Тоджа – край родной
или Поучительная легенда об «Онгон-Хурээ».
Вспоминаю произведения тувинских классиков, которые в своих трудах описывали алчность китайских торговцев. К примеру, в начале 20 века, по переходам «Боршоо» или «Цагаан-Толгой», в Урянхай завозились небольшие вьюки на нескольких верблюдах. А через определённое время, обратно в Китай выгонялись тысячные стада кочевников Центральной Азии – тувинцев. Вот вам цена иностранного ширпотреба. При таком оголтелом китайском грабеже, обречённый на нищету тувинский народ все-таки выжил. В 1922 году, численность населения Урянхая составляла всего 28200 человек, а скота 32400 голов.
Прошло 90 лет и согласно последней переписи, население Тувы выросло более чем в 10 раз и составляет... 314000 человек, а количество скота, по статистическим данным, превышает цифру в... 1000000 голов. Может быть поэтому, даже после прихода к региональной власти лиц с явно националистическими убеждениями, в республике отношение местного населения к русским обескураживает. На улице «Московская» города Кызыла, возле здания разрушенного автовокзала, установлен памятник... русской учительнице. Этим подчёркивается роль русских в становлении тувинской государственности, ликвидации массовой безграмотности и увеличении численности народа. Население региона всеми правдами и неправдами пытается устроить своих детей в столичные школы, к русским учителям. Значит, родители хотят, чтобы дети получили очень хорошее образование. Выпускники вузов обязательно подчеркивают – какой именно университет, в каком из городов они окончили, т.е. дают понять, что лучшее образование можно получить только в исконно русских регионах.
Однако, в современной Туве русское население уменьшилось до критической цифры. Но, причина не в притеснениях со стороны тувинцев по этническому признаку, а в их высокой мобильности. Русские были высококлассными специалистами, и не стало работы – они и уехали. Поэтому так снизился уровень образования и научной мысли.
Даже на этом фоне, элита республики представляет собой жуткое зрелище. События опять возвращаются к сожжённым людям. В прошлом столетии заживо были сожжены политические оппозиционеры генеральной линии ТНРП. А, в начале третьего тысячелетия, в топке частного мясокомбината сожгли... кого?!!
Таким образом, возникла потребность в интеллектуальном осмыслении положения дел во внутренней политике республики. А для этого нужно было поучаствовать в политическом соперничестве региональных отделений нескольких федеральных партий.
Честь имею, Оюн Тандинский.
Окончание следует.