценко.
Но падение производства продолжилось и при вновь назначенном руководителе. Давили бездумно накопленные кредиты, как назло кряду – несколько неурожайных лет, вконец изношенная техника. Но хозяйство все-таки держалось на плаву. В основном, благодаря общему мнению коллектива, что кооператив должен жить, поскольку без коллективного хозяйства Балгазын будет окончательно разорен. Примеров тому много, и ходить за ними далеко не нужно. Рядом – бедствующая Владимировка, где некогда было крепкое хозяйство, которое растащили по паям. И теперь нет работы, в деревне запустение, спиваются те, кто не смог уехать.
Еще один пример – находящееся в состоянии конкурсного производства ОПХ «Сосновское», ожидающее очередного хозяина, пожелающего купить его за 2,5 млн. рублей. Да мало ли таких подобных примеров? Только нет положительных. В республике сельское хозяйство объявлено национальным приоритетом, громогласно объявлено об увеличении финансировании в 5 раз! А на самом деле деньги пошли на водочное производство и птицефабрику. И при этом даже спирт развести водой наши руководители не могут без убытков. Впрочем, вряд ли тут обошлось без воровства.
А наладить сельхозпроизводство в сложных климатических условиях в зоне невероятных рисков без помощи государства архи-сложно.
Но вместо помощи правительство затеяло кадровую чехарду, бесцеремонно вмешиваясь туда, куда ему не положено.
Еще не забыто селянами, как 25 сентября 2008 год на общем собрании СПК «Балгазын» им. С.Шойгу выступил министр сельского хозяйства Ендан и предложил на должность председателя СПК избрать А.Иванова, которого специально для этого пригласили из-за Саян. Избрали единогласно.
Хозяйство находилось в невероятно тяжелом положении. На 25 сентября было заготовлено 290 тонн сена – это на 300 дойных коров, 280 молодняка КРС, 720 голов овец и 50 лошадей. При потребности полторы тысячи тонн. В кассе ноль, счета заблокированы. Налоговые долги составляли 3 млн. 775 тысяч рублей. Кредит перед Сбербанком 3 млн. 600 тысяч рублей (залог – дойное стадо). Задолженность по заработной плате – 4 млн. 500 тысяч рублей (953 тысячи рублей – долги обанкроченного ГУПа). Угля и дров нет. Задолженность по электроэнергии – 700 тысяч рублей (электроснабжение отключено частично с 2007 года). Себестоимость одного килограмма зерна – 18 рублей, урожайность – 1,8 центнеров с гектара. При посевной площади 1140 га.
При этом в 2007 году по указанию Минсельхоза СПК «Балгазын» им. С.Шойгу продал 200 голов нетелей, оставив хозяйство без ремонтного стада. Это нарушение зоотехнических норм повлекло снижение поголовья основного стада и валового надоя молока, а молоко – это основной вид дохода. Какой надой молока можно было ожидать 2008-2009 году?
Но новый руководитель взялся за работу. Появились первые результаты. Только за сентябрь – октябрь прошлого года было заготовлено 460 тонн, погашена задолженность по налогам (400 тыс. рублей), полностью погашен кредит Сбербанка (3,6 млн. руб.), подключена электроэнергия. В тяжелейших условиях перезимовали и сохранили поголовье скота. Да только не все работали. Были и такие, что вроде бы и не вредили, но и помогать не хотели.
Много лет главным бухгалтером проработала Ч.Чамзырын. Однако задним числом во время камеральной проверки выяснилось, что хозяйство не перешло на единый сельхозналог. В итоге – налоговая инспекция насчитала штраф в 3 млн. 770 тыс.рублей и выступила инициатором объявления процедуры банкротства.
Была встреча с министром. В.Ендан обещал оказать содействие и помощь в разрешении конфликтной ситуации с налоговой инспекцией, обещал выслать комиссию и решить кадровый вопрос с главным бухгалтером.
14 апреля 2009 года состоялось заседание Межведомственной комиссии республики при Министерстве сельского хозяйств. Комиссия вынесла решение: руководству СПК подготовить документы по реструктуризации долгов и провести финансовое оздоровление. Но помочь решить вопрос с налоговой министерство не поспешило, и решением арбитражного суда было введено внешнее наблюдение по СПК «Балгазын».
А это значит, что в ближайшей перспективе кучке «нужных» людей будет по дешевке распродано движущееся и «шевелящееся» имущество. Рабочие написали письмо в адрес местного Правительства, но до сих пор с ними никто не встретился и не принято никаких мер. Уже сложилось мнение, что наверху принято решение в угоду кому-то поставить на хозяйстве жирный крест. И тут уже стал неудобен недавно назначенный Иванов, который ни в какую не соглашается пустить хозяйство «в распыл». Чтобы успеть «половить рыбку в мутной воде», чиновные авантюристы решились на откровенное беззаконие.
Сначала, невзирая на крайне тяжелое финансовое положение, при помощи прокурорских угроз заставили в полтора раза поднять зарплату, а как только задолженность по ней подскочила, несговорчивого руководителя подвели под суд и дисквалифицировали на год.
Но эта была только первая, формально законная, часть коварного замысла. Вторая часть – откровенное и наглое беззаконие, которое уже следует расценивать по прейскуранту уголовного кодекса.
23 июля 2009 года распоряжением №42 администрации сумона Балгазынский (!) А.Иванов был уволен. Одиозное распоряжение подписано и.о. председателя сумона А.Ооржак. Хотя любому идиоту понятно, что никакого отношения к кооперативу руководство сумона не имеет. С таким же успехом А.Ооржак может подписать распоряжение об изгнании с поста, к примеру, Шолбана Кара-оола – у него тоже с сельским хозяйством почти ничего не получается.
Продолжая далее свои действия, которые прокурор вряд ли сможет оценить иначе, чем самоуправство или превышение должностных полномочий, А.Ооржак своим распоряжением назначает директором СПК некоего коммерсанта Сергея Кашпык-оола, никогда ранее не имевшего отношения к сельскому хозяйству вообще и СПК «Балгазын» – в частности, и в последнее время промышлявшего тем, что открыл в кафе «Подкова» игорное заведение. А после того, как сомнительный бизнес был запрещен, кантовался в поисках средств существования.
Чтобы прибрать кооператив к рукам, «новое руководство» бегущей строкой объявило об утере печати СПК «Балгазын» им. С.Шойгу, хотя эта печать и учредительные документы находятся в данное время у законно исполняющего обязанности председателя СПК «Балгазын» им. С.Шойгу, назначенного на должность в полном соответствии с уставом хозяйства участниками кооператива. Считая себя руководителем СПК «Балгазын», С. Кашпык-оол пытается влезать во все дела. Особенно его интересуют, конечно же, финансовые проблемы и судьба оставшегося имущества.
На фоне разгула беззакония удивляет непонятная пассивность прокуратуры и напускное равнодушие Министерства сельского хозяйства. А ведь действия самозванцев усугубляют и без того тяжелейшее финансовое положение предприятия, что, необратимо приведет к последующим стадиям банкротства и его ликвидации как предприятия. Понятно, что незаконные действия направлены на изъятие активов СПК «Балгазын» и ведет к нарушению прав работников, членов СПК «Балгазын», а также кредиторов.
Коллектив пока безуспешно взывает о помощи. Отправлены письма во все возможные инстанции. 31 июля зарегистрировано обращение к председателю правительства Ш.Кара-оолу. Никаких признаков заинтересованности в сохранении хозяйства пока нет. Еще раньше сигнал бедствия был направлен полномочному представителю президента А.Квашнину. Оно в апреле поступило в местное правительство и там застряло.
Вывод, к которому приходят в Балгазыне, один – даргалары решили «распилить» хозяйство, а что будет с работниками, будущее села – никого не интересует.
Но если похоронят хозяйство, то вместе с ним окончательно закопают героическое имя нашего знаменитого земляка. Знает ли об этом сам Сергей Шойгу? Или ему некогда заниматься мелкими проблемам малой родины? Мешают думы о фальсификации истории и увеселительные поездки на Хемчик?
Надеемся услышать ответ от прокурора, министра внутренних дел, Главы правительства и министра сельского хозяйства республики.
Отдел по борьбе с негодяями.
- Стучит в окно ночная ель,
А на столе свеча
И не разобрана постель
Хавыяевича.
Он за столом, скрипит перо
И в этот час ночной
Не спит, он думает с тоской,
Как дальше быть с роднёй.
Вчера с утра он принимал
Родимых ходоков,
В дела участливо вникал,
А после долго поучал,
Как устранять врагов.
Волнуясь, говорил родне:
Кто поперёк пойдёт,
Всем обломаю я рога –
Пусть знают наперёд!
Не зря же я родню собрал:
Кто сир, убог и плох.
Балгазын под себя подмял,
Не думайте, что лох.
К рукам Балгазын приберу,
Директор я для всех!
Родных вниманьем окружу –
И ждёт меня успех.
Коров я всех пущу под нож,
Учись, как надо жить!
В Кызыле есть мой ресторан –
Им надо дорожить.
Мне знанья вовсе не нужны
Про нацпроект-сельхоз,
Скажите лучше, как быстрей
Разворовать колхоз?
С министром я вопрос решил,
Он против не пойдёт.
А что народ против меня –
Так что мне тот народ!
Специалистов разгоню,
Все посчитаю сам.
Что сам себе не заберу –
Родне, друзьям раздам.