Врачебно-учительская тайна
Как повышают зарплату бюджетникам
Во время прямой линии президент Путин в очередной раз говорил о повышении зарплат медикам. Ответственность возложена на регионы. Учителя тем временем горько посмеиваются: власти территорий второй год повышают им зарплаты и гордо об этом отчитываются – так что теперь любой обыватель уверен, что школьные педагоги гребут деньги лопатой. На самом деле картина всеобщего учительского благоденствия больше похожа на потемкинскую деревню. Скорее всего, с медиками будет то же самое.
Больше работы – больше денег
Президентский указ №597 от 7 мая 2012 года поставил задачу: средняя зарплата учителей должна быть не ниже средней по экономике региона. Там же намечена «дорожная карта» – сроки повышения зарплат в разных бюджетных областях. В указе не конкретизировано, какую именно среднюю зарплату надо поднять; из контекста понятно, что по региону. В Москве средняя зарплата – около 50 тысяч в месяц; значит, зарплата московских учителей должна быть не ниже этой цифры. Поэтому департамент образования Москвы обязывает школы ее повысить до нужного уровня, а провинившихся директоров вызывает на ковер.
Речь при этом идет о повышении именно зарплаты – общей суммы получаемых учителем денег за все, что он делает. Чем больше работы он берет – тем выше зарплата.
Учительская зарплата складывается из нескольких частей: это оклад, специальные доплаты (классное руководство, категория, проверка тетрадей, заведование кабинетом и прочее) и стимулирующие выплаты (за олимпиадников, высокобалльников ЕГЭ и прочих). Учительская ставка – это 18 часов. На учителей приходится еще примерно столько же, а то и больше, дополнительной работы: подготовки к урокам, проверки тетрадей, дополнительных занятий с отстающими, посещения педсоветов и методсоветов. Все это при 18 часах уроков в неделю обеспечивает полноценную занятость. Рабочая неделя учителя по ст. 333 Трудового кодекса – сокращенная, не более 36 часов, – это и 18 часов уроков, и внеурочная нагрузка.
В московских школах учитель без категории, давая 18 уроков в неделю, может зарабатывать от 22–26 тысяч рублей. При нормативно-подушевом финансировании это зависит еще и от количества учеников в школе и классе: чем больше школа, тем больше денег.
Поэтому учителя обычно берут нагрузку гораздо больше ставки. В разных регионах страны они работают на 1,3–1,6 (в больших городах), а то и на 2 ставки, то есть дают не 18, а до 36 уроков в неделю. Так что рабочая неделя может быть и 48 часов, и 72 часа (то есть работа по 10 часов в день без выходных). Это сильно превышает 40-часовую норму рабочего времени, закрепленную в Трудовом кодексе. А есть еще классное руководство, кружки, продленка – некоторые домой приходят только ночевать.
Фактически повышение средней зарплаты до среднего уровня по экономике достигается за счет того, что учителя делают полторы-две работы за одну зарплату. Министерство труда, однако, в своем письме № 14-1/10/1-4013 от 2 сентября 2013 года, объясняясь по поводу продолжительности учительской рабочей недели у учителей, берущих больше одной ставки, с очаровательным цинизмом заявляет: «При этом в пределах продолжительности рабочего времени 36 часов, увеличение преподавательской (педагогической) работы осуществляется с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы (с дополнительной оплатой, соответственно, получаемой ставки заработной платы в одинарном размере) за счет уменьшения ненормированной части рабочего времени». В переводе на русский язык это означает, что даже при полутора ставках учителя, которые сами выбрали такую нагрузку, все равно работают не больше 36 часов в неделю: они просто меньше готовятся к урокам.
Отстающие
Среди школ-двоечниц, не повышающих учителям зарплату, как велит департамент образования, есть несколько топовых учебных заведений из московского рейтинга. Причины их аутсайдерства чаще всего в том, что в них сравнительно немного учеников и много учителей, а классы разбиваются на группы по профилям и уровням; отсюда индивидуальное внимание к детям. Учителя далеко не всегда горят желанием брать полторы-две ставки: не хотят ограничиваться школой, ведут научные исследования, занимаются другой работой и тому подобное. В таких школах средняя нагрузка на учителя может быть и меньше ставки; в них много уроков ведут совместители: молодежь, аспиранты, ученые – те, для кого работа с детьми – не единственная профессия и не способ заработка. Средние зарплаты в таких школах могут быть вдвое меньше, чем в среднем по Москве. Многие педагоги категорически возражают против попыток принудительно поднять им зарплату за счет увеличения групп и повышения нагрузки: это превращает штучную работу в конвейер, а значит, падает ее качество.
Еще 23 декабря прошлого, 2013 года министр образования Дмитрий Ливанов говорил на заседании Госсовета: «Иногда мы, к сожалению, сталкиваемся с ситуациями, когда это повышение происходит за счёт повышения учебной нагрузки. Такое повышение зарплаты не только профанация указов, но и работает, по существу, во вред настроениям учителей и качеству образования».
Тем не менее, в конце марта 2014 года окружные управления образования Москвы разослали по отстающим школам директиву следующего содержания: «Уважаемый руководитель! По итогам аппаратного совещания от 14.03.2014г. прошу Вас: обеспечить размер заработной платы педагогическим работникам в соответствии с Указом президента РФ от 07.05.2012 г. № 597, в рамках выделенных средств».
Опять же, в переводе на русский язык это означает: дополнительных денег не дадим, а зарплату повышайте как хотите. В одной московской школе подсчитали, что при 270 учениках, подушевом финансировании в размере 120 тысяч на ученика в год и зарплате учителя 50 тысяч – школа может себе позволить иметь только 30 учителей – это треть от нынешнего их числа.
Директора, люди подневольные, взялись повышать зарплату. Деваться им некуда: согласно статье 278 Трудового кодекса, их можно уволить без объяснения причин. А к их трудовому договору теперь прилагается «дополнительное соглашение» – директор подписывает обязательство повысить учителям зарплату.
Учитель или управляемый исполнитель?
Школы экономят на уборке. Сокращают ставки логопедов, методистов, библиотекарей, воспитателей и психологов, отменяют кружки и увольняют педагогов, которые их вели, устраняют разделение на группы, переводят в совместители тех штатных сотрудников, которые не хотят брать много часов, и уговаривают тех совместителей, у которых много часов, перейти в штат. В некоторых школах учителя берут на себя дополнительные обязанности: работают (или оформляются) лаборантами, дворниками, уборщицами, контрактными управляющими по госзакупкам, ответственными за ввод информации или охрану труда – все это позволяет поднять зарплату, но отрывает учителя от уроков. Некоторые школы задумываются о том, чтобы начать брать плату с родителей и вводить платные услуги, – иначе не избежать «банкротства». Некоторые уже вводят платные услуги вроде подготовки к ГИА или ЕГЭ, переводят на платную основу второй язык и прочее.
Далеко не все совместители хотят переходить в штат: у постоянных сотрудников масса дополнительных обязанностей. Постоянный сотрудник с большой нагрузкой – существо подневольное, он держится за свое единственное рабочее место. Когда в школе мало учителей, место работы для них единственное, мир ограничен школой, а зарплата большая – они куда более управляемы, чем многолюдная вольница совместителей.
Сейчас условия работы и школьных учителей, и вузовских преподавателей даже хуже, чем в 90-е годы, считает Александр Штерн, почётный работник высшего образования РФ, доцент Омского университета (ОмГУ). «Причин несколько: и возросшие учебные нагрузки, и многократно увеличенная отчётность, и практика дополнительных выплат по абсолютно формальным параметрам, – говорит Штерн. – В 90-е учителя одинаково получали копейки, и никакими эффектными манипуляциями добиться увеличения зарплаты было невозможно. Сейчас же такая возможность появилась: заполняй аккуратно электронный дневник, не отклоняйся от программы, организуй почаще выигрышные мероприятия, выполняй конкретно сформулированные поручения, реализуй кем-то разработанные технологии. При этом только очень умный и смелый администратор (такие, слава Богу, ещё встречаются) имеет желание замечать и готовность поощрять главную часть работы учителя – работу по подготовке занятия. У хорошего учителя эта работа бывает, без преувеличения, титанической. Учитель всегда оценивался администрацией как специалист. Сейчас же взят курс на превращение преподавателя в чиновника, государственного служащего, мелкого менеджера – кого угодно, но только не специалиста-профессионала».
Некоторые директора пытаются бороться за свою самостоятельность. В их числе – Сергей Александрович Бебчук, директор школы №1199. «Я вчитался в текст президентского указа № 597, – говорит Бебчук. – Там не сказано, что в школе № 1199 зарплата должна быть не ниже средней по региону. Там сказано: «доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе». Не надо интерпретировать слова президента. Повышать среднюю зарплату в регионе – это не моя задача. В нашей школе трудовой коллектив занял четкую позицию: никто не хочет повышения нагрузки. Подработки в смысле повышения дохода гораздо эффективнее, чем лишние часы в школе. Для учителя важно размыкание в профессии, размыкание пространства – поэтому две работы его могут больше устраивать, чем одна, даже если суммарная зарплата та же».
По закону, кстати, кадровые решения – прерогатива школы. Никто не может предписать директору взять на работу одного учителя на ставку вместо двух по полставки.
Школы, вузы, больницы
Те же процессы происходят не только в средней, но и в высшей школе по всей стране: в вузах совместителей увольняют, штатным преподавателям увеличивают нагрузку, чтобы отчитаться о повышении зарплат. Сергей Рукшин, заслуженный учитель России и профессор РГПУ им. Герцена, подводит итоги кампании по повышению зарплат в вузах: «Мы утратили несколько диссертационных советов и не можем подать документы на открытие советов по нескольким специальностям из-за увольнения совместителей–докторов наук».
Примерно так же увеличивают зарплату и медикам. «У врачей проблема стоит еще острее, чем у учителей, потому что учителя не могут работать по ночам, – замечает Андрей Коновал, секретарь профсоюза медработников «Действие». – А врач может на основной работе быть с 8 до 16 часов, затем с 16 до 8 на ночном дежурстве, а к 8 – вернуться на основную работу. И это может быть хирург или участковый терапевт. В стране огромный дефицит врачей и медсестер, министр здравоохранения Скворцова недавно называла цифру – 40 тысяч. Терапевты берут по нескольку участков, в больницах набирают дежурства. Отчетность по зарплатам исходит из суммы на одно физическое лицо, а не на одну ставку. В результате – все показатели «дорожной карты» по регионам выполняются, а врачи протестуют: недавно прошла голодовка врачей в Питере, только что закончилась голодовка в Североморске».
Зато отчетность в порядке. И показатели «дорожной карты» выполнены.
Ирина Лукьянова
«Новая газета»