КОГДА ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
Обостряется ситуация на судебном процессе по рассмотрению уголовного дела «о нападении на сотрудника милиции на избирательном участке». Сторона обвинения и тотально контролируемый ею суд вовсю гонят к завершению разваливающееся на глазах дело, сфабрикованное по «указивке» сверху только для того, чтобы всеми правдами и неправдами «подвести под статью» помощника председателя Законодательной палаты С.Конвиза.
Их можно понять: каждое судебное заседание приносит новые сюрпризы. И виной тому само уголовное дело – «сшитое наспех» «белыми нитками», из которого постоянно «выпадают» при проверке в суде всё новые и новые фрагменты. И дело даже не в том, что из трех десятков допрошенных свидетелей почти все заявили о фальсификации (или неудавшейся попытке фальсификации) следствием их показаний. Даже сами следователи, допрошенные в суде, вынуждены подтверждать факты необъективного и неквалифицированного расследования уголовного дела.
Не стал в этом плане исключением и допрос 19 марта следователя СКП Авр-оола. Оказалось, что сей правоохранитель, стряпающий уголовные дела уже на протяжении 8 лет, даже не знает некоторых краеугольных норм уголовно-процессуального законодательства. К примеру, о том, что следователь перед началом производства по делу, обязан принять соответствующее постановление, иначе все его действия не будут иметь юридической силы. Или о необходимости выяснения личности участников следственных действий, их полные данные и место жительства. При этом Авр-оол при допросе не постеснялся признаться, что не знает, откуда взялись эти участники следственных действий, все данные о них он записал «со слов», никак эти сведения не проверяя. В связи с этим понятия не имеет, где их можно теперь отыскать. В деле же имеется справка паспортно-визовой службы России по РТ, в которой сообщается, что этот орган в отношении запрошенных, т.н. «участников» никакими данными не располагает. Наверное, поэтому и подписи в протоколах этих «участников», а некоторые из них явились в суд, не имели ничего общего с теми, что они продемонстрировали в суде. Авр-оол так и не смог ответить суду, почему на некоторых т.н. «участников» в деле не имеется не только адресов места проживания, но и имени-отчества.
А главное – никакого постановления о принятии уголовного дела к производству он не принимал. Впрочем, и отпираться от этого было бы глупо: из материалов уголовного дела следует, что уж в этой части он точно грубо нарушил закон, поставив суд в весьма щекотливое положение, если не сказать «в двусмысленную позу».
Однако даже в суде Авр-оол не во всем был искренен и правдив. К примеру, он заявил суду под присягой, что все участники следственных действий перед подписанием протоколов знакомились с ними и затем уже подписывали. Причем на «голубом глазу» он убеждал суд, что ни пальцем, ни «галочкой» не показывал им, где эти подписи ставить. Видимо, забыл, что процедура подписания протоколов снималась на видео и участники процесса убедились, что ни один участник следственных действий ничего не читал и ставил подписи там, куда пальцем указывал следователь Авр-оол. «Лопухнулся» он и в другом: заявил, что все «участники» свободно владели русским языком, и никому не требовался переводчик. Ложь следователя очевидна: понятой Бакаа, допрошенный в суде в качестве свидетеля, продемонстрировал абсолютное незнание русского языка и даже через переводчика общался с большим трудом. Нестыковка вышла и с опечатыванием видеокассет. Следователь заявил, что он опечатал видеокассеты в присутствии понятых, но сами понятые это отрицают. К тому же в суд видеокассеты поступили неопечатанными. Ни по отдельности, ни все вместе кассеты не были опечатаны, как того требует закон.
Читателям, наверное, будет интересна реакция следователя на вопрос, почему свидетеля Монгуша за два дня допросили трижды, причем 28 мая 2008 года – дважды за один день. При этом трансформация показаний бывшего милиционера Б.Монгуша, работавшего в то время в ЧОПе «ЩИТ», принадлежащем жене премьера Тувы Ларисе Кара-оол – от отрицания угрозы убийством до утверждения этого, в то время как при допросе в суде Монгуш 31 августа 2009 года после перекрестного допроса адвокатов подсудимого вынужден был сознаться: «Угрожал его уволить. Вы, говорил, в органах не будете работать». И по поводу реальной возможной угрозы убийством пояснил: «У него же в руках ничего не было!» Впрочем, в том, что Буян вдруг решил сказать правду, ничего странного нет – к тому времени он уже в ЧОПе не работал, переехал в Чадан, и Кара-оол «давить» на него не имел возможности.
Примечательно, что следователь Авр-оол в суде на вопросы стороны защиты, даже на самые простые, как правило, односложно отвечал: «не помню», «не знаю». А вот на наводящие вопросы прокуроров бодро отвечал: «да» или «нет» и временами даже демонстрировал удивительную память. К примеру, он не мог вспомнить и объяснить, почему в деле имеются только два протокола допроса свидетеля Виноградова, хотя сам свидетель дал показания суду, что его допрашивали не менее 6 раз, добиваясь нужных следствию показаний, однако хорошо запомнил, какой у свидетеля был запах.
Как видите, уважаемый читатель, тайное когда-нибудь обязательно станет явью. Сколько не прикладывали сил нечистоплотные чиновники правительства и недобросовестные костоломы-следователи, в суде все изъяны следствия вылезают наружу, как тараканы после обработки дустом. Жаль, конечно, что судья С.А.Кыргыс совершенно не имеет собственной позиции и вынуждена во всем подчиняться указаниям представителя потерпевшего Уваная. Тем более что его опыт судейской деятельности, очевидно, печален. Старожилы Турана рассказывают, как он, будучи судьёй в Пий-Хеме, «погорел» на конфискованных «Жигулях» и был вынужден оставить почетную и хорошо оплачиваемую службу. Да и сейчас отсутствие у него серьезной клиентуры говорит о том, что в обычном суде без пресса из правительства ему трудно защищать интересы клиентов.
Впрочем, не о нем речь. В этом деле нас больше интересует позиция бесхребетной, не очень квалифицированной прокуратуры и заведомо и очевидно ангажированного суда. Мы уже сообщали, что С.Конвиз ещё 25 февраля подал председателю Кызылского горсуда частную жалобу на Постановление и.о. председателя горсуда Л.Т.Сватиковой, незаконно изменившей подсудность дела и доверившей его судье Кыргыс. Можете себе представить: срок рассмотрения такой жалобы – 5(!!!) дней, но председатель суда Донгак держит его уже почти месяц, не давая законного хода. Конвиз уже обратился и в Квалификационную коллегию судей, и к респрокурору, но всё тщетно: лукавые закононепослушные Бухтояров, Ширипей и Донгак делают вид, что ничего не знают и ни о чём не ведают. А в компании таких слепо-глухо-немых высокопоставленных лиц и судья Кыргыс может надеяться, что её не выгонят после того, как она вынесет заведомо незаконный приговор. Кстати, до сих пор нет никакой информации и из судебного департамента Тувы по поводу вероятности сокрытия С.А.Кыргыс при назначении судьёй судимости её брата за убийство. Хотя, наверное, все эти деятели догадываются: этот подсудимый не так прост, чтобы терпеть этакое. И в случае нужды доведет дело и до суда в Страсбурге. Вот уж где действительно удивятся местному правосудию, не имеющему границ безграмотности и беспринципности!
До встречи. Надеюсь, из этого процесса мы узнаем ещё много удивительного из области фабрикации уголовных дел.
А. Гаврилов