Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№4, 3 июля 2012 года.

Ломать – не строить. Душа не болит...

Ломать – не строить. Душа не болит...

Известен анекдот о трёх письмах. Это когда только что пришедший начальник сначала всем обещает наладить работу, немного погодя во всём винит предшественника, а затем перед увольнением советует следующему начальнику делать то же самое. На какой стадии сейчас находится Шолбан Кара-оол, каждый может определить сам, прочитав статью.

А начиналось всё так. В 2006-07 годах спикер тувинского парламента В.Оюн в открытой политической борьбе на выборах в Великий Хурал одолел Главу республики Ш.Ооржака. И имел все основания возглавить республику. Однако тут вмешался наш знаменитый земляк, уговорами и обещаниями заставивший Оюна отказаться от власти в пользу Ш.Кара-оола, много лет просидевшего «в засаде» сначала в спикерах парламента, а затем – в правительстве за спиной Шериг-оола. При этом следует отметить, что никакими подвигами его деятельность отмечена не была. Мало того, что он ничем не проявил себя ни в должности спикера парламента, ни будучи первым заместителем председателя правительства Тувы, его постоянно сопровождали скандалы: то он по пьянке выбьет глаз охраннику боулинг-клуба, то его брат попадётся в Красноярске с чемоданом наркотиков. Тем не менее, Шойгу почему-то «поставил» именно на него. Почему, мы узнали много позже.

И вот, случилось. Президент с подачи Шойгу представил парламенту кандидатуру Кара-оола, а тот, не имея ни дееспособной команды, ни должного авторитета, заручился поддержкой Оюна, что и позволило ему стать во главе республики. На какие кулуарные обещания повёлся Оюн, распространяться нет смысла, поскольку темой данной статьи являются обещания Кара-оола, публично данные им 17 июля 2007 года и сегодняшние жалкие реалии, омрачающие нашу жизнь и его имидж.

Начнём с того, что Кара-оол вряд ли хорошо осознавал ситуацию в экономике республики на тот момент. И дело даже не в том, что с философским образованием и опытом торговли водкой и табаком трудно оценить и понять причинно-следственную связь возникающих в регионе проблем. На сегодня он – кандидат экономических наук. Но вряд ли понимания от этого у него прибавилось. Наверное, поэтому Кара-оол в своём послании сделал упор на решение проблем энергодефицита, которой его предшественник Шериг-оол усиленно занимался все последние годы своего правления и, надо признаться, добился в этом солидного прогресса. Но новый премьер, не знавши броду, полез в воду.

Для начала формально поблагодарив руководство парламента за «Взаимную ответственность, готовность слушать и слышать друг друга» и «принятие в рекордно сжатые сроки закона о бюджете республики, утверждение кадровых назначений, совместные заинтересованные консультации по самым животрепещущим вопросам развития республики определяют наши отношения с Великим Хуралом» он с ходу сообщил, что намерен перечеркнуть планы Ооржака по продолжению реконструкции Кызылской ТЭЦ, мотивируя это тем, что «модернизация Кызылской ТЭЦ неэффективна». А «проект 1970 года давно морально и технически устарел, и процесс модернизации займет много лет». И отказался от него. А заодно и от «Строительства ГЭС на реке Хемчик мощностью 140 МВт» и «Аналогичного варианта ГЭС на реке Уюк». И объявил огорошенным приглашённым: «Решение вижу в строительстве модульной теплоэлектростанции на углях Каа-Хемского разреза», заявив при этом, что «Срок строительства модульной ТЭС – до трех лет». Себестоимость – в два раза дешевле, чем при реконструкции Кызылской ТЭЦ и строительстве ГЭС на Хемчике и Уюке.

Жизнь показала: за пять лет Кара-оол не только ТЭС не построил. До сих пор нет даже технико-экономического обоснования (ТЭО) на неё, хотя из тощего республиканского бюджета были выделены средства на его разработку. Зато в результате глупого необдуманного недальновидного решения была остановлена реконструкция Кызылской ТЭЦ, которая, не вмешайся Кара-оол, сейчас вполне могла бы быть законченной, обеспечивая Кызыл в полном объёме теплом и электроэнергией. Правда, теперь, похоже, он понял, что сделал глупость и уже носится с идеей реконструкции ТЭЦ, представляя этот проект уже как свой.

Следующей темой караооловских обещаний стала транспортная проблема республики. И в разрезе этого была поставлена конкретная задача «придания автомобильной дороге Хандагайты–Ак-Довурак–Абаза статуса федеральной дороги со всеми вытекающими требованиями к его содержанию и качеству дорожного полотна». Пять лет прошли незаметно, статус дороги не поменялся, а сама она без досмотра превратилась в непроходимый бастион.

Также Кара-оол уделил внимание в своём послании состоянию городских улиц, сообщив, что «Предполагается развитие улично-дорожной сети», поскольку «Удручающее состояние улиц нашей столицы заставляет краснеть перед гостями». И даже дал конкретное обязательство: «Уже в этом году добиться реконструкции основных магистралей в Кызыле». Что в Кызыле творится с дорогами, мы видим каждый день. И единственным успехом в этой области является, пожалуй, лишь внезапное богатство хозяина ООО «Восток», который на сэкономленные от ремонта дорог деньги выкупил у города гостиницу «Кызыл».

Не мог Кара-оол не остановиться и на «Авиационном парке предприятия Тываавиа», который, на его взгляд, «полностью устарел: из 21 единицы летной техники, в рабочем состоянии находится только 7». Он с восторгом заявил в своём послании, что «приграничное географическое расположение республики дают реальные возможности привлечения частных инвестиций в аэродромное хозяйство Тувы. Развитие малой авиации позволит увеличить туристическую привлекательность республики». Это заявление было воспринято с явным энтузиазмом. Кто же знал, что его пристальное внимание к этому вопросу даст такие плоды – у «Тува-Авиа» вскоре отзовут лицензию и обанкротят, а аэропорт вместо «привлечения частных инвестиций» в виду абсолютной бесперспективности ожидает переход в федеральную собственность...

Также премьер пообещал «поддержать любую частную инициативу в восстановлении и развитии речного сообщения». В результате его «поддержки» в «Тувинской судоходной компании» введено банкротство, а перевозки водным путём по Енисею фактически прекращены.

Озаботился докладчик и строительной отраслью. Покритиковав своего предшественника тем, что «кирпич мы завозим из-за Саянского хребта, не говоря уж о железобетонных изделиях», а «деревообрабатывающий завод ДСК и ЛДК разворованы и прекратили деятельность», поэтому «Республика вывозит круглый лес, в то время как деревообрабатывающие предприятия и мебельное производство работают на привозных материалах», он пообещал «восстановить строительную базу, возродить производство стройматериалов». Однако ничего из перечисленного за пять лет сделано так и не было. И по-прежнему разбитым усинским трактом везут в Туву кирпич, железобетон, пиломатериалы, тем самым развивая экономику Хакасии и Красноярского края...

Не обошёл докладчик стороной и сельское хозяйство республики. «Тува – аграрная республика» – с пафосом заявил он. «Сельское хозяйство – это не только отрасль экономики, но и исторически сложившийся уклад жизни, традиционный вид хозяйствования». И «мы имеем реальную возможность переломить негативные тенденции. Основными приоритетами национального проекта были определены: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и обеспечение доступным жильем молодых семей и сельских специалистов». И даже поставил конкретную цель: «решить проблему обеспечения населения местной молочной продукцией».

В итоге ничего так сделано и не было. Подхалимы-статисты по указке Тена «нарисовали» Туве тучные стада, а вот молока своего как не было на прилавках республики, так и нет. Разве что Тыкеев в Туране немудрёно разбавляет молоко водой, добавляя в него комки сухого, и выдаёт это за натуральный продукт, чем очень радует премьера.

Пятикратное увеличение бюджетного финансирования села на деле обернулось строительством водочной линии, вороватой реконструкцией птицефабрики, оживлением тепличного хозяйства и запуском кондитерской фабрики. Но самое печальное в том, что ныне все эти предприятия пополнили список банкротов и ждут, кто их по дешёвке скупит. Что же касается «флагмана тувинской экономики» мясокомбината «Урянхай», в котором осели почти все дотации селу, то он в настоящее время под присмотром ФСБ России прекратил свою сомнительную деятельность и продаётся за долги Иргита «с молотка». А сам Иргит находится под следствием и считает, сколько лет ему сидеть по приговору суда.

Кара-оол озаботился и «предпринимателями, занимающимися традиционными ремеслами – изготовлением юрт, национальной утвари и одежды, седел, конской сбруи, саней и телег, производством продуктов национальной кухни». По этой программе, говорят, тоже было разворовано немало. Однако до сих пор в животноводческой Туве не изготавливается даже юрт, хотя имеется ГУП с аналогичным названием.

Но, естественно, особое место в докладе Кара-оола было уделено освоению месторождений ископаемых и строительству железной дороги в Туву. С энтузиазмом напомнив, что «Тува является богатейшей кладовой минерально-сырьевых ресурсов», которые «в последние годы интересуют крупных российских и зарубежных инвесторов», он констатировал: «мы владеем огромным ресурсом, который может работать на экономику республики. И мировая конъюнктура на этот ресурс крайне благоприятна для нас. Надо только грамотно и эффективно им распорядиться». А вот этого-то как раз он сделать и не смог. Общеизвестно: Шериг-оол Ооржак умел договариваться и налаживать взаимоотношения с влиятельными людьми, чего о Кара-ооле не скажешь. В этом плане Шериг-оол оставил Шолбану хороший задел, который нужно было развить и реализовать. Однако придётся признать: он этого сделать не сумел. Постоянные склоки и тяжбы с влиятельными сенаторами Пугачёвым и Нарусовой, низкая компетентность и чрезвычайная коррумпированность чиновников привели к тому, что через пять лет после громогласных обещаний ситуация в республике стала ещё сложнее и противоречивее.

Кара-оолу удалось демонтировать многое, доставшееся в наследство от Ооржака. Только вот на этом месте что-то создать за пятилетку так и не удалось. И воз, как говорится, и ныне там. Элегестинское месторождение переходит из рук в руки без перспектив добычи угля шахтным способом, а ЕВРАЗ и Северсталь, видимо, вообще в обозримом будущем разрабатывать свои месторождения коксующихся углей не собираются. Начало строительства железной дороги постоянно переносится, и даже забивание «золотого костыля» самим Путиным ни к каким подвижкам не привело. А в связи с надвигающимся глобальным экономическим кризисом и падением цен на нефть скоро могут все об этом проекте забыть.

Кара-оол не смог удержаться и не покритиковать своего бывшего начальника Ооржака, у которого он милостью божьей служил первым заместителем: «В республике крайне неудовлетворительно было организовано управление государственной собственностью», – объявил он. «Из 73 государственных унитарных предприятий, 16 являются убыточными, а 15 – в стадии банкротства. Деятельность конкурсных управляющих не приводит к оздоровлению предприятий». «Правительству необходимо создать прозрачную, ясную и эффективную систему управления собственностью».

Следует отметить, что на сегодняшний день, кажется, в республике уже нет ни одного рентабельно работающего государственного предприятия. А «практика привлечения одних и тех же конкурсных управляющих, предпочитающих банкротство как наиболее выгодный для себя способ управления госимуществом» получила новое развитие.

То же самое случилось и во взаимоотношениях Кара-оола и Оюна. Всё последующее время он прилагал много усилий для дискредитации своего политического оппонента. На него и его соратников одно за другим возбуждались уголовные дела и инициатора этого вычислить несложно. Дела лопались как мыльные пузыри, но Кара-оол, видимо, полагал, что они укрепляют его авторитет. Напрасно. Авторитет можно укрепить только добрыми делами. А так можно добиться разве что прозвища «врун, болтун и хохотун».

В 2007 году Кара-оол громогласно с трибуны провозгласил: «Мы стали заложниками модели экономики, основанной на популистской политике». «Сегодня уже нельзя просто обещать», поскольку «Люди имеют полное право требовать реальных изменений к лучшему. И мы обязаны добиться перемен в ближайшее время».

Ну как, Шолбан Валерьевич? Что делать с Вашими обещаниями? И по части экономики, и в личных взаимоотношениях со своими бывшими единомышленниками? Не пора ли стреляться, если Вы и вправду порядочный человек и честный политик? Или собираетесь с духом писать свои «три письма»?

Кондрат Пчёлкин

(прочитано 8142 раза)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 4:
 
   
Случайная картинка

У нас финансами занимаются те, кто хранит деньги за рубежом, а образованием те, у кого дети учатся за границей.

Шутка 2013 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube