Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№13, 7 апреля 2010 года.

    Навстречу референдуму
О конституционных приметах

О КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИМЕТАХ

В предстоящее воскресенье состоится главное политическое событие последних лет – референдум по изменению Конституции Тувы, который определит дальнейшую структуру государственной власти республики. Событие, безусловно, важное. Но неоднозначное. И очень напоминает референдум 2001 года. Как и тогда, референдум призван не столько устранить противоречия Основного закона Тувы федеральному законодательству, сколько вернуть парламент в старые параметры, а заодно решить личные проблемы Главы республики.

По сути предлагаемых на референдум вопросов, нам предлагают вернуться к структуре государственных органов, которая существовала в Туве до 2001 года. Глава республики – Президент. Парламент – однопалатный Верховный Хурал, в котором на постоянной основе работают только 9 председателей комитетов, остальные депутаты – на общественных началах.

Законопроект, который Ш. Кара-оол вынес на референдум, не дает, как и в 2001 году, возможности дать однозначный ответ. Говоря «да» созданию однопалатного парламента, избиратели будут вынуждены сказать «да» и его полупрофессиональной структуре, а также сказать «да» желанию Ш. Кара-оола называться президентом.

Таким образом, необходимо констатировать, что десятилетний эксперимент с широким народным представительством в виде двухпалатного Великого Хурала, завершается. Причем, в ходе последних 10 лет Глава республики уже не избирается всенародно, а назначается Президентом России при согласовании с региональным законодательным органом. При этом местная власть так и не смогла по факту стать самоуправляющейся.

Такой ход событий при всем желании трудно назвать динамичным развитием демократии. Тут уж ничего не поделаешь – такова жизнь. Как российская в целом, так и внутренняя республиканская. Общие проблемы страны всем известны, их не раз озвучивал Дмитрий Медведев с ключевым словом «модернизация». В смысле ее отсутствия в российской жизни.

Что касается, мотивов сворачивания народного представительства в Туве, то тут особые причины. Создание двухпалатного Великого Хурала в 2002 году явилось наивной попыткой защитить особости Тувы от общефедерального катка, а точнее – от единых стандартов в развитии регионов, к которым так стремиться Москва. То, что 162 депутата не спасут особость Тувы, было ясно и в 2001 году: содержать самой двухпалатный парламент республике было не под силу, а федеральному центру это рано или поздно должно было надоесть. И надоело! Медведев свое слово сказал, а Ш.Кара-оол решил мысль Президента развить и подправить Конституцию республики в собственных интересах.

То, что необходимость Палаты представителей явно надуманна, говорилось еще до референдума 2001 года и с этим и сегодня согласны практически все участники политического процесса в Туве. Да и населению республики 130-головая безмозглая безвольная палата с индеферентным, вечно пресмыкающимся спикером, тоже порядком надоела. Но не это оказалось решающим в истории с Великим Хуралом. И даже не то, что 32 депутата Законодательной палаты работают на профессиональной основе, то есть не были так или иначе напрямую зависимы от исполнительной власти, во главе которой традиционно находится Глава республики. Главная проблема состоит в том, что Глава республики не только не умеет, но и не хочет находить общий язык с депутатами.

Этого не захотел делать Ш.Ооржак – сильный, авторитарный политик, создавший двухпалатный парламент, одна из которого состоит из профессиональных депутатов. Но к тому времени, когда ему удалось создать Великий Хурал, за 17 лет он успел многим «насолить», многих обидеть, а главное – вырастить плеяду политических деятелей, рвавшихся не столько к власти, сколько как на свободу. В итоге, созданный им парламент его же и «съел».

Ситуация с Кара-оолом была иной. На него многие надеялись. Признавали: да, не хозяйственник, да, молодой, да, с грузом криминальных ошибок, в том числе и семейного плана, но всё же более демократичный и имеет хорошую поддержку в лице С. Шойгу. «Этому парню крупно везет по жизни», – говорили многие. Факт везения в сознании самого Кара-оола трансформировался в «избранность» своей судьбы. Чувствуете разницу? Он этого не понял и стал самым большим разочарованием людей, в него поверивших. К везению и молодости явно не доставало мудрости, порядочности, дальновидости и благоразумия.

Справедливости ради надо отметить, что многое за него решали покровители. Генералы с большими звездами ни с кем разговаривать не захотели. Зачем договариваться с депутатами? Не хотят беспрекословно подчиняться? Всех посадим – возможности в виде карманных следствия и суда есть! Первая и приоритетная цель – Василий Оюн. Его надо убрать, он слишком активный, а сформированную им команду – разбить, разъединить, уничтожить. Или купить. И понеслось! С большим вдохновением, учитывая, что В. Оюн сам боец, а команда у него достаточно сплоченная. Кого-то уговорить и сломать удалось, кто-то купился на крохи с барского стола. Правда, окончательно решить проблему не удалось – костяк остался.

Этот костяк и пытался спустить Кара-оола с небес на землю, уговаривая его в решении экономических вопросов не надеяться на олигархов, а заняться конкретной поддержкой селу, чтобы снять социальное напряжение в республике. Но сделать этого депутатам не удалось. Остаться бы «в живых»!

Изнуряющая трехлетняя борьба с депутатами логично привела Кара-оола к мысли, что надо вернуться к полупрофессиональному парламенту, заодно – к должности Президента и вкусить полноту власти по Ооржаку в расцвете сил. Видимо, Кара-оол отчётливо вспомнил свои ощущения униженности, безвыходности и никчёмности, когда он председательствовал в непрофессиональном Верховном Хурале, подконтрольном Ш.Ооржаку. Большинство которого депутатствовало на общественных началах, работая в исполнительных органах. Ни одной победы депутатов над Ш.Ооржаком тогда по определению быть не могло. Да что там победы – ни с Кара-оолом, ни с депутатами парламента никто не считался. Впрочем, так же, как и сейчас с Х.Монгушом и его гвардией. Видимо, теперь, с высоты своего положения Главы правительства, о таком парламенте и мечтает Ш.Кара-оол, но уже видя себя в кресле президента?

Проведение референдума подходит к своему финишу. Москву вариант тувинского премьера устроил, поскольку после него республика окончательно перейдёт в режим ручного управления. Большинство оппозиционно настроенных к Кара-оолу персон приняло это как факт, со словами: пусть будет референдум, но Кара-оол должен нести ответственность за судьбу Тувы.

Единственное, что раздражает в такой ситуации, так это то, что избирателей по-прежнему держат за дураков, агитируя только в одну сторону и не предоставляя слова даже не оппонентам, а просто имеющим собственное мнение.

В республике развернута беспрецедентная кампания под девизом – «нам не нужны такие депутаты»! Какие такие? Такие, как Зоя Сат, изо всех сил защищающая интересы здравоохранения и многодетные семьи, или Зинаида Дехтяр с депутатами от образования вставшими «насмерть» за то, чтобы воспитатели детских садов получали зарплату без задержек, напрямую из республиканского бюджета, и добившихся этого?

Из ныне действующих депутатов пытаются создать каких-то монстров. Даже Сафрин, купившийся на собственные миллионы и переметнувшийся к Кара-оолу, продолжает фигурировать в проправительственных СМИ в качестве врага народа. Апофеозом этого действа стал идиотский вопрос тележурналистки в программе «Открытый вопрос» на телеканале «Новый век»: «А нынешние депутаты захотят освободить свои кабинеты новым депутатам?».

Журналисты сами стали жертвой своей же бредовой агитации. Себя завели, а премьера любимого, так до обморочного страха довели. Уже стало привычным, что в выборный период проходит суд над С. Конвизом. Не важно за что, и как проходит суд. И не важно, чем реально может помешать Конвиз. Не до законности! Видимо, страшно оставлять в день проведения референдума С. Конвиза на свободе, пусть он лучше немного отдохнёт за решеткой.

Причем, агитация за референдум проходит на грани фола – а зачем нам вообще депутаты? Впрочем, понятно: уж кому-кому, а Кара-оолу они не нужны в принципе. Во-первых, он не переносит конкуренции, поскольку боится, что в этом случае тут же будет изобличён как слабый хозяйственник, никудышный политик и непорядочный человек. К тому же властвовать в одиночестве куда приятнее. Но, поскольку в России принято, что в регионах парламенты должны быть и этого не избежать, то ему хотелось бы создать эдакий эрзац-парламент, который будет осуществлять свои полномочия понарошку и в серьёзные дела не вмешиваться. Кстати, в этом он не одинок. Обратите внимание на «компактный» парламент Москвы и её спикера, и вам сразу станет всё ясно.

Но то, что хочется Кара-оолу, совсем не нужно избирателям. Они-то понимают, что без контроля со стороны парламента не 30% бюджета, а все 70 перетекут на счета местного мясокомбината, а оттуда – членам нашего правительства. И жить в республике станет ещё тяжелее. А когда Тува будет поглощена Красноярским краем, Кызыл обретёт статус села Ермаковское, а Чадан опустится ниже Абазы. По улицам будут гулять гуси, коровы и козы, если их к тому времени не сожрёт изголодавшееся население. Правда, и главным шолбанам украсть будет нечего в нищей Туве, но к этому времени они набьют карманы и пристроятся под крылом нашего знаменитого земляка.

Думается, что тогда жители республики примут за норму жизни и даже признают за право Главы республики зайти пьяным в боулинг-клуб и без последствий для себя покалечить охранника, выбив ему глаз. Или смириться с тем, что задержание граждан могут произвести сотрудники семейного частного охранного предприятия Главы правительства, а если брат Главы вдруг попадётся в другом регионе с тремя килограммами наркотика, то отделается заключением не больше, чем на год, хотя законом предусмотрено от 8 до 12...

Референдум, конечно, состоится, и Ш. Кара-оол сможет прикрыться «мнением народа». Только вот вряд ли на этом его проблемы разрешатся. Особенность нынешней российской политической системы состоит в том, что главу субъекта Президент России может сместить в любой момент, при этом и повода-то не нужно. А в случае с Кара-оолом его найти действительно нетрудно.

Да и, если вспомнить совсем ещё недавнюю историю Тувы, то можно сделать вывод: смена Конституции Тувы – не самая лучшая примета для Главы республики. Вот, Ш.Ооржак замахнулся, а оно как повернулось! А чем Кара-оол лучше?

Семён Сучков-Задиристый

(прочитано 3657 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 13:
 
   
Случайная картинка

Фитнес-браслеты – те же тамагочи, с той лишь разницей, что тупое животное, которому ты пытаешься не дать сдохнуть – это ты.

Шутка 2021 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube