КУДА УХОДИТ ВРЕМЯ?
Продолжение. Начало в №45-46.Весь 2007 год в России прошел под знаком реализации приоритетных национальных проектов в областях образования и здравоохранения, а также строительства жилья и развития аграрного комплекса. В Туве это важнейшее направление деятельности правительства было поручено наиболее деятельному члену правительства, обремененному наибольшим доверием Главы республики – первому заместителю председателя правительства Шолбан-оолу Советовичу Иргиту.
Как обстоят дела с реализацией президентских программ в области сельского хозяйства, мы познакомили читателей в предыдущем номере. Как ни прискорбно, но именно в этой отрасли в 2007 году случился обвал. Нет смысла повторяться о кошмарном неурожае, снижении поголовья скота, падении заработной платы на селе и снижении инвестиций в сельское хозяйство по сравнению с неудачным во всех отношениях 2006 годом, который, в свою очередь, был хуже года 2005-го.
Одновременно была провалена программа социального обустройства, требующая особого внимания правительства. Поскольку именно в рамках этой программы государство реально помогает молодым сельским специалистам – агрономам, зоотехникам, экономистам, механикам, учителям и врачам получить доступное комфортное жилье, которое, в свою очередь, является гарантией их «приземления» в деревне.
Впрочем, не только эта программа – все жилищное строительство в республике в уходящем году продолжало оставаться в состоянии стагнации. Тому, конечно, немало объективных причин. Таких, как недостаток в Кызыле и кожуунах подготовленных земельных участков для строительства домов, охваченных транспортной схемой и обеспеченных инженерной инфраструктурой – электрической и тепловой энергией, водопроводом и канализацией. К тому же следует иметь в виду, что все эти вопросы – в ведении муниципальных образований.
И потому выглядит не совсем обоснованным обвинение в провале и на этом участке деятельности правительства неоднократно оплеванного и освистанного вездесущего ответственного за реализацию нацпроектов Ш.Иргита. Но с другой стороны, именно правительству республики должна принадлежать инициатива пересмотра генеральных планов развития территорий муниципальных образований, проектирования и строительства инженерных коммуникаций, включения этих работ в республиканскую инвестиционную программу. К тому же именно оно отвечает перед Правительством России за выполнение задания по вводу жилья в объемах не менее 300 кв. м. жилой площади (по 1 кв. м. жилья на одного жителя республики). И координировать реализацию этого задания был обязан Иргит.
К сожалению, почти ничего из перечисленного сделано не было, за исключением выделения средств на обустройство коттеджного городка в южной части города Кызыла. Да и эта история, судя по всему, покрыта такой же тайной, как и теплотрасса к Серебрянке. Поэтому стоит ли удивляться, что ввод жилья в республике за 2007 год хоть и вырос на 30% к уровню прошлого года, но составил смехотворные 16 тыс. кв. м. жилья, что составляет 5,4% от задания. Да и к этому вводу жилья власть отношения имеет самое опосредованное – из 187 введенных за 10 месяцев домов 185 введено индивидуальными застройщиками за свой счет. После этого разве можно удивляться, что стоимость жилья в Туве обогнала Хакасию и Красноярский край.
Впрочем, ситуация с реализацией нацпроектов не так уж безрадостна, как может кому-то показаться. К примеру, в области образования и здравоохранения в республику поступило много оборудования и техники. Заработала система сертификации родовспоможения, наметились подвижки в части формирования материнского капитала, даже в отдаленные школы пришли автобусы, компьютеры и Интернет. Но вряд ли эти заслуги можно отнести на счет Иргита. Скорее, тут «виновата» федеральная составляющая реализации проектов, поддержанная занимающим активную позицию зампредом правительства А.Дамба-Хуураком и отраслевыми министрами П.Морозовым и А.Ооржаком, не позволяющим разворовать то, что поступает из Федерального центра.
Но и тут, как и ранее, остается немало нерешенного. Главное – по-прежнему остро стоит проблема нехватки врачей и учителей. Да и как ее можно решить, не обустраивая село, не создавая там цивилизованные условия жизни, не поднимая в разы зарплату?
Рассматривая вопросы реализации в Туве национальных приоритетных проектов, мы не можем не коснуться общей темы выздоравливания государственной системы республики. Все-таки мы приложили немало сил, энергии, а кое-кто – и здоровья, чтобы изменить ситуацию в республике, заставить уйти в отставку прогнившее руководство, дискредитировавшее власть и разрушавшее общество и экономику республики. Мы заставили его уйти, освободив республику от власти правящего клана, который в собственных интересах эксплуатировал экономику Тувы, разворовывая все и вся. Теперь с этой позиции мы должны взглянуть на новых людей, на наших плечах взошедших во власть.
Нам нравится, что на смену престарелому, вечно всем недовольному, закрытому для общества авторитарному Шериг-оолу Ооржаку пришел открытый молодой политик Шолбан Кара-оол, искренне желающий республике позитивных перемен и готовый ради этого сотрудничать со всеми, в том числе даже со своими бывшими ярыми оппонентами. Нам нравится, что с его приходом нормализовались отношения правительства и законодателей. Всем известен результат выборов депутата Государственной Думы Ларисы Шойгу, во многом явившийся результатом согласованных действий Ш.Кара-оола и В.Оюна.
Тем не менее, для благодушия места нет. К сожалению, приходится признать: коренных необратимых перемен пока нет. А нам очень бы не хотелось, чтобы система управления, сформированная прежним Главой республики, когда кадрами командовала его супруга, а финансово-экономическими вопросами ведал сын, всего лишь видоизменилась, когда жену и отрока замещает личный друг Главы, ради достижения цели способный на многое. Мало кому понравится, если зампреды правительства будут сведены до роли статистов, годных лишь к роли козлов отпущения, а министры после получения указаний от курирующих замов будут спешить в известный кабинет для уточнения своих дальнейших действий.
При всем том позитиве, о котором говорилось выше, все же следует признать: в таких областях, как строительство, транспорт, снабжение топливом или содержание и ремонт дорог, не искоренены прежние изъяны: коррупция, кумовство и пренебрежение государственными интересами в пользу личных. Можно, конечно, говорить как о случайном совпадении, что все наиболее коррупционноопасные сферы деятельности сосредоточены в руках одного человека – Шолбан-оола Иргита. Но вряд ли это будет соответствовать действительности, учитывая достаточно сложные отношения между ним и правоохранителями.
Мы далеки от обвинений Шолбана Советовича в коррупции и взяточничестве, хотя слухи об этом постоянно циркулируют после его назначения первым зампредом. Но мы не об этом. Реальные итоги девятимесячной деятельности правительства в тех областях, за которые он отвечает, говорят об очевидном провале. И вывод напрашивается сам: либо Иргит не обладает необходимыми качествами для такой высокой должности, либо ему не до нацпроектов, поскольку он занят другими, более прозаичными делами.
Как известно, самым серьезным аргументом в пользу поддержки новой власти на недавних выборах в Думу был процесс согласования в Правительстве России программы социально-экономического развития Тувы до 2011 года. Но, похоже, выборы только отвлекли руководство республики от решения этой проблемы, и сейчас оно еще дальше от реализации этой программы, чем два месяца назад. И виной тому не только длинные зарубежные коллективные вояжи доброй половины правительства. Больше похоже, что дает о себе знать прежняя болезнь – как и в давние времена, с отъездом Главы за пределы республики (а тем более, если с ним удалился и его любимый первый зампред), всякая практическая деятельность правительства затухает. А скоро новые федеральные выборы – Президента страны. И может так статься, что всем снова будет не до программы – демонстрация лояльности Кремлю станет основной задачей.
Мы сделали все, чтобы отстранить прежнее некомпетентное коррумпированное правительство Тувы. Однако сейчас все чаще в Белом Доме звучит странное: Ооржак был мудрым руководителем и все, что он наработал, нужно переосмыслить и вернуть. Новому руководству все больше нравятся ооржаковские Конституция, палата Представителей и даже Канцелярия, чьими единственными целями было укрепление ооржаковластия.
Видимо, кто-то нашептывает новому Главе, что можно повластвовать по примеру Ооржака. Напрасно. Та система прогнила и вряд ли может быть реабилитирована. Но ничто не приходит само. Мы должны приложить немало усилий, чтобы у правительства Тувы не было головокружения от выборных успехов, и оно смогло использовать поддержку населения в своей деятельности на благо республики. Нужно, чтобы и в самом правительстве был эффективный механизм очищения от людей некомпетентных и нечистых на руку. Тогда мы будем спокойны за будущее республики, будущее наших детей и внуков.
Об итогах деятельности правительства Тувы в иных областях читайте в следующих номерах нашей газеты.
Кондрат Пчелкин.
Продолжение следует.