От любви до ненависти... |
Когда правда глаза колет
Известно: власть и свободная пресса редко где живут «душа в душу». И дело даже не в том, что власть нынче пошла бандитская, вороватая и неинтеллигентная. А независимые СМИ поставили себе главной задачу разоблачения жуликов, воров и бандитов. Стало уже распространённым, что СМИ – продажные. Что касается России, то после протестной волны, прокатившейся зимой-весной этого года, вопрос нейтрализации СМИ стал ключевым. Даже статью «клевета», полгода назад исключённую из УК, вновь туда вернули. При этом штрафы увеличили до 5 млн. рублей. Главной мотивировкой драконовских мер борьбы со СМИ стали предположения, что СМИ России критикуют власти страны исключительно за деньги наших главных врагов – Госдепа США и НАТО. А потому журналистов можно приравнять к пособникам врагов Родины. А то, что чиновничество России превратилось в преступный клан, высасывающий из страны все соки, это как бы второстепенно. И выходит, вроде, как обе стороны виноваты. Власть – что обманывает и обирает народ, а СМИ – что отрабатывают иностранные инвестиции. Для этого даже недавно «Единая Россия» закон приняла, по которому все, кто получает гранты иностранных фондов содействия развитию демократии, теперь будут иметь официальное клеймо «иностранных агентов» и будут поставлены на особый учёт.
Что же касается Тувы, то тут взаимоотношения властей с независимыми СМИ давно назвать благополучными нельзя. Помнится, ещё Шериг-оол Ооржак жаловался в прокуратуру республики на статью «Цирик-Хан» в «РИСКе». Правда, тогда прокурором республики трудился грамотный и самостоятельный Е.Овчинников, который разгневанному чиновнику вынужден был объяснить, что его домыслы о том, что Цирик-Хан – это он, не основаны на фактических материалах дела и не могут быть положены в основу уголовного дела о клевете. Надо признать, Ооржаку хватило ума и чувства самосохранения. Он не стал прокуратуру «ставить на уши» и успокоился. Нельзя сказать, что потом отношения газеты и президента нормализовались, но после этого каждый чувствовал границы дозволенного и их не переступал.
А вот сменивший его Кара-оол, похоже, немного посидев на троне, потерял чувство реальности. И, видимо, решил, что для него прокуратура и мировой суд – послушные клерки. Он натурально развязал с газетой борьбу. У Шолбана Валерьевича сегодня праздник – день рождения. Правда, не юбилей. Потому редакция газеты решила в связи с этим подвести промежуточные итоги дружбы и ненависти «РИСКа» и Кара-оола.
Следует начать с того, что однажды судьба улыбнулась Шолбану, и он оказался у истоков газеты «РИСК». 21 декабря 1998 года в офисе, что находился в здании «Тувастроя», с его участием состоялось организационное совещание, на котором было принято решение об учреждении общества «Региональные информационные системы коммуникаций», которое и учредило газету «РИСК». При этом осторожный Кара-оол, который только-только стал спикером парламента, попросил, чтобы вместо него официально в списках учредителей числился его помощник Болбан-оол Тинмей, а он – пользовался всеми правами. Возражал только В.Тавберидзе, но он впоследствии в число учредителей не вошёл. Так сформировался пул учредителей настоящей независимой газеты. Впоследствии менялись учредители газеты, менялось и её название, но Шолбан Кара-оол всегда считался другом газеты и нашим единомышленником. Всё это быстро закончилось, как только он стал волею судьбы во главе правительства Тувы.
Сначала недовольство публикациями носило «рекомендательный» характер, затем оно переросло в недоумение, а сейчас в правительстве нашу газету называют не иначе, как «цитаделью зла». Соответственно, и меры к ней принимаются подобающие. Насколько известно, читают её в интернете и вживую все чиновники, злорадно сообщая «герою» очередной публикации о том, как «эти негодяи» его «оболгали». Сам премьер терпел-терпел, да и «пустился во все тяжкие», заваливая суды, МВД и прокуратуру заявлениями в защиту чести, достоинства и деловой репутации, о клевете, оскорблении и т.п. А когда Рязанов перебежал из парламента в правительство и получил должность первого заместителя министра юстиции, то тяжбы с «РИСКом» стали его основной «государственной деятельностью».
Очень быстро стало очевидным, что местные прокуратура, полиция и суд не в состоянии противостоять административному нажиму и, как говорится, «лепят горбатого», пытаясь заткнуть рот газете. Наверное, главной причиной этого стала беспринципная непрофессиональная позиция прокурора, ставящего звания выше чести и самоуважения. Также быстро «построился» и министр внутренних дел. А вот с судом вышла «заминка». Понимая «специфичность» тувинского менталитета, мы зарегистрировали учредителя газеты в Минусинске Красноярского края, а саму газету – в Москве. И потому рассматривать дела о «чести и достоинстве» Кара-оола в Кызылском городском суде, которым «по чистой случайности» руководит родной дядя жены премьера Тувы, стало невозможным. Иски Кара-оола «потекли» за Саяны. А «беда» состояла в том, что для тех судей гражданин Ш.Кара-оол, подавший иск к газете «РИСК» – действительно не начальник, а простой рядовой гражданин, от которого жизнь судьи в Красноярском крае никак не зависит. И пошли дела Шолбана кувырком. За два года Рязанов, ездочась между Кызылом и Минусинском, не смог выиграть ни одного дела. Затем ему было продемонстрировано недоверие, и его место в суде занял уже его начальник – министр юстиции Монгуш. Правда, точно с таким же результатом.
Впрочем, приведём конкретные примеры. Вряд ли кто станет спорить с тем, что тувинское правительство – слабое, непрофессиональное и вороватое. И газета об этом пишет. А вот Кара-оолу показалось, что в статье «Обмен шила на мыло» фразы «...По логике вещей, если Кара-оол пришёл к выводу, что сформированное им в 2007 году правительство недееспособно, и даже путём некоторых замен министров или зампредов как-то оживить его деятельность и поставить на службу народу не представляется возможным, он должен был для начала спросить с себя: а зачем ты, друг ситцевый, всех этих бестолочей, жуликов и проходимцев набрал и усадил в начальственные кресла? Ты по какому признаку их отбирал? По родственному, по партнёрству в бизнесе или из банды? У тебя что, с головой не порядок?..», «...Конечно, набранные Кара-оолом чиновники – далеко не подарки. Умных, честных и деловитых среди них было катастрофически мало. Но всё же главной причиной сегодняшнего бытия в Туве, безусловно, является сам премьер. И вечные жалобы на вездесущую злокозненную оппозицию, очевидно, несостоятельны. Плохому танцору, как известно, всегда что-то мешает» не соответствуют действительности и порочат его, и он подал иск в суд, требуя с газеты аж 2 млн. рублей компенсации за якобы нанесённый ему моральный вред «публикацией клеветнического содержания».
Кара-оол был возмущён тем, что газета «незаконно, не имея на то каких-либо оснований или документального подтверждения обвиняет его в непрофессионализме, использовании своего должностного положения и напрямую оскорбляет руководителя высшего органа госвласти». Кара-оол заявил суду, что указанной публикацией он «очерняется и компрометируется его деятельность, вызывается негативное отношение жителей республики к истцу, как к руководителю...». А чтобы его слёзы были более убедительны, приложил некое малограмотное «экспертное заключение» преподавателя ТывГУ Ондар Б.К., в котором та напрочь опровергает измышления истца, отмечая, что хотя «статья носит негативный характер» и автор «пытается вызвать у читателей отрицательное отношение у названным в статье личностям», тем не менее «информация представлена в форме оценочного суждения». А поскольку действующее законодательство считает допустимой критику чиновников и напрямую разрешает журналисту иметь собственное оценочное суждение, минусинский суд в удовлетворении исковых требований истца отказал в полном объёме. Более того: даже вынес решение взыскать с Ш.В.Кара-оола компенсацию судебных издержек в сумме 10 тыс. рублей. Жалобщик бросился в Краевой суд, но и там получил отлуп. Исполнительный лист в настоящее время находится в службе тувинских приставов.
Или другой случай. Не понравилось Кара-оолу, что газета в статье «Мясистый спрут» связала деятельность Кара-оола и его первого заместителя Иргита. И он обжаловал фрагмент публикации «и все эти годы властвования тандема шолбанов именно он фактически принимал в правительстве все самые важные и дорогие решения. Но подписывал и давал им дорогу в жизнь все же председатель правительства Кара-оол. Именно он законом уполномочен на решение кадровых, экономических и политических вопросов. Это его правительство подмяло под себя или разозлило всех маломальских бизнесменов. А оставшиеся в живых с диким восторгом несут деньги, куда указано», указывая на то, что «основной смысл статьи в том, что Ш.Кара-оол якобы является одним из организаторов преступного сообщества», хотя «доказательств того, что Кара-оол Ш.В. и Иргит организовали преступное сообщество», которыми могли бы быть «сведения о вступившем в законную силу приговоре суда, ответчиком не представлены».
В общем, если коротко, то это можно понять так: поскольку живём по принципу «не пойман – не вор», пока Иргит на свободе, Кара-оола можно считать честным человеком. Странно, но суд такая логика не убедила, и он отказал истцу в полном объёме.
Но Кара-оол не унимается. Следом он подаёт новый иск к газете. На этот раз обжаловал фразу в статье «Работа над ошибками» «Не верю, чтобы Президент страны Дмитрий Медведев предложил тувинскому парламенту утвердить кандидатуру мстительного, мелкого человека, вора, бандита, коррупционера и малоспособного к труду на должность главного чиновника республики» . Как видно из текста, в нём нет даже упоминания Кара-оола. А есть мнение журналиста относительно выбора Президента. Но Кара-оол сразу решил, что «мстительным, мелким, малоспособным к труду человеком, вором, бандитом и коррупционером» в Туве может быть только он. И кинул в бой «пехоту» в виде министра юстиции Ш.Монгуша. Но тот, как и ожидалось, суд в Минусинске позорно проиграл. Суд установил, что цитата не содержит утверждений, что истец – Кара-оол Ш.В. «мстительный, мелкий, малоспособный к труду человек, вор, бандит и коррупционер». И потому оснований для возложения ответственности не усматривает.
Тогда Кара-оол, видимо, решил искать защиты в тувинских правоохранительных органах и судах. Был срочно мобилизован прокурор Кызыла Сат, который по заявлениям семейства кара-оолов, увидевших в статьях «Карлик» образ нашего великого руководителя, на скорую руку «состряпал» на газету кучу административных дел. Он оказался таким виртуозом фабрикации административных дел, что умудрился по двум номерам газеты «сварганить» аж 22 дела, по совокупности «потянувших» почти на полтора миллиона рублей штрафа. Тут он в раболепском раже приплёл и неверные выходные данные, и отсутствие редактора, придумал не только клевету, но и оскорбление Кара-оола заодно. Причём, как потом выяснилось, всё было сделано, как говорится, через ж...пу. Судья мирового участка «Центральный»Инми Р.Ч. не нашёл в себе сил и «проштамповал» глупейшие административные дела, превратив их в 22 постановления.
А вот дальше очень интересно. Мы обжаловали эти постановления и были уверены, что они будут отменены. 22 дела председатель Кызылского горсуда Донгак распределил так: 6 дел – судье Шиирипей и по 8 – судьям Дулушу и Иргиту. Но когда началось рассмотрение, то зам. председателя суда Успун «вдруг» изъял 8 дел из производства судьи Иргита. Это нас насторожило. И не напрасно: Успун начал резво и смело отказывать нам в апелляционных жалобах. Причём, не приводя никаких доводов. Стало понятно: заказ. Мы обратились в Следственный комитет, чтобы тот проверил действия Успуна И.И. на наличие в них уголовного деяния. А заодно обжаловали его решение председателю Верховного суда Тувы. Это несколько снизило накал противостояния, и Успун даже отменил одно наиболее абсурдное решение судьи Инми. А следом судья Шиирипей отменила 6 постановлений судьи Инми «за отсутствием события». Оказалось, что прокурор г.Кызыла Сат умудрился составить протоколы по недействующим нормам КоАП! Видимо, очень хотелось угодить. Ну а венцом стала отмена решения Успуна в надзорном порядке председателем Верховного суда РТ Кужугет Н.Ч.
Казалось, всё. Приехали. Ан, нет! 20 июня всё тот же бестолковый прокурор Сат по заявлениям Кара-оола сочинил ещё 6 административных дел в отношении газеты. И к ним вдогонку – ещё 4 дела. Чтобы дел было много, он даже разбил фразы одного абзаца публикации на несколько частей и по каждой привлёк газету отдельно. Но они оказались оформленными настолько неграмотно, что мировой суд тут же вернул их обратно без рассмотрения.
Вот так и приходится отстаивать своё право на собственную оценку деятельности Главы правительства Тувы, очень отличающуюся от явно завышенной его самооценки. Как видите, правда и судебные решения пока на стороне газеты. Но власть бросает все силы, всё своё могущество на то, чтобы задушить свободу слова. Она требует, чтобы мы, если не любили её, то хотя бы боялись. Зря надеются. Нас не запугаешь.
С днём рождения Вас, Шолбан Валерьевич! Желаем Вам терпения и мужества, поскольку читать Вам наш «РИСК» – не перечитать.
Редакция