Больная тема |
Культурная трагедия
Россия – многонациональное государство. При этом граждане любой национальности равны, независимо от численности и территории компактного их проживания. Тем не менее, доминирующее положение русских в России очевидно. И это порой «напрягает» национальные элиты страны. Всплеск ненависти ко всему русскому в Туве наблюдался с конца 80-х до конца 90-х годов и был связан с активизацией т.н. «Народного фронта» – «Хостуг Тыва» под водительством нынешнего министра образования Тувы. Но националистический фон, скорее всего, был лишь ширмой для решения задач захвата собственности.
Итоги деятельности «фронтовиков» известны: более 2/3 русских покинули республику безвозвратно. В результате «встали» флагманы тувинской экономики комбинаты «Тувакобальт» и «Туваасбест». «Развалилось» сельское хозяйство, в связи с чем основным источником средств существования для большинства стали скотокрадство и сбор конопли, на которое стали ходить классами во главе со школьными учителями и участковыми милиционерами. Так что вряд ли кто сейчас станет отрицать, что основными последствиями деятельности тувинского «Хостуг Тыва» стали остановка крупных предприятий и занятие квартир т.н. «Комитетом бездомных», последующее за этим «выдавливание» из республики носителей русского языка и как итог – поголовная криминализация сельского населения, оставшегося без работы.
И всё это – на фоне спаивания населения различными суррогатами бывшими афганцами. Поэтому когда говорят, что несметные (по меркам Тувы) состояния, нажитые лидерами «Хостуг Тыва» и различных афганских братьев по оружию, имеют скорее криминальное, чем законопослушное происхождение, этому приходится верить. Достаточно присмотреться к хозяевам ресторана «Энесай», сети магазинов «Кардо», мясокомбината «Урянхай», овчинно-шубной фабрики, кызылского универмага «Саяны» или гостиницы «Кызыл», чтобы понять: всё это полито кровью наших граждан, за всё это республика заплатила огромную цену сломанными судьбами и утраченными жизнями. И продолжает платить разрухой в экономике и стагнацией в обществе.
Справедливости ради следует отметить, что президент Ооржак, поддерживаемый федеральным центром, как мог, боролся с этой нечистью. И с его уходом с политической арены русскоязычное население кое-что потеряло. Зато к власти пришла «отмороженная» молодёжь, возросшая на беспределе 90‑х, в достижении своих целей не останавливающаяся ни перед чем. Фактически можно говорить о поросли, взращенной на традициях «Хостуг Тыва».
Но суть времени такова, что всех этих бичелдеев, караоолов и иргитов при наличии политической воли можно пересажать, а их собственность обратить в доход государства. И даже комбинаты можно вновь отстроить. Вон даже замахнулись на вряд ли кому нужную, кроме жуликов и воров, железную дорогу из Курагино в Кызыл. И в этом плане описанный выше имущественный ущерб вполне компенсируем. Но, к сожалению, не всё можно оценить деньгами. К таким вещам относятся межнациональное согласие и квалифицированные трудовые ресурсы. Вот об этом и поговорим.
Никто, надеюсь, не будет спорить, что тема межнациональных отношений в Туве злободневна до сих пор, невзирая на то, что русских в Туве осталось едва ли треть от советских времён. Правда, к сожалению, публично власти этому никакого внимания не уделяют, пытаясь принизить важность этого тлеющего со времён «Народного фронта» конфликта. Этот подход наглядно продемонстрировало назначение Ананьина курировать этот вопрос. Человека, с успехом компенсирующего убогость мышления чрезвычайной угодливостью. При отсутствии каких-либо позитивных результатов своей «государственной» деятельности. Судя по всему, власти считают национальный вопрос в Туве решенным окончательно путём формирования в республике мононационального состава.
Но давайте не будем нагнетать ситуацию и взглянем на эту проблему без налёта шовинизма. Как русского, так и тувинского. Спокойно и взвешенно. Вспомним, как дружно жили эти великие народы в советское время. Вряд ли стоит обращать внимание на глупость, которую сморозил Ананьин, заявляя, что основной своей задачей он считает «сохранение тувинского языка». Большей от него вряд ли стоило ожидать. И дело даже не в том, что он никакими языками, кроме русского, не владеет. Просто русский язык в России – это не просто язык общения. Не зная его, обычному простому человеку невозможно нормально жить, учиться и работать. И дело не столько в Пушкине, Гоголе или Достоевском, которые своими произведениями формируют в человеке мировоззрение. У нас всё – от законодательства до инструкции по применению бытовой техники – написано по-русски, английски, немецки или на худой конец – по-китайски. Попробуйте, к примеру, найти технические условия по эксплуатации какого-нибудь автомобиля или швейной машинки на тувинском языке. Не найдёте. А что это значит? Значит, что человек в России, свободно не владеющий русским языком, не в состоянии в полной мере осуществить свои права на учёбу, отдых и труд. Он даже не в состоянии осуществить в полном объёме свои гражданские права.
А что у нас в Туве наблюдается? Подавляющая часть тувинского населения очень плохо знают русский язык, а до половины – вообще его не знают. Не буду утверждать о качестве познания ими тувинского языка, поскольку им не владею в такой мере. Знаю одно, что подавляющее большинство тувинцев свободно им владеет и предпочитает в своём кругу общаться на тувинском языке. И в этом наблюдается явный перегиб. Кому приходится бывать в судах, те знают: молодые тувинцы, как правило, не могут ответить по-русски на элементарный вопрос о времени и месте рождения. Бывали случаи, когда – вы только вдумайтесь! – четверокурсники(!) ТывГУ требовали переводчика, поскольку великий и могучий им не под силу. Можете себе представить, какие выйдут из стен нашего университета «специалисты». Как так случилось, что уровень знаний государственного языка, как и общей культуры, в Туве так стремительно деградирует? Но это становится вполне логичным, если вспомнить, что сейчас в республиканском музыкально-драматическом театре даже русской труппы не стало – говорят, нет денег...
А как всё хорошо начиналось! Националисты «Народного фронта» «Хостуг Тыва» под флагом спасения тувинской культуры инициировали ротацию кадров, нередко заменяя толкового русского на «своего» тувинца. В этом плане лидер Фронта Бичелдей, председатель Верховного Совета Ондар и секретарь Обкома Ширшин вначале «дули в одну дуду». Достаточно вспомнить замену начальника Главснаба Мешкорудникова на Санчы, а затем председателя Совмина Серякова на Ооржака. И – по нисходящей. А когда хватились – было поздно. К тому времени Каадыр-оол Алексеевич уже занял должность Ондара в Верховном Совете, сидел в кабинете Ширшина и поселился со своей четвёртой женой в квартире Долгополова в т.н. «дворянском гнезде». И началось всё с дурмана тувинского национализма 90-х, стремившегося к суверенизации республики.
Разного рода сепаратисты, в том числе и те, кто сегодня у власти в республике, видели угрозу себе в слишком широком применении русского языка. А на самом деле просвещенная часть населения Тувы, свободно владеющая русским языком, была помехой в одурманивании народа. И под видом «сохранения тувинского языка» за последние 20 лет искоренили из общения людей навыки разговорного русского языка. Причём в своём стремлении перестарались до такой степени, что теперь в большинстве школ русский язык стали преподавать как иностранный. И оно понятно: сейчас даже филологи-русичи из числа тувинских башкы очень слабо владеют русским языком. А уж их ученики – и подавно.
Фактически мы потеряли целое поколение, которое теперь без знания основополагающего в России языка не могут ни успешно учиться в приличных ВУЗах и техникумах, ни тем более работать там, где требуется высокий интеллект. Положение таково, что подавляющая часть населения (по примеру таджиков или узбеков в Москве) вообще не могут жить вне тувинской диаспоры. Самыми простым доказательством этого служит официальное сообщение министерства образования о том, что в этом году в ходе ЕГЭ ни одному выпускнику республики не засчитали часть «С» экзамена – сочинение на русском языке. Вот это – настоящая, действительная образовательная катастрофа. Но это – только видимая её часть. Самое страшное – подавляющая часть тувинского общества дерусифицирована. По мнению специалистов, сегодня в Туве положение русского языка хуже, чем в ТНР. Но самое странное – никто не бьет в набат. Почему-то такое положение власти устраивает.
Обратите внимание: если вы придёте в Туве в какое-нибудь госучреждение, будь то правительство, парламент, прокуратура, полиции или суд, то увидите, что там почти все поголовно говорят исключительно по-тувински. И дело не только в том, что в условиях повальной безработицы в Туве госслужба сейчас доступна в основном лишь представителям титульной нации, хотя и это немаловажно. Сейчас они часто даже не замечают, что при разговоре присутствуют русские, украинцы, хакасы или буряты, которые по понятным причинам по-тувински не понимают. Просто этим людям, считающим, наверное, себя элитой тувинского общества, такие привычки – обычное дело.
Наверное, хорошо, что у такой малой нации, как тувинцы, есть своя земля, собственная республика, почти что государственность... Правда, при отсутствии денег и маломальской возможности выживать самостоятельно без помощи России. Но тут уж, как говорится, «или нужно одеть трусы, или снять крестик». До тех пор, пока Тува будет в составе многонациональной России, всем её жителям для обеспечения комфорта и перспектив нужно в совершенстве знать язык государствообразующего народа и уметь им пользоваться. Обратите внимание: тот же Бичелдей, являющийся в некотором роде выразителем идеи суверенитета Тувы, сам русский язык знает так, что ему даже удалось войти в состав группы, готовившей закон РФ о русском языке. А он человек весьма прагматичный... Так почему же всему остальному тувинскому населению не брать с него именно этот пример?
Нужно понять простую истину: разного рода националисты, шовинисты, просто жулики и негодяи исходят из простого постулата, что тёмным забитым народом управлять легко. А для этого как минимум нужно лишить его знаний русского языка. Такому человеку и бежать-то от произвола тувинских чиновников некуда – куда он подастся, не владея русским языком? Поэтому он вынужден смириться. И так – подавляющая часть населения республики. А образованные тувинцы – жизнь показывает это на примере Сергея Шойгу, Чимита Ондара и многих других – вполне комфортно живут за пределами Тувы и назад не собираются. А что им делать в окружении тупых невежд?
Время неумолимо. Время Интернета, стирания границ между государствами и народами, время либерализации законодательства. В Минюст России уже подали заявки на регистрацию как минимум семь политических партий националистического толка. Если в России появится достаточно большое количество партий с лозунгами типа «Россия – для русских», то следует, как и в Прибалтике, ожидать такой дикости, как введения нормы знания местного государственного языка всеми гражданами России. Или хотя бы чиновниками. Ну и как быть тем, кто им не владеет в совершенстве? А вдруг, как в Эстонии, начнут лишать гражданства, пенсий или избирательного прав?..
Конечно, культура России сильна её многонациональными оттенками. И необходимо развивать культуру малых народов. Все должны чувствовать себя уверенно в большой семье народов. Вспомните хотя бы «Бурановских бабушек». Но нужно помнить, что жизнь – она как маятник: то вправо, то влево. Было время, республикам разрешали брать суверенитета столько, сколько они могли проглотить. Сейчас время другое. Русские националисты, как и националисты в Европе, поднимают голову. И если они придут к власти реально, нам мало не покажется. Они-то уж точно спросят, почему в Туве не стало денег на русскую труппу в театре и почему русские артисты остались без работы. А чтобы этого не произошло, всем народам нужно вести себя цивилизованно. Это нужно понять каждому. Пока не поздно. А то, чрезмерно охраняя тувинский язык и забывая русский, можно и Родину потерять.
Кондрат Пчёлкин