Популярно о наболевшем |
Украинский синдром
Пока Россия увлечённо занималась сочинской олимпиадой, на первый план вышли события в Украине. Они там приняли весьма ожесточённый и даже кровавый характер. Появились какие-то таинственные снайперы с обеих сторон. Кто они такие, можно только догадываться. Мировое сообщество полагает, что это – провокации власти и потребовали от Януковича прекращения побоища. Российские дипломаты и СМИ пытаются представить дело совсем в другом свете, но в Украине голоса России не слышно. И все понимают – почему. Для всех очевидно, что Россия несёт ответственность за ситуацию в Украине, поскольку она стала возможна не только из-за противоречий поддерживаемого Путиным Януковича, но и в связи с экономическим кризисом, разразившимся в этой стране. А он, в свою очередь, стал результатом экономических войн России против Украины: то газовых, то сырно-молочных, то шоколадных. Всё вместе создало преддефолтное состояние в стране и настроило украинцев весьма антироссийски. А вылилось оно совершено неожиданно: по всей Украине начали сносить памятники Ленину, отлавливать активистов Партии Регионов, среди которых большинство – русскоговорящие, а также журналистов российских телеканалов. Им пытались помешать бойцы «Беркута», но безрезультатно. Они сами стали предметом репрессий.
Мальчиков укрывают флагами.
С головой.
Не вой, дура, говорю, твой – живой. Живой.
Он такой же, как они – тоже рвется в бой.
Долго трубку не берет. Но не вой.
Не вой.
Мальчиков кладут рядком.
Прям на мостовой.
Лиц не видно. Не смотри. И не вой. Не вой.
Твой такой же – как они – на передовой.
Разбирает мостовую по кускам.
Живой.
Мальчиков выносят строем.
Траурный конвой.
Не считай. Зажмурься. Помни, Бог с тобой.
Он придет. Под утро. Мятый и седой.
Ты отпустишь снова. Просто жди.
Не вой.
Ольга Кашпор
Ситуация усугублялась тем, что президент Янукович на словах обещал досрочные президентские и парламентские перевыборы, но на деле «тянул резину», надеясь, что всё «рассосётся». Однако ожидания не сбылись. Наоборот, эскалация насилия приняла ещё большие масштабы. А когда Янукович снова, в который раз пообещал министрам иностранных дел Германии, Франции и Польши назначить и провести в 2014 году досрочные выборы, его сторонникам стало понятно, что он их предал. Масло подлило решение сначала США, а затем Канады о санкциях против должностных лиц правительства Украины и силовиков, имеющих отношение к развязыванию насилия. В прошлый четверг министры иностранных дел стран Евросоюза решили ввести точечные санкции – заморозку активов и запрет на выдачу виз – против виновных в насилии и использовании чрезмерной силы на Украине. А многие, если не все, сторонники Януковича, и сам он имеют долларовые активы в западных банках, над которыми нависла «смертельная опасность». Пожалуй, наиболее характерным является пример того, как после телефонного разговора Януковича с Путиным, который советовал своему коллеги быть решительным и жёстким, украинскому лидеру позвонила Нуланд и сообщила, что ей об этом разговоре известно и она «не советует» Януковичу идти на силовой вариант развития событий. А заодно сообщила ему о счетах в западных банках, на которых Янукович хранит свои миллиарды. Этого оказалось достаточным, чтобы глава страны своё решение поменял. Оно и понятно: его миллиарды, заработанные за 3,5 года «непосильным трудом» и записанные на сына, лежат в европейских и американских банках. И потому игнорировать Запад Янукович не может. Так же, как и олигархи Украины, которые фактически поддерживают оппозицию.
В Харькове готовился съезд депутатов Юга и Востока страны, который должен был дать старт разделу страны на западную и российскую, но Янукович на нём так и не появился. Съезд закончился ничем. А тем временем на улицах городов Украины развернулась кампания отлова и избиения сторонников Януковича. Мэры, губернаторы и даже члены фракции Партии Регионов в Раде объявили о переходе на сторону оппозиции, которая захватила военные городки. Янукович позвонил Владимиру Путину и попросил о предоставлении гарантий на случай бегства из Украины. Но Путину, видимо, тоже кто-то позвонил... И он, поняв, что Россия не может ввязаться в Украинский конфликт, занял выжидательную позицию.
Украина нам, конечно, близка. И в территориальном смысле, и в экономическом, и в бытовом. Но особый интерес к ней связан не только поэтому. Судя по всему, российские власти опасаются, как бы «украинская чума» не переползла украино-российскую границу и не заразила наш народ протестными настроениями. Трудно возражать такому посылу. Украина и Россия во многом очень похожи. Одинаковая коррупция. Там «внезапно разбогател» сын президента, у нас богатеют все, кто рядом с Путиным. Похожие подходы к подлаживанию избирательной системы под нужды власти и идентичная фальсификация итогов любых выборов. Один в один избирательное применение правосудия. Только у нас 10 лет сидел Ходорковский, а там отправлена за решётку Тимошенко. По большому счёту разница лишь в том, что на Украине экономический кризис уже наступил, а у нас только проглядывается. Там нефти и газа нет, а у нас – завались. У нас правоохранители организовали провокацию на Болотной, в Киеве пытались реализовать такой же сценарий на Майдане.
Вы вдумайтесь. Вчера говорили о восьмидесяти погибших и тысячах раненных. Большинство этих людей лишились рук, глаз, у многих сожжены трахеи и легкие, потому что газовые гранаты применяли нещадно. Больницы переполнены. Титушки нападают при этом на врачей и жгут скорые.
В этой ситуации я хочу сказать, что тут нет деления на стороны. Янукович – убийца и тиран, абсолютно неадекватный человек, которого ничего не интересует, кроме сохранения собственной власти. Тут не может быть двух мнений, как не может быть двух мнений, когда мы говорим о Гитлере. То, что произносится в России, про амбициозного Кличко и про то, что Майдан надо задавить танками, толкает наши страны к такому неприятию друг друга, которого не было в нашей совместной истории никогда. Не верьте российским СМИ, даже либеральным. Нет никакого противостояния. Есть неадекватный, больной человек с бандитским прошлым, который хочет утопить страну в крови.
Владимир Громов
2014 год обещает быть очень напряжённым в финансовом плане. События 2011 года показали, что в России протестный потенциал велик. Но сейчас у властей достаточно инструментов для силового разгона протестного движения. И международное сообщество смотрит на это сквозь пальцы. Но ведь и у Януковича его было – хоть отбавляй! А не сработало. Поскольку Евросоюз и США убивать демонстрантов в Киеве не разрешили. И всё. Точка. Янукович пакует чемоданы и договаривается, куда бежать. Его можно понять: в случае с Тимошенко он подал такой пример, что ему, в случае отставки, грозит не 7 лет заключения, а пожизненное. И «натягивать» обвинение не придётся. Туго придётся и всему его окружению.
А если эту кальку примерить на российскую действительность? 17-й год покажется раем небесным. Если мировое сообщество вдруг решит проявить твёрдость и жёсткость, никакая нефть не поможет. У окружения Путина «нажитое непосильным трудом» лежит в тех же западных банках. И они так же управляемы из-за рубежа. Те же Колокольцев, Чайка и Бастрыкин (если их тут же не поменяют на более резвых) так круто взнуздают репрессивный аппарат, что российские тюрьмы махом поменяют сидельцев. Вот почему так страшен для наших властей украинский бунт – хоть и со смыслом, но очевидно беспощадный.
Дух перемен витает над Украиной. Депутаты фракции Партии Регионов «кинули» Януковича и предусмотрительно перешли на сторону оппозиции, во всём обвинив Януковича. Получив большинство в Раде, оппозиция уволила президента, генпрокурора, главного налоговика и министра иностранных дел, выпустила на свободу Тимошенко, которая тут же заявила о президентских амбициях и тюремных перспективах Януковича...
Время неумолимо. Жизнь законсервировать нельзя. Чтобы общество развивалось безболезненно эволюционным, а не революционным путём, нужно гражданское общество, в котором главенствуют принципы защиты свободы слова, собраний, политических взглядов, экономической деятельности. Нужны очевидные не вызывающие сомнения усилия властей в борьбе с коррупцией, клановостью, кумовством, сепаратизмом, избирательным правосудием. Поощряя воровство, власти полагали, что так им будет проще управлять своими подданными. Но перестарались так, что теперь через счета в западных банках ими вполне могут управлять США и Европа. Коррупция съедает страну, не оставляя шансов её президенту. И это создаёт опасность нормальному течению жизни в стране, создаёт фобии правящей элите. Да, демократия – это весьма сложный способ управления государством. Но именно она обеспечивает цивилизованный способ развития государства и общества. Без бунтов и потрясений. И это очевидно на примере Украины.
После олимпиады некоторые эксперты ожидают от Путина политики «завинчивания гаек». Правда, не в отношении коррупционеров. А может, пример Януковича ему подскажет, что двигаться нужно в обратном направлении?
До встречи.
Сергей Конвиз