Обзор прессы |
БЕРЕЗОВСКИЙ, ШОЙГУ, МИХАЛКОВ – КОГДА БЫЛО «ИХ ВРЕМЯ»?
Похоже, Россия несётся в какую-то бездну без руля и без ветрил. А уж Тува тем более не понимает, что с ней происходит последние 20 лет. И вот нашёлся человек, который попробовал осмыслить происходящее. Им оказался незаслуженно неизвестный философ и мыслитель республиканского масштаба Борис Мышлявцев. Он опубликовал в «ТП» опус с анализом реальной тувинской действительности под интерпретацию истории России начала 19 века. Не будем перегружать читателя заумными теориями типа «когда мы отступаем – это мы вперёд идём» на примере сдачи Кутузовым Наполеону Москвы в 1812 году, а сразу перейдём к нашей хмурой действительности.
Автор сравнивает итог деятельности первого президента России с последствиями нашествия Наполеона и Гитлера и со скорбью вопрошает: «а что осталось от Ельцина?». К сожалению, продолжения этого анализа с «разбором полётов» ближайшего окружения Бориса Николаевича, включающего одиозные образы Березовского, Шойгу и Михалкова, автор себе не позволил. И его можно понять: если Ельцина уже нет в живых, а ставший опальным Березовский живёт далеко за пределами нашей Родины, то Михалков и Шойгу до сих пор пользуются багажом, нажитым при изрядно попивавшем Ельцине. Причём более всех в этом преуспел наш земляк, в подобострастной позе с подносом водки простоявший возле первого президента России все «лихие девяностые». Но об итогах царствования этой камарильи автор сообщает: «результат информационного нападения превзошел все ожидания». И это правда. Обычный лакей вдруг превратился в спасателя, а режиссёр – в спасителя отечественного кинематографа. Хотя на самом деле никто никого не спасал, а российский кинематограф именно при Михалкове «дал дуба».
Что же касается экономики, то автор так оценивает ситуацию: «ущерб для промышленности – больше, чем при Гитлере». Да что там экономика – людей поугробили уйму: «в вооруженных конфликтах погибло около миллиона человек», ещё «около 10–15 миллионов исчезло в ходе «мирной депопуляции».
Огромный ущерб был нанесён культуре. Как отмечает автор, «не поддается прямому учету ущерб, который понесли народы России вследствие разрушения системы образования». И приводит конкретный пример: «что стало с образованием в сельских районах Тувы». Политика властей привела к тому, что «массы детей, не знающих русского (и любого другого мирового) языка оказались просто отключены от огромного массива мировой культуры». У большинства детей попросту украли будущее, поскольку «они потеряли возможность выбора – стать чабаном или ученым». Не зная великого и могучего, выпускники школ уже не могли выбирать себе будущую профессию. И у большинства из них единственным уделом в лучшем случае стала неквалифицированная низкооплачиваемая работа грузчика, шофёра, сборщика конопли или бандита – охранника ЧОПа.
Но, что удивительно, поголовное незнание русского языка привело к чудовищной деградации и родного для большинства тувинского языка! В республике получил распространение «какой-то русско-тувинский жаргон, когда часть фразы говорится на тувинском, а другая часть – на русском». А поскольку тувинские власти делают всё для затухания интереса населения к русскому языку, «процесс перевода на тувинский язык произведений мировой литературы практически полностью прекратился». Потому молодые тувинцы в большинстве своём уже просто не знают, кто такие Пушкин, Тургенев или Достоевский. Таким образом «человек, хорошо владеющий только тувинским языком, практически полностью отключен от мировой культуры». А это, в свою очередь, приводит «к формированию глубочайшего культурного разрыва между тувинской «элитой» и «простым народом». Естественно, следом за элитарным расслоением следует расслоение по уровню образованности и культуры, а затем уже окончательно – по уровню жизни.
Таким образом, сегодняшние власти создают условия для формирования двух обществ с двумя коридорами – элитного, грамотного и богатого, и простого, бедного безграмотного, забитого и нищего, смысл жизни которого состоит в обслуживании интересов правящего элитарного класса. Такое положение дел, по мнению автора, не может не порождать конфликтов и приводит пример «самозахват земли 14 мая этого года и конфликт горадминистрации с самозахватчиками», погасить который удалось лишь ценою узаконивания самозахвата. А всё это происходит, по мнению Мышлявцева, потому что «во власти трудятся бывшие бандиты, сепаратисты, идейные враги Российского государства, а спецслужбы не столько действуют, сколько наблюдают». Автор напрямую не называет фамилий Бичелдея, Кара-оола или Иргита, но и без этого грамотному читателю понятно, кого он имеет в виду. Эту ситуацию автор оценивает как аналог завлечению Бонапарта в Москву. И полагает, что «отступление заканчивается», «Бородино прошло, и Москву уже сожгли».
На этом нить рассуждений Мышлявцева прерывается... Может, он и вправду считает, что «бывшие бандиты, сепаратисты, идейные враги Российского государства» скоро будут удалены из власти? И время Бичелдея, Кара-оола или Иргита уходит в прошлое? Наверное, он в этом не уверен и потому заканчивает неопределённостью: «будем посмотреть».
ПЬЯНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Когда говорят, что тувинцы – пьяная нация, не верьте. Такими их сделала жизнь. Порядки, насаждаемые властью. Что делать человеку, у которого украли будущее? Или который видит, что все, кто при власти, воруют? А у кого воруют? У нас! Воруют деньги, привилегии, нормальную жизнь, хорошую работу, будущее детей. И кто это делает, общеизвестно. К примеру, наш Глава известен тем, что в боулинг-клубе выбил глаз охраннику. А первое, что он сделал, придя к власти – за бюджетные деньги построил водочную линию. Один его брат не так давно отмотал смешной срок за сбыт трёх килограммов наркотиков, а второй известен как управляющий нелегальным рынком алкоголя. Вряд ли такие реалии способствуют оздоровлению населения. Впрочем, статья «ты себя уважаешь?» не совсем об этом. Скорее, это констатация того, до чего сегодняшняя власть Тувы и Кызыла довела народ.
«Приехали гости из-за Саян, заметили: много у вас пьяных». Вот лишь некоторые «зарисовки» из увиденного в Кызыле. «Под лоджией лежит пьяная женщина, на встречу ведут под руки другую – безобразно пьяную с криками и матами». «Появились профессиональные халявщики», что едят и пьют на похоронах, чего раньше не наблюдалось. Типичная картина: «у ресторана слонялась кучка в ожидании автобуса с кладбища. Приехали родные покойного с кладбища, пока руки мыли у крыльца, чужаки просочились за столы, молча жадно ели и торопливо пили, не зная толком за кого. А родне места не хватило». Но они не одиноки. «На лавочке рядом пьют два мужика одеколон из маленького флакона».
Чаще и больше пить стали не только малообеспеченные. «С размахом, широко гуляют по любому поводу с большим числом гостей и выпивки». «В мире – финансовый кризис», а чиновники нищей Тувы пьют, как будто «нас вроде он не коснулся». «Женщина хвалится: собрала сначала 200 человек – общественность, потом – друзей, затем – родню». На свои кровные так не гуляют. Так пьют только на ворованные. «Такие грустные мысли» у автора. «Людей жалко». «И когда же мы себя начнем уважать»?..
РУКА РУКУ МОЕТ...
То, что после переименования милиции в полицию стало хуже, никто не спорит. Впрочем, некоторые изменения настали и в связи с приездом в Кызыл нового главного полицая. Говорят, что он – обыкновенный горький пьяница. А вот его жена считается в полицейской среде натуральной алкоголичкой. Вот и очередная новость: «полицай сбил насмерть двух пенсионерок». Им оказался «начальник тыла МО МВД по РТ «Барун-Хемчикский», который «17 октября около 19 часов 30 минут на 107 километре автотрассы «Кызыл – Ак-Довурак», управляя автомашиной марки ВАЗ-21154, совершил наезд на двух женщин, 67 и 65 лет, одна из которых скончалась на месте происшествия, другая – по пути в центральную районную больницу». Но, как обычно, тут же начались «нестыковки». Если при первом исследовании алкотестером у полицая было установлено опьянение, то «при повторном исследовании через 20 минут прибор показал 0,00 мг/л». Оно и понятно: ворон ворону глаз не выклюет... Один полицай проверяет другого... – и ничего не находит! Правда, бабушек уже не вернуть.
БОЙСЯ ДАНАЙЦЕВ ДАРЫ ПРИНОСЯЩИХ
Наделал хлопот властям своим молокозаводом неутомимый Василий Оюн. Карлику срочно понадобился пример удачного предпринимательства, и правительственные клерки сбились с ног в поисках такого «примера». Но отыскать что-нибудь путное в районах так и не удалось. И тогда решили назвать героем предпринимательства владельца «мини-цеха по производству мясных продуктов».
Карлик приехал к нему и «провёл осмотр», которым остался очень довольным. Он заявил, что «необходимо на государственном уровне поддерживать предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и производству мясных продуктов». Правда, правительство Тувы никакого отношения к этому предприятию, которое «работает стабильно уже в течение нескольких лет», не имеет. Карлик «внимательно ознакомился с производством» и пришел к «глубокомысленному» выводу, что «здесь происходит трудоемкий процесс». И предложил предпринимателю «закупить новую технику с пятидесятипроцентной скидкой». Причём половину стоимости «возместит правительство республики».
Это сообщение интересно некоторыми моментами. С одной стороны, читателям будет интересно, почему 50%-ая скидка предложена именно этому предпринимателю, у которого и так дела идут неплохо. Кто-то может предположить, что выбор пал именно на Якобу Нанеташивили потому, что кавказцы по своей природе легко расстаются с деньгами и платят «откаты», размеры которых достигают половины от полученных государственных средств. В этом плане и русские, и тувинцы сильно уступают предпринимателям с Кавказа в очной конкуренции. Поэтому такие, как Якоб, – просто сокровище для коррупционера и стяжателя. С другой стороны, тот же Оюн, построивший «с нуля» молокозавод, до сих пор ни копейки не получил от государства, хотя ему такая субсидия полагается по закону. Конечно, правительство Тувы и его Минсельхоз можно понять: у Оюна взятку не выходишь и вовек. Но можешь нажить себе на этом хороший геморрой.
Есть и третий момент: кавказец никаких денег не просил. Он, видимо, знает, чем всё это может кончиться: присосутся чиновники – вовек не отнять. Кто-кто, а уж он-то знает, откуда этот мини-завод и на каких слезах он построен. Как известно, производство по переработке мяса в своё время создала некая гражданка Ночёвка, торговавшая «левой» водкой Кызылского пивзавода, которым руководил С. Даржаа.
ДЕТИ-СИРОТЫ ОКАЗАЛИСЬ ВИНОВАТЫ САМИ
Примечательная черта сегодняшней мэрии Кызыла – неумение скрытно воровать. Вечно у них скандалы. К примеру, «квартиры в новостройках в районе «Своротка» уже давно распроданы, но вот новоселье жильцы пока справить не могут». Мэрии, как тому плохому танцору, всё что-то мешает: «то электричество не провели, то с застройщиком мэрия не расплатилась». Обещали квартиры в июле, но «уже и первый снег выпал», а воз и ныне там.
«С вопросом, когда же дети-сироты смогут обустроиться в новом гнездышке, корреспондент еженедельника обратился к первому заместителю мэра М.Кара-оолу». Но узнали лишь о том, что «люди не могут заселиться по вине застройщика». Ну а то, что «мы не в состоянии расплатиться со строительной организацией, просто домыслы расстроенных жильцов». Ну что скажешь про такую мэрию? Гнать их надо оттуда поганой метлой!
КАРА-ООЛ, ВЕРНИ ДЕНЬГИ!
Кто такой Кара-оол? Неудачник. Поменял третьего министра транспорта, а машины как падали с паромов, так и продолжают падать. Как сообщает «ПИ», «жители села Кара-Хаак снова были отрезанными» – 9 октября «паромная переправа опять дала сбой – в воду съехал грузовик, груженный углем». На место «прибыл поисково-спасательный отряд. На лодке он эвакуировал людей с парома». Так что «Кара-Хаакская переправа зарабатывает себе незавидную славу».
«Падающие» в воду грузовики» – это еще не всё. «Работники переправы не всегда бывают на месте», поэтому местные жители часто угоняют паром, переправляясь самостоятельно. Как кажется автору, причины – в отсутствии контроля над переправами со стороны транспортной прокуратуры, которой руководила жена прокурора республики Бухтоярова. И ситуация такая не только на этом пароме – «в Кызыльский городской суд от Абаканской транспортной прокуратуры поступило три иска по трем паромным переправам: «Кара-Хаак», «Дерзиг-Аксы» и «Эйлиг-Хем». Они не соответствуют требованиям». А ведь на их изготовление правительство Кара-оола потратило миллионы бюджетных средств. Кто за них ответит? И что это за правительство, которое за пять лет не смогло решить даже такой простой задачи, как паромные переправы? Что там за бездельники и жулики? Неужели одно ворьё?..