А СУДЬИ – КТО?
На прошедшей неделе состоялось Решение Большого жюри Страсбургского суда по правам человека, потрясшее Россию. Осудив Кононова по заявлению Латвии, оно фактически приравняло диверсантов Красной армии, действовавших в немецком тылу во время второй мировой войны, к гестаповцам, признав, что и те, и другие уничтожали мирное население оккупированных территорий СССР без суда и следствия.
Суть проблемы, собственно, такова. Советский офицер Кононов в 1944 году был заброшен на территорию оккупированной немцами Латвии для организации партизанского движения. Действуя в тылу врага, он дал распоряжение на уничтожение граждан, подозревавшихся в связях с немцами. Оно было исполнено, в результате чего было расстреляно 9 человек, в том числе беременная женщина. И как только Латвия стала независимой, на ветерана было заведено уголовное дело как на военного преступника.
В ходе разбирательства Кононов не отрицал факта расстрела 9 человек. И даже соглашался в преступлении, но заявлял, что по таким делам срок давности привлечения к уголовной ответственности по законодательству того времени – 10 лет. И потому судить в 2000-м году за преступления, совершённые в 1944 году невозможно.
И вот прозвучал вердикт. Из него следует, что данные деяния подпадают под военные преступления и в соответствии с Конвенцией 1907 г. на них не распространяется срок давности.
Решение Большого жюри вызвало удовлетворение в Европе и взрыв негодования в России. Сначала МИД, а затем и думские функционеры «Единой России» заявили свои протесты и несогласие. Они утверждают, что оно подрывает Решения Нюрнбергского процесса и открывает дорогу для пересмотра итогов Второй Мировой войны. Попробуем и мы разобраться в происходящем. Хотя, на первый взгляд, казалось бы, это дела давно минувших лет, которые происходили на другом краю страны... Что нам до них? Но на самом деле они говорят о многом.
Во-первых, это судебное Решение поддерживает скандальное Решение ОБСЕ, приравнявшее сталинизм к фашизму.
Во-вторых, теперь точно также можно оценить как преступные действия Зои Космодемьянской, поджигавшей дома мирных жителей на оккупированных территориях. Или тех же 60 богатырей Урянхая, промышлявших скотокрадством.
Но главное в другом. Сегодняшние власти получили однозначный сигнал: ничто и никто не забывается. Пройдут года, и судить смогут тех, кто сегодня у власти. И ведь уже судят! Вспомните о печальной судьбе серба Милошевича, чилийских Пиночета и Фухимори, корейского Чон Ду Хвана, киргизов Акаева и Бакиева и многих других. Карающий меч достал их, невзирая на принимаемые ими чрезвычайные меры безопасности. В том числе и в законодательной области.
Проблема, которая в связи с этими событиями вышла на передний план, еще раз всколыхнула в обществе протестные настроения. Но это никак не связано с историческими событиями 1941-45 годов. Мы, как и большая часть наших соотечественников, уважительно относимся к ветеранам, сочувствуем им, радуемся за них, негодуем, когда недостаточно внимательно относимся к носителям великой победы. Но никак не можем мириться с хапугами, ворами, взяточниками, насильниками и прочей преступной швалью. Тем более наделенных властью.
Сегодняшние начальники бесчинствуют, не чуя под собою страны. Достаточно посмотреть на тувинских бонз. Хапают, как будто намерены прожить три жизни. И все – при одной и той же власти. Надеются, что «Единая Россия» повторит подвиг КПСС и продержится в России у власти, как минимум, 70 лет. Но чудес на свете не бывает. В той партии официально признанной идеологии воровства не было. И в основном всё же кадры выдвигали по деловым и личностным качествам. Конечно, было не без изьяна. Но такого вопиющего беззакония на федеральном и региональном уровнях всё же не было. Стыдно было тем вельможам жить по принципу «не пойман – не вор». Помнится, поймали председателя горисполкома Кызыла Д.Тинмея на смешном деле – приобретении дублёнки со склада универмага – так мотали ему нервы полгода. А ведь не украл – купил!
Посмотрите, что происходит сейчас: облаченные властью «новые тувинцы» в компании с известным партбюрократом из «Высшего Совета» правящей партии и разорившемся олигархом при попустительстве Госналогслужбы и прокурора с федеральным инспектором украли у республики целый угольный разрез «Каа-Хемский» – и хоть бы что! Такова разница в нравах тех начальников и этих.
И ещё. Наглядный пример отношения к судебным решениям. Вспомните, какова была реакция российских властей на заявления ЛДПР, КПРФ и СР по поводу массовых фальсификаций итогов выборов в октябре 2009 года: каким бы ни был суд, он всё же суд. Поэтому политика – политикой, а не признавать решения суда нельзя. И поэтому все депутаты, получившие свои мандаты в результате воровства голосов, остались депутатами.
И вот – новая картина. Решение международного суда. И те же представители властной элиты страны вдруг завопили: решение суда по Кононову – политическое и мы его не признаём! А как же с теми решениями? И неужели международному суду веры меньше, чем нашим доморощенным судьям?
Кому как, а я больше верю им, чем таким, как Кыргыс, Дондупай, Иргит или Чикашёвой. Они, по крайней мере, от правительства Латвии никаких презентов, званий и квартир не получают. И более совестливы: заявила Латвия, что сомневается в искренности позиции судьи от Словении – тот тут же взял самоотвод.
А у нас Конвиз ловил судью Кыргыс на попытки фальсификации уголовного дела, на натаскивании свидетелей, откровенном нарушении уголовно-процессуального закона, необъективности и пристрастности, шесть раз заявлял ей отвод, жаловался в Квалификационную комиссию и прокурору – ничто не помешало ей продолжить рассмотрение дела и вынести со всех сторон неправосудный приговор, от которого даже у прокурора встали волосы дыбом. Так какому суду после этого верить: местному или международному. И если власти призывают игнорировать решение международного суда, юрисдикцию которого мы публично и официально признали, то, как нам реагировать на решения местных судов?
Я лично против судов Линча над ними. Но когда убили судью Николаева в Москве, слез не лил. Потому что не знаю – а вдруг он был точно таким же, как наша Кыргыс? Или Дондупай? Или Чикашова?
Давайте думать над этим вместе.
Семён Сучков-Задиристый