КУДА УХОДИТ ВРЕМЯ?
Продолжение. Начало в №45.Думается, подавляющее большинство согласится с нами, что несомненной личной победой Главы республики Шолбана Валерьевича Кара-оола стала консолидация политических сил республики на прошедших 2 декабря выборах депутата Государственной Думы России. Союз Кара-оола и Оюна и выстраивание под него политической, административной и финансовой элит позволили получить на выборах просто сногсшибательный результат голосования. По степени поддержки партии власти Тува заняла высокое седьмое место в рейтинге регионов России, что позволило Шолбану Кара-оолу наряду с другими руководителями республик войти в Высший Федеральный Совет партии «Единая Россия».
Хочется надеяться, что выкованная на выборах совместная победа подтолкнет их обоих к еще большей согласованности в действиях и впредь – ведь жизнь теми выборами не закончилась. Хотя нельзя не признать и другого: в большинстве кожуунов на местных выборах население скандально провалило кандидатов, подставленных Канцелярией правительства. В депутаты прошли в основном люди достойные и самостоятельные. И в этом просматривается определенная закономерность. Как известно, муниципальный вопрос пока не разрешен в столице республики, где царит вакуум власти: легитимность мэра достаточно сомнительна, а решение суда о признании горхурала неполномочным вступило в законную силу. И теперь все ждут, что произойдет быстрее – будут объявлены довыборы депутатов по пустующим округам или выборы депутатов нового состава. Необходимо отметить, что гарантией нормального прохождения выборов снова может стать продолжение союза Кара-оол – Оюн.
Впрочем, союз руководителей исполнительной и законодательной властей не всегда приводит к положительному результату. К примеру, он позволил принять очень сырой бюджет республики на 2008 год почти без споров в парламенте. Но быстро – не всегда хорошо. Вспомним историю с бюджетом республики на 2007 год. По желанию правительства его кроили и перекраивали, как бюджет состоятельной семьи. А результат оказался плачевным.
К примеру, для сельского хозяйства республики такая уступчивость депутатов желаниям правительства оказалась губительной. Деньги увеличенного в 5 раз финансирования села делили-делили, а в итоге большая их часть осела в «Урянхае». Минсельхоз даже посевное зерно умудрился «пропустить» через это сомнительное заведение. При этом вся тяжесть финансовой ноши «Урянхая» легла на плечи многострадальных производителей зерна. Надеемся, что законность и обоснованность этого решения, принесшего миллионные убытки селянам, будет своевременно проверена прокуратурой и ОБЭП МВД РТ с учетом того, что первый зампред правительства Ш.Иргит является владельцем ООО «Урянхай», а министр сельского хозяйства В.Ендан – выходец из него. Думается, мы не скоро поднимем сельское хозяйство Тувы, если Иргит, пользуясь доверием премьера Кара-оола, и впредь будет любые денежные и товарные потоки «заворачивать» на родной ему «Урянхай».
Впрочем, ситуация в аграрном секторе республике стоит отдельного освещения. И не только потому, что Ш.Кара-оол объявил возрождение сельского хозяйства Тувы приоритетным направлением деятельности нового правительства и предложил депутатам увеличить финансирование села в 5 раз. Но где эти деньги? Как они преобразовали деревню? К сожалению, никаких следов от этих денег нам найти не удалось.
Ничего серьезного, кроме деклараций на самом высоком уровне и погашения за счет бюджета 100-миллионной задолженности «Урянхая» перед государством, не произошло.Так, к примеру, намолот зерна в республике составил всего лишь 49% к уровню во всех отношениях очень неудачному 2006г., а урожайность и того ниже – 47%. Невзирая на миллиардный кредит в крупных и средних сельскохозяйственных организацияхпоголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 6%, коров – на 8% и коз – на 3%.
А вот как выглядит сегодня Тува по уровню производства мяса, молока, яиц и шерсти на фоне других сибирских регионов.
Выпуск продукции сельского хозяйства по Сибирскому Федеральному округу
Сибирский федеральный округ |
Республика Алтай |
Республики Бурятия |
Республики Тыва |
Республики Хакасия |
Алтайский край |
Красноярский край |
Иркутская область |
в том числе: Усть-Ордынский Бурятский АО |
Кемеровская область |
Новосибирская область |
Омская область |
Томская область |
Читинская область |
в том числе: Агинский Бурятский АО |
Всего по СФО произведено мяса (скота и птицы на убой в живом весе) за 9 месяцев 2007 года 710,9 тыс. тонн. В Туве – 12,5 тыс. тонн. Лидируют по этому показателю Алтайский край – 145,7 тыс. тонн, Омская область – 130,9 тыс. тонн. В ряду последних Республика Алтай – 8,0 тыс. тонн, Усть-Ордынский Бурятский АО – 5,1 тыс. тонн, Агинский Бурятский АО – 4,6 тыс. тонн.
По производству молока в хозяйствах всех категорий на душу населения Республика Тыва занимает 11 место. Ее доля в объеме произведенной продукции по СФО составляет всего 0,9% – 41,5 тыс. тонн. Вместе с тем по сравнению с прошлым годом производство молока в республике увеличилось на 15,8%.
Низок показатель по производству яиц на душу населения: 7 место в рейтинге регионов, доля Тувы в СФО составила 2,1 млн. штук, тогда как всего по округу произведено 4242,8 млн. штук.
По уборке зерновых и зернобобовых культур во всех категориях хозяйств в Сибирском Федеральном округе идет некоторое снижение показателей. Так, за 9 месяцев этого года скошено по округу 86,9% площадей посева, уменьшение допустили все регионы. Однако при этом объем намолоченного зерна в первоначально-оприходованном весе увеличился – 17080 тыс. тонн (2006 год – 13367,4 тыс. тонн). Из них в Туве скошено 4,8 тысяч гектаров, намолочено зерна 2,0 тыс. тонн. В Алтайском крае – 3308,9 тыс. га, намолочено – 4485,0 тыс. тонн. Почти в два раза меньше в Омской области и Новосибирской.
Картина, прямо скажем, далекая от оптимизма. Особенно если учесть, что за этот период в Туве зарплата занятых в сельхозпроизводстве составила всего лишь 98% к соответствующему уровню 2006 года.
Впрочем, не будем делать поспешных выводов. Такая тяжелая ситуация в аграрном секторе сложилась не сегодня – она в основном является результатом непродуманной и недальновидной аграрной политики прежнего правительства, не думавшего о закладке прочного фундамента развития растениеводства и животноводства республики. Но что изменилось в сельском хозяйстве республики с приходом в правительство новых людей, не отягощенных прежними ошибками и прегрешениями? К сожалению, никаких особых перемен в отношении к аграриям нам установить не удалось.
Как известно, за годы ооржаковластия в республике сохранились лишь два сельхозпредприятия – в Балгазыне и Туране. К тому же жизнь показала – в Туве при возрождении сельского хозяйства можно опереться только на большие предприятия, где работают многочисленные опытные коллективы. А чем государство может помочь хозяйствам? Не доить же членам правительства коров и не пасти свиней! Помочь можно только инвестициями, чтобы подновить одряхлевшее за годы псевдореформ хозяйство – кошары, коровники и пр. Вскоре после формирования нового правительства Тувы было продекларировано: увеличим финансирование села и проведем реконструкцию молочно-товарных ферм в хозяйстве им. С.Шойгу и кооперативе «Нива».
Пропагандистского треску было много. Но когда опомнились, оказалось, что выделенные бюджетом средства на дотирование мяса и шерсти таинственным образом осели в ООО «Урянхай». Там оказались и деньги сельхозпроизводителей за семенное зерно, и многие другие. Таким образом, детище первого зампреда Иргита стало в некотором роде «оператором» Минсельхоза, где таинственным образом «оседают» бюджетные средства, обогащая его хозяина. А вот денег на реконструкцию ферм Минсельхоз наскреб втрое меньше, чем было обещано.
Особенно блистательным оказался результат по финансированию реконструкции Краснояровской молочно-товарной фермы СПК им. С.Шойгу, которой вместо обещанных 24 млн. рублей досталось лишь... 3,5 млн. рублей. И это невзирая на неоднократные личные и, казалось бы, авторитетные заявления Главы республики, в том числе по телевидению и на предвыборных встречах, о выделении 24 млн. рублей на реконструкцию ферм как о деле решенном. И личное участие зампреда правительства Ивана Чучева, чудом сохранившего хозяйство в свою бытность его директором.
На самом деле Минсельхоз и тендер-то на реконструкцию фермы провел только на 3,5 млн. рублей. Значит, обмануть собирались сразу, но делали красивую мину накануне думских выборов. Как потом выразится министр сельского хозяйства Ендан о заявлениях председателя правительства: «Шолбан Валерьевич был не в курсе, 24 млн. Балгазыну мы никогда и не планировали!»
Кто такие «мы», понять несложно, если знать, что министр Ендан, получив указания от Кара-оола или Чучева, имеет привычку зайти «сверить часы» к Иргиту, в кабинете которого, скорее всего, и рождаются главные «гениальные» мысли по возрождению сельского хозяйства Тувы путем проведения всех расчетов через вышеназванный «Урянхай». И как это не прискорбно, позицию министра, недавно пришедшего в сельское хозяйство из сферы оборота алкоголя, не могут «подправить» ни авторитетнейший в республике специалист сельхозпроизводства зампред по сельскому хозяйству и непосредственный его начальник Иван Васильевич Чучев, не раз побывавший с вопросом реконструкции фермы у председателя правительства, ни сам Шолбан Валерьевич Кара-оол, неоднократно публично обещавший балгазынцам бюджетное финансирование. И не случайно в результате такой инвестиционной политики использование инвестиций в сельском хозяйстве за январь-октябрь 2007г. составило всего 7,2 млн. рублей, что гораздо ниже даже прошлогодних мизерных 9,3 млн. рублей. Вот тебе и «приоритет»!
Так стоит ли удивляться, что воз проблем с поголовьем скота, надоями и привесами, невзирая на миллиардный кредит Россельхозбанка, за прошедшие 9 месяцев никуда не сдвинулся и вряд ли что изменится с этим в обозримом будущем, если отвечает за сельское хозяйство И.Чучев, а решения принимаются совсем другими лицами, в другом месте и вовсе не в интересах селян.
В следующих номерах мы попытаемся объективно разобраться с ситуацией в области строительства, ремонта и содержания дорог, промышленности и энергетики.