Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№9, 13 апреля 2011 года.

И один в поле – воин

И один в поле – воин

Есть такие люди, которым непременно хочется во всем «дойти до самой сути». В поисках истины они равнодушны к наградам, деньгам и даже общественному признанию – они упорно, каждый день, честно исполняют свой долг. И того же требуют от других, полагая, что и те тоже живут по таким же законам. Но это – люди. А есть ещё и государственные должности, исполняя которые чиновники обязаны ПО ЗАКОНУ вести себя таким же образом. В наше время это трудно и сложно, тем более в республике, где процветает воровство, кумовство и коррупция. В таких условиях даже ОДИН честный профессионал во власти может стать В ПОЛЕ торжества беззакония настоящим ВОИНОМ с организованной правительством растащиловкой бюджетных денег.

Таким неудобным воином и стал для нашего правительства Председатель Счетной палаты Тувы В.Салчак, чей профессионализм, теперь уже можно сказать с уверенностью, выдержал испытание временем. Пожалуй, один из самых грамотных экономистов ещё советской школы, имеющий огромный опыт работы на высоких государственных должностях в Туве. Думается, вряд ли кто из тех, кто узнал его по работе в СП, отважится оспаривать профессиональные и гражданственные качества Валерия Балай-ооловича. Именно поэтому депутаты последнего – самостоятельного – парламента Тувы переизбрали его на эту важную, но очень опасную должность.

Нельзя не признать: ему удалось создать с нуля действенный контрольный государственный орган, стоящий на страже интересов общества. Одни его за это уважали, другие – боялись и ненавидели. И к этим «другим» следует отнести в первую голову вороватое руководство тувинского правительства. Деятельность Счётной палаты Тувы была для них настоящей костью в горле. Под руководством В.Салчака СП выявляла одни финансовые нарушения за другими. Её отчёты подтверждали убийственную некомпетентность Карлика, его заместителей и министров. Чего стоит одна справка СП о том, что все ГУПы в Туве работают убыточно.

Бесстрастные объективные сводки контрольной деятельности СП стали неоспоримыми доказательствами бесперспективности деятельности правительственной команды. С такими выводами мириться они не могли. Особенно волновали их итоги проверок, вскрывающих открытые хищения бюджетных средств. Правительству стоило больших сил нейтрализация прокурора Бухтоярова и руководителя следствия Чудан-оола, обязанных по должности содействовать деятельности контрольных органов и принимать конкретные решения по итогам проверок СП. Покупка джипа и трудоустройство родственников – лишь часть огромной работы по выведению их «из игры». Ни по одной проверке СП правоохранители не возбудили ни одного уголовного дела, ограничиваясь отписками, хотя оснований было «выше крыши». Это касается строительства водочной линии, реконструкции птицефабрики, сомнительной деятельности УКСа по прокачке инвестиционных средств через ООО «Шевер» и кавказские бригады, отмывание средств, предназначенных сельхозпроизводителям, через «Урянхай». По сути, почти каждое заключение аудиторов СП являлось обвинительным заключением в отношении конкретных лиц из окружения Карлика. Но бухтояровы-чуданолы хранили гробовое молчание. А Салчак не сдавался. Он направлял материалы проверок в СибФО, в Счётную палату России, в ФСБ. Это бесило жуликов.

КАК ЭТО БЫЛО

Для того, чтобы подорвать позиции Салчака и отвлечь контролёров от основного дела, заговорщики спровоцировали конфликт внутри СП, перетянув на свою сторону нескольких наиболее алчных работников, которым зарплата в 60-80 тыс. рублей в месяц «показалась» недостаточной, и они стали требовать премии, независимо от результатов своей работы. И они же по указке из правительства затеяли разбирательства в судах, пользуясь слугами отряженных к ним юристов. Судебная возня отнимала немало сил и времени Салчака, но он упорно и последовательно доказывал свою правоту. К тому же при прежнем парламенте у правительства не было возможности избавиться от принципиального контролёра. Но как только удалось сфабриковать итоги выборов депутатов Верховного Хурала и получить послушное большинство, правительство тут же приступило к реализации плана отстранения Салчака от должности. В экстренном порядке провели заседание Комитета по персоне председателя СП. Но принять решение об его увольнении даже эти продажные депутаты под давлением из правительства не осмелились. И ограничились лишь решением о вынесении на сессию персонального вопроса.

ЗАСЕДАНИЕ СО ВСЕМ СОГЛАСНЫХ

Салчака уведомили о приглашении на сессию в 8-30, а заседание было назначено на 9-00. И только там он и узнал, что первым вопросом повестки дня сессии стоит вопрос о досрочном освобождении его от должности.

Салчак хотел объяснить депутатам абсурдность предъявляемых ему обвинений, но ему даже не дали слова. В ходе заседания сессии неоднократно говорилось о каком-то мифическом письме Председателя Правительства РТ, которое никто так и не увидел, и содержание которого так и не было оглашено. Но они и тут труханули поставить прямой вопрос об увольнении Салчака. В итоге председатель К.Даваа поставил на голосование вопрос: «кто за решение комитета?», и все проголосовали. Но на Комитете вопрос увольнения не голосовался... Разница, как видите, существенная.

ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ

Но дело ещё и в другом: на тот момент у Верховного Хурала не было полномочий на подобные решения. Салчак В.Б. был назначен на должность постановлением Законодательной палаты Великого Хурала РТ, поэтому не мог быть освобожден от должности Верховным Хуралом РТ, поскольку Регламент Верховного Хурала, дающий ему такие полномочия, ещё не был опубликован и не вступил в законную силу. Желание немедленно избавиться от принципиального контролёра было настолько велико, что организаторы поспешили.

Однако всё же, что конкретно вменили депутаты Салчаку?

Во-первых, они посчитали недопустимым невыплату аудитору Сату поощрения за 2006 – август 2009 года. И сослались на решение суда, которое обязало вознаграждение выдать. Но всё дело в том, что решение Кызылского горсуда на самом деле не в отношении председателя СП, а в отношении нанимателя, а Салчак в этот период им не являлся, что подтверждено решением Конституционного суда РТ.

Во-вторых, его обвинили в закупке компьютеров на сумму в 137 т.р. без проведения конкурса. Это нарушение якобы выявила руководитель Службы по финансовому надзору РТ (у той самой, у которой оперативники ФСБ при обыске дома обнаружили 42 млн. рублей неизвестного происхождения). Но депутаты при этом как бы «не заметили», что это решение впоследствии было признано Арбитражным судом РТ незаконным. Следует сказать о, якобы, выявленных Службой по финансово-бюджетному надзору РТ в СП финансовых нарушений на сумму около 10 млн. рублей. Этот факт был широко растиражирован в правительственных СМИ. Однако эти факты были опровергнуты решением Арбитражного суда РТ.

В-третьих, депутаты ссылались на Решение Конституционного суда РТ «О соответствии положений ч.3 ст.1 Закона РТ «О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности РТ и должности государственных гражданских служащих РТ». Хотя оно было принято не в отношении Салчака, а в отношении соответствия законодательства. И потому не могло являться доказательством какой-либо его вины.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО СУДА

Оскорблённый абсурдным решением, неугомонный В.Салчак обратился в суд, дабы восстановить справедливость. Но тувинская Фемида, как известно, сначала смотрит в сторону Белого Дома, а уже потом пролистывает законы. Не заморачиваясь, суд необоснованно пришел к поразительному выводу, что в отношении Председателя СП РТ не применима норма ст.193 Трудового Кодекса РФ. И в угоду парламенту неправильно истолковал закон, применив норму ч.8 ст.11 ТК РФ, которая не распространяется на лиц, замещающих государственные должности. Мало того: чтобы притянуть решение «за уши», судья воспользовалась нормой ст.5 Закона РТ «О Счетной палате РТ», которая на момент принятия обжалуемого решения ВХ вообще не действовала... А действовала норма, что «Председатель Счетной палаты может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в порядке, установленном законодательством».

Эта судебная «ошибка» и привела к необоснованному выводу суда о не применении нормы ТК РФ по отношению Председателя СП РТ. При этом следует отметить, что, рассматривая заявление Салчака, суд преднамеренно применил двойные стандарты при рассмотрении аналогичных дел. Так, решениями Кызылского городского суда от 21.04.2010 г. (судья Сватикова) и от 22.10.2010 г. (судья Иргит) при принятии решений по искам аудиторов Сат и Хомушку, в том числе по восстановлению на работе, руководствовались нормами ТК. Выходит, что для Председателя СП РТ нормы ТК РФ не применимы, а для аудиторов, которые также замещают государственную должность РТ, нормы ТК обязательны, хотя все они имеют одинаковый статус и для них установлен единый порядок назначения и освобождения от должности. Вот тебе и местячковое понимание равенства всех перед Законом!

ОН СЛИШКОМ МНОГО ЗНАЛ, УМЕЛ И ТРЕБОВАЛ

В соответствие с законом о Счетной палате РТ результаты своих проверок палата обязана была направлять не только в ВХ РТ, но и в другие компетентные органы, которые служат для того, чтобы предотвращать преступления, казнокрадство, мошенничество – одним словом тем, кто стоит на страже законности. Регулярные представления на имя прокурора РТ Бухтоярова вызывали стандартные ответы, подписанные М.Санчаем, в которых сообщалось, что «нарушений не обнаружено».

Сейчас все эти «не обнаруженные нарушения» попали в поле зрение сотрудников ФСБ, по ним возбуждено уголовное дело, проводятся обыски, выемки и задержания. Вряд ли можно сомневаться, что экстренное неподготовленное увольнение В.Салчака было предпринято с целью недопущения расползания информации о массированном разграблении бюджета Тувы правительственными чиновниками и их «бизнес-окружением». Расскажем лишь о некоторых наиболее ярких из них.

МАСТЕРА ИЗ «ШЕВЕРА»

Проверяя исполнение бюджета, аудиторы СП постоянно наталкивались на узкий круг предприятий, регулярно получающих необоснованно большие суммы из бюджета. Одним из таких было ООО «Шевер». К примеру, только за 2008-2009 годы на его счета в банках по договорам подряда УКСом правительства были зачислены бюджетные средства на сумму 206,3 млн. рублей, из них 170,7 млн. рублей для переселения граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. При этом подрядчик не выполнял условий контрактов, не соблюдал сроки строительства и графики выполнения работ, а деньги ему перечислялись аккуратно. Средства, полученные на строительство дома, использовались подрядчиком на другие цели, так как работы на объекте не велись.

К примеру, за ООО «Шевер» числилась задолженность в сумме 26,5 млн. рублей, но ему заказчик перечислил еще 18,9 млн. рублей при выполненных объемах работ – 5,5 млн. рублей. На начало 2010 года задолженность подрядчика возросла до 39 млн. рублей. Общая сумма перечисленных средств с декабря 2008 года по 20 января 2010 года составила 75,5 млн. рублей. Срок строительства другого объекта – 139 кв. дома – был определен по контракту на декабрь 2009 года. Фактически дом (2 блока) был сдан в эксплуатацию в мае 2010 года. За 2009 год за выполненные работы на строительстве 139 кв. жилого дома УКС перечислил 81,3 млн. руб. Сумма переплаты подрядчику после сдачи двух блок-секций составила 49,6 млн. рублей. Таким образом, дебиторская задолженность только по 55 кв. дому и 139 кв. дому составила на 01.01.2010 года 102,1 млн. рублей. И это в то время, когда УКС упорно не платил ООО «Сельстрой» за выполненные объёмы работ и даже по исполнительному листу! При этом интересно, куда «ушли» эти не заработанные деньги. В результате проверки СП было установлено: деньги «Шевер» тут же перечислил:

  • ООО АПК «Урянхай» – 26500 тыс. руб.
  • ИП Монгуш Сергей Сочуевич – 4779 т.р.
  • ИП Монгуш Эчис Сергеевич – 2449 т.р.
  • СПК Плутон и СПК Арбай – 3550 т.р.

Кстати, директор «Шевера» Э.Монгуш, совсем недавно покинувший стены Кызылского СИЗО «по болезни», в настоящее время со своим братом проходит основным подозреваемым в убийстве людей, чьи недогоревшие останки, скорее всего, и были найдены в котельной «Урянхая». А директор «Урянхая» и депутат Верховного Хурала Монгуш Сергей Сочуевич, за здорово живёшь получивший от Шевера 4779 т.р. – его отец и «совершенно случайно» – двоюродный брат первого зампреда правительства Шолбан-оола Иргита. Так что «завязки» «Шевера» на правительство и «Урянхай» совсем не случайны.

Таким образом, схема воровства бюджетных денег через «Шевер» была вычислена, и в ней «засветились» знакомые всем лица. Соответствующая информация ушла в правоохранительные органы, которые тут же озадачились проблемой замалчивания выявленных фактов коррупции.

ТЫВА-АЛГЫ

Но СП «наступила» не только на эту «мозоль». В июне 2008 года конкурсным управляющим был продан за 7,8 млн. руб. пакет в 51% акций ОАО «Тыва алгы» некоему ООО «Саян-Хевис». Можно, конечно, считать эту сделку «случайной». Если не знать, что директором этого «Хевиса» «по совершенной случайности» оказался некто Э.Содунам. Тот самый родственник первого зампреда правительства, что сейчас является, будучи исполнительным директором мясокомбината, основным подозреваемым по уголовному делу о хищении бюджетных средств через «Урянхай». Мало того: оставшиеся 49% нашли своего владельца у другого родственника Иргита, купившего его за смешные деньги в 4 млн. руб. Таким образом, общая стоимость проданных акций ОАО «Тыва алгы» составила всего 11,8 млн. рублей, в то время, как полная стоимость основных фондов ОАО «Тыва алгы» по представленному в Тывастат отчету за 1998 год, составила 81,9 млн. рублей в ценах 1998 года.

Как известно, фабрика была сдана в эксплуатацию в 1997 году. Её строительство осуществлялось за счет бюджетных средств. По оценке Счетной палаты в действующих ценах на начало 2009 года стоимость основных фондов без стоимости импортного оборудования составляла 450 млн. рублей. Кроме того, под гарантию Правительства РТ АООТ «Тыва-алгы» было закуплено импортное оборудование по производству ковровых изделий. В связи с неисполнением заемщиком своих обязательств Минфин РФ взыскал из республиканского бюджета ещё 582,1 млн. рублей. Таким образом, современная овчинно-шубная фабрика, начинённая совершеннейшим оборудованием, аналога которого нет в России и Монголии, реальная стоимость активов которой составляет никак не менее 1 млрд. рублей, досталась афиллированным с руководством правительства Тувы с сомнительной репутацией за смешные деньги – 11,8 млн. рублей!

И это притом, что монголы предлагали правительству Тувы создать на «Тыва алгы» совместное производство и согласны были заплатить за 50% долю сумму, эквивалентную 350 млн. рублей. Им отказали, но фабрика, получив в качестве «хозяев» тувинское жульё, до сих пор не работает. К тому же Счетная палата РТ считала, что имелась реальная возможность сохранения данного производственного комплекса в государственной собственности республики, так как основным фактическим кредитором стало Министерство финансов РТ после взыскания Минфином РФ задолженности заемщика из республиканского бюджета. Из 366,8 млн. рублей общей суммы требований кредиторов на долю Минфина РТ приходилась сумма в размере 337,2 млн. рублей, или 92%. Да что там говорить: смешно слышать, что правительство не могло найти 11 млн. рублей для спасения собственности в миллиард рублей и выкупа такого предприятия, когда оно ввалило без надежды на возврат огромные деньги в птицефабрику и водочную линию. Депутаты того парламента поддержали бы эту идею непременно. Воистину грандиозная афера, ради сокрытия которой увольнение руководителя Счётной палатой – сущая мелочь.

ИСТИНА В ВИНЕ

Придя к власти, новое правительство озадачилось не восстановлением деятельности так нужного республике овчинно-шубного производства, а занялась организацией водочного производства. На базе СТО «Жигулёвское» за деньги, предназначавшиеся для развития сельхозпроизводства, поставили линию по розливу водки. Правительство обещало, что новое предприятие будет пополнять доходную часть бюджета республики на 70 млн. рублей в год, на 16% закроет потребности рынка и вытеснит некачественную продукцию, наносящую вред здоровью населения.

Проверки СП выявили факты необоснованного финансирования ГУПа «Чагытай» за счет средств республиканских целевых программ. «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Республики Тыва в 2007 году» и «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукций, сырья и продовольствия в РТ на 2008-2010 годы». Более того: были выявлены факты завышения объемов выполненных работ на сумму 5 205,79 тыс. рублей. К тому же строительно-монтажные работы выполнялись Елсуковым, не имеющим лицензии на их производство, а оформлялось всё на подставное лицо – Минчеймаа А.С. – у которого такая лицензия имелась. Результаты проверки были доведены до прокуратуры, но от первого зам. прокурора М.Санчая в ответ поступил стандартный ответ: сей факт «своего подтверждения не нашёл». Как известно, водочная линия стоит, не оправдывая возложенных на неё надежд и принося республике прямые убытки.

Но главная «вина» В.Салчака, безусловно, состояла в том, что под его руководством СП выявила «бюджетный пылесос» в лице ООО АПК «Урянхай», принадлежащий Ш.Иргиту. Аудиторы скрупулезно проследили финансовые потоки, начинающиеся в бюджете республики и заканчивающиеся в «Урянхае». Наверное, у кого-то были мысли «убрать» надоедливого контролёра и сжечь его в топке котельной «Урянхая». Но, вероятно, побоялись огласки – уж больно заметная фигура. И на первый случай решили ограничиться увольнением. Для чего и использовали послушных депутатов. Впрочем, следует понимать: некоторые из них имели личную заинтересованность в устранении Салчака.

А СУДЬИ КТО?

Никто не спорит: парламент должен проверять работу всех органов. Но при этом депутаты сами обязаны быть кристально честными. И их репутация должна быть безупречной. Но об этом пока не приходится и мечтать. Кто активничал при увольнении неподкупного В.Салчака? Это Монгуш Сергей Сочуевич, в карман которого через «Шевер» попали немалые денежки. Свою «принципиальность» в очередной раз подтвердил А.Ш.Ооржак, чья семья при попустительстве респрокуратуры до сих пор незаконно получает доходы от деятельности ТД «Гаруда». Под давлением С.Конвиза прокуратура была вынуждена завести на махинаторов уголовное дело и обратиться в Арбитражный суд за признанием сделки по покупке 51% акций «Гаруды» незаконной и даже выиграла его, но «воз», как говорится, «и ныне там». Приставы доложили, что не могут исполнить решение суда, а прокуратура с ними «согласилась». Ну а от Чудан-оола получить какие-либо внятные сведения о расследуемом СУ СК РФ по РТ мошенничестве не представляется возможным. Вряд ли стоит ожидать принципиальной позиции и от таких депутатов, как Гаврилов или Уюсов, чьи подрядные предприятия щедро одариваются правительством государственными заказами. Вряд ли стоит рассчитывать на принципиальность и тех депутатов, что ежемесячно выстраиваются в очередь в кассу правительственного ТИГИ за получением пособия в 50 тыс. рублей под видом компенсаций за мнимую научную деятельность. Ну а о принципиальности таких, как взяточник Онер Ондар, и говорить не приходится. И список этот, к сожалению, можно продолжить. Это всякого рода проходимцы, которые сами боятся проверок Счетной палаты, как огня.

ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА

Сегодня проправительственное ворье может чувствовать себя спокойно. Салчак «глотает пыль» в судах. А новый руководитель работает во благо тех, кто ее поставил. Старается очень. Об этом весьма красноречиво говорят цифры. При Салчаке проводилось до 40 проверок в год, выявляя различные нарушения на миллиарды рублей. К примеру, за 9 месяцев своей работы он выявил нарушений на сумму в 1432,3 млн. рублей. Однако новый карманный руководитель, отчитываясь о проделанной работе за весь 2010 год, сделала вид, что проверок, проведённых при Салчаке, просто-напросто не существует. И представила результаты своего нелегкого труда по невыявлению этих самых финансовых нарушений: это 8!!! проверок на сумму 168,3 млн. рублей. Депутаты с радостью приняли к сведению такой отчет, даже не задумавшись. Впрочем, их для этого и «выбирали».

А какие настроения в самой Счетной палате? Люди, которые предали своего руководителя, оклеветали и оболгали его ради сиюминутной выгоды, сами оказались загнанными в угол: теперь они вынуждены искажать реальные цифры и факты. Но это уже, как говорится, не из области морали: это действия, попадающие под статьи уголовного кодекса. Впрочем, с предателями у Кара-оола разговор короткий. Кто не верит – вспомните судьбу Валькова и Монгуша.

В. Намзырай

(прочитано 8827 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 9:
 
   
Случайная картинка

По молодости мерились пенисами. В старости меримся пенсиями.

Шутка 2021 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube