Тоджа – край родной
или Поучительная легенда об «Онгон-Хурээ».
Уважаемые читатели «Риска», осмелюсь представить вашему вниманию услышанный мною рассказ старейшины рода Кол, почтенного Бурбу Самбууевнча с дальнейшими своими комментариями. Да простит меня Будда.
За многие годы существования каждая местность хранит в секрете своё богатое историческое наследие. И знакомиться с ним – обязанность потомков. Начнём с визитной карточки, которая называлась: «Онгон-Хурээ» Тожу кожууна провинции Урянхай Маньчжурской империи.
На территории Тожу кожууна (настоящее алтайское название – «Тончи» или «Волк», а местное – «Тоджа»), первый буддийский храм был построен в 1815 году и назвали его «Онгон-Хурээ» («Храм Духа»). Здесь река, которая изначально называлась «Бег-Хем» – «Королевская река» (местное название – «Пий-Хем»), течёт между высокими песчаными утёсами, возвышающимися неподалёку от места ее слияния с речкой «Хам-Сыра» («Шаман-Дерево»). А дальше, она течёт по наносной равнине, где пробито ложе с высокими террасовидными берегами. Правобережная часть этой долины представляет собой широкую, открытую наклонную поверхность, испещрённую мелкими холмами с покрытой травой почвой, за которой вдалеке видны силуэты высоких гор. Левобережный берег также состоит из холмов, выстроившихся вплотную, параллельно к реке. На южной стороне реки хребет постепенно переходит в прекрасное открытое степное пространство с одноимённым названием «Толбул». На юго-восточной стороне Толбула, на восходе солнца располагалось гостеприимное урянхайское поселение. В его центре и возвышался буддийский храм – главный монастырь населённой округи северо-восточного притока бассейна реки «Улу-Хем» или «Дракон-Река» (кыргысское название реки – «Энэ-Сай» или «Енисей»). Этот храм был замечательным строением, спроектированным и построенным на смеси китайского и русского архитектурных стилей. Стены монастыря были возведены беглыми политическими каторжниками из обтёсанных и отполированных круглых брёвен, а высокая крыша с приподнятыми резными карнизами, олицетворяющими чудовищ потустороннего мира, – приглашенными китайскими мастерами. Больше на территории Урянхая подобный приём при строительстве религиозных сооружений никогда не применялся.
Вокруг храма располагалось множество деревянных хижин, где жили ламы (учителя) и молодые хуураки (послушники), посвятившие свою жизнь служению Будде. Каждая из хижин являлась обособленным жилым строением, потому что была отгорожена от других стоящими вертикально брёвнами.
В центре дацана имелись огромные «молельные колёса» и высокая башня, с которой молодые хуураки извещали округу о начале ежедневных молитв богу.
Внутри храма, в его центральной части располагалась огромная статуя Будды, вокруг которой были установлены 999 фигурок духа или божества местности. Внутренние стены монастыря были украшены великолепной божественной росписью на холсте и шелке. А в библиотеке хранились более полутора тысяч священных буддийских книг.
Небольшая община служителей храма, состоящая из нескольких лам, ежедневно совершала религиозные ритуалы. В начале вечернего богослужения два хуурака, обращаясь к вечному синему небу, выдували из «дунчен» или больших буддийских труб совершенно невоспроизводимые звуки. А в это время, внутри храма ламы, перекинув через левое плечо красные накидки и рассевшись в две параллельные колонны, обращались взором к «хелину-гелонгу». Хелин, держа в левой руке «очур-доржу» (амулет «алмаз-алмаз»), а правой – серебряный колокольчик, начинал читать вечернюю молитву и ламы-«кешпи», «кечил», подхватывали вечернюю молитву. Хуураки в нужном месте били в барабаны и ударяли в «цимбалы» – медные тарелки – чамбал. Под звуки вечерней молитвы, души верующих уносились в Шамбалу (в страну вечного блаженства, где проживают Великие Учителя, продвигающие эволюцию человечества),
В дацане ежегодно проводился религиозный праздник «Майдыр» или поклонение «Богу Смерти» На этот праздник съезжались «дужуметы» – феодалы Урянхая. Инородным гостям, чтобы присутствовать на этом великолепном действии, необходимо было получить разрешение, скреплённое оттиском печати Тожу-нойона, мээрен-чангы Липия.
На «Майдыр» проводимый в Онгон-Хурээ, приезжал Камбы-лама Огурда-башкы (верховный лама региона).
Честь имею, Оюн Тандинский.
Продолжение следует.