Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№12, 1 июля 2014 года.

Железная дорога Курагино-Кызыл: Кому «дорога» эта авантюра?

Железная дорога Курагино-Кызыл: Кому «дорога» эта авантюра?

Решение Правительства России о выделении из Фонда благосостояния 86 млрд. рублей на строительство железной дороги «Кызыл – Курагино» не произвело в Туве никакого эффекта. Ни радостных собраний или ток-шоу на телевидении, ни траурных мероприятий в городах и весях. Такое впечатление, что к самой Туве это эпохальное решение не имеет никакого отношения. И дорога эта дойдёт не до Тувы, а до какого-то другого отдалённого региона. А решение и впрямь эпохальное: 86 млрд. рублей инвестиций в Туву – это почти как 10 бюджетов. По идее, это решение должно создать совершенно новую финансовую, экономическую, социальную и даже политическую ситуации в Туве. Но реакции на него практически нет. Почему?

Сам проект имеет долгую историю. Ещё в 2002 году, заходя в регион, олигарх Пугачёв купил Элегестинское месторождение коксующихся углей и через Нарусову начал пробивание в кремлёвских коридорах власти проекта строительства железной дороги в Туву. Оператором проекта явилось ЗАО «Енисейская промышленная компания» (ЕПК).

На освоение месторождения угля у него ушло пять лет, после чего там началась открытая добыча угля с помощью американского комбайна. Уголь хоть и с трудом, но всё же находил своего потребителя на коксохимических производствах России. Одновременно Пугачёв занимался проектом железной дороги и добился определённых результатов – 50% стоимости строительства государство взяло на себя. В соответствии с заявкой на получение средств инвестфонда на строительство железнодорожной ветки в Туву общая стоимость проекта составляла 74 млрд. руб. ЕПК предлагала профинансировать 30% проекта из собственных средств, а оставшиеся 70% – из федерального бюджета. Протяженность магистрали должна составить 465 км.

Большинство было уверено, что никакой железной дороги в Туву не будет и вся эта затея для республики выйдет боком. Короче, проект строительства железнодорожной ветки к пугачёвскому месторождению угля не вызывал оптимизма у жителей Тувы.

Пугачёв откровенно вёл дело к продаже угольного актива в Туве, и для всех было очевидно, что самому ему этот уголь ни к чему и главная задача – увеличить капитализацию путём получения согласия правительства на долевое участие в финансировании строительства дороги и продать месторождение с выгодой. Для всех было очевидным, что самому Пугачёву ни уголь, ни дорога не нужны и он активно ищет покупателей за рубежом. В частности, в СМИ утверждалось, что «когда этот грандиозный «мыльный пузырь» лопнет, то нас, честно говоря, не очень беспокоит судьба иностранной компании, угоревшей на сделке. Просто мы думаем о том, что станет с теми людьми, что съедутся в начале строительства. Республику заполонят бывшие стройбатовцы, бомжи, авантюристы, зеки и проститутки, которым при развалившемся строительстве просто некуда будет деваться. Разрушенная экология лет через 150-200, может, и восстановится, а тувинскому обществу будет нанесен удар, который оно может и не вынести. Межпромбанк, получив деньги, на проценты от сделки купит своему олигарху новое место в Совете Федерации от другого региона, а мы останемся один на один с последствиями аферы «Дорога – уголь».

Но найти покупателя за границей Пугачёву не удалось. А тут еще началось дикое давление на Пугачёва и Нарусову со стороны вассала Сергея ШойгуШолбана Кара-оола, в результате чего за короткий период времени Пугачёв и Нарусова лишились полномочий сенаторов от Тувы, а Пугачёв вскоре вынужден был бежать из России и укрыться от уголовного преследования в Англии, где и обретается до сих пор. Так что продажа ЕПК владельцу «Русской медной компании» Алтушкину и Байсарову были единственной и вынужденной мерой. Каждый из них должен был выплатить Пугачёву по миллиарду рублей, однако Байсаров Пугачёва надул и, недолго поболтавшись в директорах ЗАО «ЕПК» и наделав до миллиарда долгов, «кинул» его, не заплатив. А заодно директор «ЕПК» Байсаров «кинул» и НПО «Мостовик», не заплатив ему за выполненные работы 883 млн. рублей. Когда дело рассматривалось в Арбитражном суде Москвы, выяснилось: Байсаров при заключении договора не имел на то полномочий. Короче, Байсаров за очень короткое время подвёл ЕПК к банкротству. Но и НПО «Мостовик» тоже подал заявление о банкротстве... Так НПО «Мостовик» и ЗАО «ЕПК» стали первыми жертвами рейдерской атаки. Однако дармовые деньги, обещанные Путиным на строительство железной дороги в Туву, с финансирования проекта были сняты.

Вскоре угольный актив ЗАО «ЕПК», а затем и право строить железную дорогу в Туву перешло к Байсарову. Сначала он было создал клон ЗАО «ЕПК» – ООО «ЕПК», а потом, когда скандал начал набирать обороты, учредил «Тувинскую энергетическую промышленную компанию», которая в настоящее время и собирает сливки с урожая, заложенного в своё время Пугачёвым и Нарусовой.

Начался новый этап борьбы за бюджетное финансирование проекта. Начался он почти три года назад, когда Шойгу удалось затащить Путина в Туву, чтобы он под покровом ночи в 45-градусный мороз забил «золотой костыль» в будущую железную дорогу. Вскоре после этого Туву стали трясти одно землетрясение за другим, что дало основание тувинцам полагать, что духи, охраняющие Туву, разгневаны.

Однако Байсарову и стоящему за ним Шойгу было не до духов. Один в Кремле, а второй в Туве активно занимались созданием видимости кипучей деятельности «Тувинской энергетической промышленной компании», которая на самом деле уже свернула добычу угля на Элегестинском месторождении угля и даже распустила трудовой коллектив. Байсаров успевал делать одно громкое заявление за другим. Теперь он уже не только «добывает в Туве коксующийся уголь» и готовится строить магистраль, но намерен «построить в Кызыле тепловую станцию и в Ванино – морской порт». Одна проблема – денег у «инвестора» как не было, так и нет. А сам проект тем временем тихо-тихо, но уверенно и смело дорожал, как на дрожжах. И с 74 млрд. рублей «подрос» до 213 млрд. рублей, то есть почти в три раза.

И вот теперь, благодаря лоббистским усилиям Шойгу, Байсаров в лице ТЭПК кроме 86 млрд. рублей прямых бюджетных инвестиций получит еще и 76 млрд. рублей в виде кредитов банков под государственные гарантии. Можно представить, что это за деньги, если первоначальная стоимость железнодорожного проекта Пугачёва (который, впрочем, тоже «увеличил» её в 1,5 раза), составляла только 74 млрд. рублей... Скорее всего, именно это и привлекает к проекту федерального министра Шойгу и регионального премьера Кара-оола, которые и не скрывают своей заинтересованности в бюджетном финансировании этого проекта и открыто лоббируют на федеральном уровне интересы несомненного авантюриста Байсарова.

Впрочем, интерес премьера может быть тривиально простым – на фоне откровенных неудач в экономике при начале строительства железной дороги он получает некую передышку – мол, когда дорога будет построена, тогда с меня и спрашивайте.

А вот решительность в действиях министра Шойгу и всего правительства понять непросто. Самому наивному понятно, что эта железная дорога нужна лишь как процесс воровства бюджетных денег, поскольку никакого экономического, а тем более социального эффекта от её строительства пока никто не обнаружил и соответствующих расчетов не представил. Вот если бы она строилась не в Россию, а в Китай, тогда бы эффект ещё можно было бы как-то сочинить – ни для кого не секрет, что Байсаров погубил то, что было создано на Элегестинском месторождении Пугачёвым и никакой он не шахтёр. Но главное состоит в том, что тувинский уголь на просторах России не востребован и, по мнению воротил металлургического бизнеса России, может быть востребованным не ранее 2018 года, да и то – в небольших количествах. Так что дорога на Россию – это дорога в никуда. Уголь, хоть и по дешёвке, можно попытаться пристроить в Китай. А для этого нужно строить дорогу не в Курагино, а на Урумчи. Однако с учётом прокитайских настроений в верхушке руководства Тувы такая дорога – откровенная провокация сепаратистских настроений в республике, которые и без того набирают силу. Примером тому может служить бесконтрольная деятельность в Тодже китайской компании «Лунсин», которая не только отравляет уникальную природу жемчужины Тувы, игнорирует договорённости о привлечении местной рабочей силы, но и не платит в бюджет республики налогов. Впрочем, нужно иметь в виду, что в самом Китае по оценкам специалистов имеется 113 млрд. тонн залежей угля, да угольная Монголия с железной дорогой – под боком. Так что задорого продать в Китай уголь – невозможно.

А, вообще, примером договариваемости с Китаем служит договор о поставке туда российского газа. Цена поставляемого газа будет таковой, что это – «коммерческая тайна». К примеру, аналитики банка «UBS» считают, что проект выйдет на прибыль только при цене $570 за 1000 кубометров, в то время как сам «Газпром» подтверждает, что будущая цена – в пределах $350 за 1000 кубометров. Но там к газу круто подмешана глобальная политика. А тут, скорее всего – обычное воровство, практика которого хорошо обкатана при строительстве олимпийских объектов в Сочи. Там украли кусок от 700 млрд. Тут масштаб поменьше – каких-то 150 млрд. Но подходы – одни и те же. Там «товарищ Билалов», в 7 раз увеличивший стоимость строительства и сбежавший за границу, здесь – «друг Байсаров» из того же окружения и, судя по всему, с похожими наклонностями.

В мире так устроено: одно и то же может служит как благородным целям, так и наоборот. Кухонный нож в руках домохозяйки – это совсем не одно и тоже, как если он в руках убийцы. И полномочия одни используют для процветания общества, а другие – в целях личного обогащения. Думается, так и дорога «Курагино-Кызыл». Вряд ли мы найдём кого-то, кто сможет убедить, что её строительство Байсаров понимает как способ решить проблему транспортной изолированности Тувы и придания ускорения экономическому развитию региона. А вот людей, полагающих, что чеченец просто намерен набить себе карманы и дёрнуть за границу, как «товарищ Билалов» – более чем достаточно. Ну ладно Байсаров – чужой не только для Тувы, но и всей России человек. А куда побегут Шойгу и Кара-оол после провала проекта?

Я буду держать Вас в курсе событий, уважаемые читатели. До встречи.

Кондрат Пчёлкин

(прочитано 14900 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 12:
 
   
Случайная картинка

Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Шутка 2015 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube