Новые лица новой Украины
Во второй декаде июня эскалация вооружённых действий на востоке Украины стремительно набирала обороты. Свежее пополнение ополчения российскими активистами отделения Донбасса от Украины и присоединения провозглашённой ими Новороссии к России, подкреплённое прибывшей из России тяжёлой военной техники дало новый импульс боевым действиям и стремительному бегству населения из района боевых действий. Украинские части плотно блокировали очаги сопротивления в Славянске, Краматорске и прилегающих к ним населённых пунктах. Положение ополченцев стало угрожающим, и боевики срочно обратились к Путину с просьбой прямого ввода российских войск в Донбасс. Украинские силовики усилили обстрел позиций ополчения из тяжелого вооружения и частично перекрыли украинско-российскую границу, резко ограничив возможности Путина вооружать боевиков и направлять им пополнение. Российские подконтрольные власти СМИ принялись запугивать население страны фактами попадания украинских снарядов на территорию России. Российские вооружённые силы начали новые манёвры у границ Украины, а «Газпром» перекрыл вентиль на газопроводе Урянгой-Помары-Ужгород. Казалось, день-два, и войска РФ перейдут границу...
Но тут снова активизировался Запад и устами Евросоюза начал угрожать новыми санкциями в отношении России. А президент Украины П.Порошенко прямо заявил, что лидеры ополченцев – представители российских спецслужб. Фактически он обвинил Россию в скрытой агрессии. Мировое сообщество приняло это заявление с одобрением и начало новое наступление на интересы России – теперь уже перекрывая возможность строительства газопровода «Южный поток», который планируется как альтернатива украинскому газопроводу.
Активизировалась и украинская сторона: президент Украины Петр Порошенко приказал всем силовым подразделениям на неделю до 27 июня прекратить огонь на востоке страны и направил в Донецк своих представителей во главе с бывшим президентом Украины Кучмой для переговоров с пророссийскими боевиками. Между тем, столкновения не прекращаются, ополченцы и силовики обвиняют друг друга в нарушении договоренностей. Ополченцы сбили в предместьях Славянска украинский вертолёт.
Положение России в международном сообществе стало, прямо скажем, весьма неловкое. Уважающие себя политики перестали с Путиным разговаривать даже по телефону. А те, кто разговаривал, говорил ультимативным тоном. Наверное, поэтому в прошлый вторник Путин внезапно выполнил одно из главных требований Запада – в российский безотказный сенат ушла путинская просьба о лишении президента – то есть его самого – права по собственному усмотрению вводить войска на территорию Украины. Кремль продемонстрировал Западу свое миролюбие и готовность договариваться. Лидерам донецких и луганских ополченцев послан предельно четкий сигнал: мы вас любим и поддерживаем, но «крымского сценария» не будет. Новороссия никогда не будет частью, собственно, России. Будущее Донецка и Луганска – в составе Украины. Смиритесь с тем, что вам придется рано или поздно договариваться с Киевом и сосредоточьтесь на выторговывании для себя максимально выгодных условий. Одновременно Порошенко продлил перемирие ещё на 72 часа.
В рядах сепаратистов началась паника. В ходе украинского кризиса произошёл очередной важный психологический перелом. Стало очевидным, что им в одиночку с армией и ЧОПами Коломойского позиций не удержать, а ввода подмоги в виде российских войск – не дождаться. Их лидер Вячеслав Пономарев – изготовитель мыла, назвавшийся после захвата власти «народным мэром», – просил о помощи российского президента, но ответа, видимо, не получил.
Тем временем к усталости населения от военных действий, отсутствию воды и электричества, мародёрству ополченцев и воплям из России добавилась безнадёга в будущем. И если население ещё может отсидеться по подвалам и дождаться украинских войск, то участникам банд-формирований рассчитывать на милость победителей не приходится, невзирая на обещание Порошенко широкой амнистии. Впрочем, организаторы заварушки, прибывшие из России, имеют возможность вернуться на родину и ждать своего часа где-нибудь в другой точке бывшего СССР. А вот гражданам Украины, которые позволили авантюристам из России втянуть себя в этот вооружённый конфликт, предстоят тяжёлые времена. Однако даже не всем россиянам можно спокойно возвращаться домой. Многие из тех, кто под российским флагом «защищают украинский федерализм», имеют вполне конкретный конфликт с российским правосудием, и им возвращаться просто некуда.
К таким, безусловно, относится видный активист ополчения Можаев Александр Иванович.
Александр Можаев-Бабай
Гражданин России, он родился в Белореченске Краснодарского края в 1977 году. Казак. Получил известность за колоритную внешность – папаха и окладистая борода – и организаторские способности по «наведению порядка» в Крыму и на востоке Украины.
Журналист американского издания Time Саймон Шустер разыскал этого самого колоритного сепаратиста, действующего сегодня на Юго-Востоке Украины – Александра Можаева по прозвищу Бабай и разузнал от него следующее.
Сведений о нём немного: в 1995 году вступил в казачье войско. С 1995 по 1997 годы проходил службу в российской армии, демобилизовался в звании старшего сержанта. После армии судьба сложилась не совсем удачно: пришлось работать на складе руководителем погрузочных работ. С законом явно не в ладах – по его собственным признаниям, в настоящее время находится в России в федеральном розыске. Собственно, это и явилось одной из главных причин, почему Бабай не дома в семье, а на фронте.
Впервые он получил известность во время вооружённого противостояния на юго-востоке Украины между силами самообороны и украинской армией в апреле 2014 года, что и сделало его популярным. По утверждению украинских властей, Александр Можаев является агентом спецслужб России, который также участвовал в вооружённом конфликте в Грузии в 2008 году. И даже предъявили общественности фотографии, которые должны доказывать, что Можаев – агент российской военной разведки ГРУ. Однако, судя по всему, далеко не все участники ополчения – агенты спецслужб России. По крайней мере, те, кого ждут в России с наручниками, вряд ли являются сотрудниками ГРУ или ФСБ. Да и сам Можаев отрицает, что служил в ГРУ России. По словам «Бабая», он действительно служил в российских вооружённых силах. Но ушёл в запас в середине 1990-х годов. Правда, совсем на покой не пошёл – входил в «Волчью сотню» казаков в Белореченске.
Можаев говорит, что его бегство началось 7 марта, в разгар российского вторжения в Крым. Именно в Крым он и решил направиться. Как сообщал Time в прошлом месяце, в то время тысячи казаков из России стекались на полуостров при поддержке российских властей, чтобы помочь войскам со вторжением. По словам Можаева, большую часть марта он провел в Крыму. С товарищами из своего казацкого подразделения – «Волчьей сотни» – он помогал осаждать украинскую военную базу под Бахчисараем и охранял местную телебашню.
По его признаниям, он участвовал в событиях в Крыму вместе с отрядами казаков, а после вхождения полуострова в состав РФ «задумался, что делать дальше и решил отправиться на восток Украины, чтобы добиться присоединения ещё нескольких исторически российских районов». Журналисты полагают, что именно Можаев участвовал в военных действиях под Краматорском, и что именно он сбил один из вертолётов с помощью гранатомёта. Об этом свидетельствует один из очевидцев. Как утверждает журналист, ополченцы, так называемые «зеленые человечки», держащие под контролем Славянск, – это, судя по всему, смесь бывших военных, съехавшихся в город пророссийских националистов, а также этнических казаков со всего бывшего Советского Союза. Можаев, российский гражданин, товарищи которого сейчас вооружены не только автоматами и гранатометами, но и танками и бронетранспортерами, попадает во все эти категории сразу.
Когда Time нашел его, Можаев и его люди только что закончили захватывать местное отделение Службы безопасности Украины в городе Краматорске, расположенном неподалеку от Славянска. Не встретив в здании СБУ никакого сопротивления, они ездили по Краматорску в темно-зеленом фургоне без окон, напоминавшем советскую версию старого VW Camper. Спереди на нем была выведена надпись «Народное ополчение Донбасса», а внутри сидело не меньше 10 тяжеловооруженных пассажиров в разномастном камуфляже. Эти люди были отрядом быстрого реагирования местных сепаратистов, в число бойцов которого входит и Можаев. В рядах сепаратистов из окрестностей Славянска – примерно 100-километровой зоны, которую практически покинули все украинские власти от полиции до налоговой службы – много таких, как 36-летний Можаев.
В своё время Можаев и его друзья надеялись, что помощь из Москвы все же придет. «Русские русских в беде не бросают, – говорит он. – Поэтому, пока американская угроза не пришла ко мне на Родину, я пришел сюда остановить ее, а заодно и вернуть часть русской земли». Украинский телеканал hromadske.tv со ссылкой на местных жителей сообщил, что в ночь на 17 мая в результате боёв в Славянске Можаев был тяжело ранен и доставлен в одну из больниц города. У его жены в Краснодаре родился сын – «чистокровный казак», как он говорит. Однако ему пришлось смириться с тем, что он пропустил это событие, поскольку уголовные обвинения, выдвинутые против него, не позволяют ему в ближайшее время вернуться на Родину.
Сейчас ополченцы говорят: «у нас заканчивается все, кроме силы духа». Большинству из них просто некуда податься, если Путин не протянет им руку помощи. А тому дозарезу нужны признание мирового сообщества и «Южный поток» в Европу. На фоне этого судьба людей, вовлечённых им в украинский конфликт, теряет свою остроту.
Редакция