Городская нечисть лезет в автобусы
Вряд ли кто станет спорить, что Кызыл за последние 5-6 лет усилиями городских и республиканских властей из когда-то цветущей столицы превращён в огромную свалку бытового мусора. В последние годы он по благоустроенности прочно занимает последние места среди столиц сибирских регионов. Да что там столицы: даже в райцентрах Минусинске или Ермаковском чище, уютнее и безопаснее, чем в Кызыле. В этом плане среди сибирских городов он может потягаться разве что с захолустными Чаданом или Тураном. Да и то результат соперничества предугадать будет сложно.
Так уж сложилось, что последние годы мэры Кызыла меняются, как перчатки. За восемь лет Ховалыг – уже третий по счёту. Но, к сожалению, следует признать, что каждый последующий для города бесполезней, чем предыдущий. Впрочем, бестолковость мэра тут – не главное. Следует отметить, что всё это время обязанностью убирать городской мусор, ремонтировать дороги и освещать улицы наделён один и тот же человек – по фамилии Мынын-оол. Разворотливый малый, он умудрялся совмещать грязную работу по очистке города с ещё более грязной по руководству городской избирательной комиссией. А ещё ранее он был замечен правоохранительными органами в близком окружении одного специфического деятеля по кличке «Герой». Тот, собственно, и дал ему «путёвку в жизнь».
О следы его «кипучей деятельности» сегодня мы запинаемся на каждом шагу. Разбитые уличные фонари, раздолбанные дороги, повсеместные кучи мусора, захламлённые дворы, пьяные работники Кызылспецсервиса и валяющиеся под заборами и в кустах бомжи стали непременными атрибутами столичной жизни. Кызылчанам становится стыдно за свой город, а городскому начальству – нет. При этом следует отметить, что в треугольнике премьер Кара-оол – мэр Ховалыг – сборщик мусора Мынын-оол сложилось отличное взаимопонимание. Деньги рекой текут из республиканской казны в городскую, и оттуда – в контору по благоустройству. Безостановочно. Знающие своё дело работники утверждают, что такого финансирования, как последние четыре года, в их конторе не было никогда. Правда, ни к чему хорошему это пока не привело. Финансовый дождь, похоже, привёл к обратному результату. Городская казна пуста до такой степени, что задержки в выплате зарплаты учителям, работникам дошкольных учреждений и больниц стали нормой. А МУП «Кызылспецсервис» вообще был объявлен банкротом и ликвидирован.
Впрочем, не всё так мрачно. За это время Кара-оол, Ховалыг и Мынын-оол отстроили себе недурные коттеджи и вселились в них, тем самым демонстрируя справедливость изречения, что если где-то что-то убыло, то обязательно где-то что-то прибыло... Думается, что специалисту по антикризисному управлению предприятиями Владиславу Ховалыгу это известно более, чем кому-либо.
Конечно, можно долго рассуждать на тему грязных, запущенных, неосвещаемых кызылских улиц и подозрительно бодренького поведения мэра Ховалыга и главного говночиста Мынын-оола, в одночасье разбогатевших на городских нечистотах, однако вряд ли это приведёт к какому бы то ни было позитиву. И я вряд ли взялся бы за перо, чтобы вспомнить об их кропотливой ежедневной изнуряющей работе с народными деньгами, если бы не одна сногсшибательная новость. Оказывается, у Ховалыга и Мынын-оола родилась «гениальная идея» оживить междугородние пассажирские перевозки из Кызыла за Саяны. Для чего по лизингу были закуплены четыре сорокаместных китайских автобуса. Но поставлены они были на баланс не специализированного предприятия Кызылское пассажирское АТП, а на мусорособирающую контору. Интересно, да? Как будто перевозка мусора и людей – вещи одного порядка. Даже не очень понимающие в пассажирских перевозках заподозрили в этом что-то нечистое.
Конечно, хвалить ПАТП за качество междугородних перевозок не приходится. Оно и понятно: возить на Икарусах 80-года выпуска (прошлого столетия) не только не комфортно, но и весьма опасно. Но возят – куда деваться? На днях предприятие отпразднует свой 80-летний юбилей. За это время в нём выросли целые династии водителей. Таких, как Никифоровы, Ячменёвы, Пугачёвы, Сайгутины. На предприятии за 80 лет была создана современная ремонтная база, налажено диспетчирование, медицинский контроль, связи с коллегами в соседних городах Абакане, Красноярске, Новосибирске, Томске. Единственное, чего не хватает предприятию – это современные автобусы.
Власти много лет говорили, что в казне нет денег. Потому отказывали в приобретении современных вместительных комфортабельных машин. А тут, видимо, деньги откуда-то взялись – по 4 млн. рублей за штуку. Но ставят их на баланс почему-то не пассажирского предприятия, а конторы, специализирующей по уборки всякого рода г...на. Ну, к примеру, если бы Мынын-оол демонстрировал чудеса профессионализма и хорошо исполнил свои обязанности, можно было бы, наверное, поручить ему новое для предприятия и него лично дело – перевозку людей. Однако хуже, чем Мынын-оол, в городском хозяйстве не работает никто. И если уж он не в состоянии элементарно убрать с улиц мусор, то вряд ли сможет организовать междугородние перевозки пассажиров. Как ни крути, а обеспечить техническое обслуживание иностранной техники, предрейсовый контроль автобусов и водителей, контроль на междугородной линии, продажу и учёт билетов в Кызыле и городах, с которыми будет налажено транспортное сообщение – всё это совсем не простые вещи, за которыми стоят комфорт и безопасность людей. Видимо, Ховалыг таких простых вещей просто не понимает. А подсказать – некому.
Но есть в этом вопросе и ещё один любопытный аспект. Как известно, столичный бюджет очень напряжённый. Благодаря хитроумным схемам, разработанным специалистом антикризисного управления Ховалыгом, в Кызыле денег нет ни на что. Однако нашлись денежки для покупки автобусов... Откуда? Понятно, что без премьера Кара-оола такое не решить. К тому же следует вспомнить, как напутствовал Кара-оол нового, четвёртого министра транспорта. Он назвал приоритетными проблемы посадки-высадки пассажиров междугороднего сообщения... Ясно, что такая задача при отсутствии в республиканской собственности автобусов междугороднего сообщения касалась именно этих четырёх автобусов. Удивительная заботливость! С чего бы? Думается, для понимания этого следует вспомнить, чем в «лихие девяностые» занимался Мынын-оол под чутким опекунством «Героя».
Многим запомнился организованный братом будущего премьера бордель, организованный на базе ресторана «Энесай». В нём привезённые из-за Саян «девочки» сначала до полуночи развлекали всю ресторанную публику, а затем до утра – персонально изысканных. А также освежить память, за что брат премьера Леонид отмотал на зоне срок. Помнится, красноярские чекисты отняли у него аж 3 кг наркотиков. Можно заодно и вспомнить, как сам будущий премьер Шолбан Кара-оол в компании замминистра внутренних дел Владимира Байкара и замначальника Наркоконтроля республики Орлана Пиренгиле при поддержке находящегося сейчас под следствием за мошенничество в особо крупных размерах Шолбан-оола Иргита по пьянке выбил глаз охраннику боулинг-клуба Иванову. По отдельности все эти факты ничего особенного не говорят. Но если их собрать вместе, да прибавить к ним «неожиданное» появление в городской конторе по благоустройству четырёх новых автобусов, то бандитизм, мошенничество, проститутки и наркотики создадут интересную мозаику...
А еще если вспомнить недавнюю историю комбината «Благоустройства» мэрии Кызыла, то будет интересно узнать, как он «почил в бозе», превратившись в «Кызылспецсервис». Который, в свою очередь, тоже не протянул долго. Скорее всего, он просто «не потянул» строительство мынын-ооловского особняка. Тогда пронырливый Мынын-оол «провернул» дельце со слиянием мусорной конторы с предприятием по ремонту бытовой техники. Лучше улицы убирать не стали, однако свой коттедж он достроил. Но ремонт бытовой техники навсегда исчез из услуг городской администрации.
В связи с чем это вспоминается? Да просто потому, что теперь Мынын-оол и Ховалыг носятся с идеей... объединить этот самый «Бытсервис» с Пассажирским АТП! По этому поводу в городском Хурале вовсю идут дебаты. Судя по позиции депутата Пала, ей, вероятно, будет изрядно проплачено, если идея осуществится. Скорее всего, в доле и Тунёв. Насколько вся эта камарилья будет связана со встречными перевозками наркотиков и проституток, пока говорить рано. Но если уж и сам Кара-оола заинтересован, то тут пахнет действительно большими деньгами.
Впрочем, не так всё мрачно. Может, пронесёт? В любом случае, поздравляю коллектив Пассажирского АТП с восьмидесятилетним юбилеем и желаю им с честью выйти из борьбы с городской нечистью.
Кондрат Пчёлкин