Чёрная неделя российской действительности
Похоже, Россия вошла в полосу чередующихся неудач. Впрочем, после освобождения Крыма от Украины подобные события происходят с пугающей постоянностью. Даже наш замечательный земляк Сергей Шойгу попал в санкционный список, в связи с чем ему пришлось избавиться от кипрского актива, владеющего Каа-Хемским угольным разрезом.
Впрочем, не так страшен чёрт, как его малюют. Невзирая на очевидные экономические трудности, Россия продолжает генерировать глобальные проекты стоимостью в миллиарды рублей. Буквально на днях Путин объявил о масштабной реконструкции БАМа, на которую он даёт более 500 миллиардов. Одновременно правительство РФ объявило о выделении десятков миллиардов на строительство железной дороги «Курагино – Кызыл». Поскольку эта дорога никому в ближайшие 100 лет нужна не будет, кое-кто воспринял это решение как разрешение Путина положить в карман такие деньги. И хотя «инвестором» этого проекта с некоторых пор стал считаться авантюрист с Кавказа по фамилии Байсаров, многие полагают, что бюджетные деньги предназначены для широких карманов «главного тувинца» министра обороны РФ Шойгу. Хотя, что такое 100 млрд. рублей при хорошо отлаженном и безупречно функционирующем аутсортинге «Оборонсервиса» Минобороны страны, позволяющем без особых напрягов и без риска быть пойманным за руку воровать сотни миллиардов ежемесячно?
Ситуация вроде как стабилизировалась. В протянутые руки жуликов должны были пролиться щедрые потоки бюджетных денег. Вроде, ничего не предвещало беды. Однако 16 июля мир узнал о том, что американцы с европейцами преподнесли Путину очередной сюрприз – в отместку за аннексию Крыма и поддержку сепаратистов Новороссии ввели очередные санкции против его ближайшего окружения и ведущих российских компаний в оборонном и энергетическом сферах и – главное – ведущих банков РФ – ВЭБа и Газпромбанка. Решение США и ЕС вызвало бурю негодования в российских кругах. Путин назвал действия США «непрофессиональной внешней политикой» и пообещал «эффект бумеранга» тем, кто ущемляет интересы его страны и друзей. Финансисты России тихо, но внятно предупредили о последствиях санкций – потерей бюджетом России до триллиона рублей.
Мало мировых проблем, 15 июля утром в час «пик» случилась страшная авария в московском метро, в результате которой уже 23 человека погибли и сотни пострадали. Очень быстро «стрелочниками» были назначены... стрелочники, которые, якобы, скрепили стрелочный механизм трёхмиллиметровой проволокой, которая в самый неподходящий момент и лопнула.
Не успели мы отойти от этой трагедии, как вечером 17 июля стало известно о падении малазийского Боинга с 298 пассажирами и экипажем на борту на территории Украины. Особенность этого события состоит в том, что в падении иностранного воздушного лайнера на территорию суверенного иностранного государства тут же обвинили Россию и её президента Путина. Довод простой – это Путин аннексировал Крым и спонсирует сепаратистов Донбасса, отправляя туда для продолжения братоубийственной войны российские вооружение и добровольцев.
Короче, куда не кинь – кругом клин.
Владимир Путин и его окружение, включая Сергея Шойгу, вскипели от гнева.
Новые санкции США против России дали свои результаты молниеносно. Утром 17 июля во время торгов на Московской бирже упали акции «Роснефти» – более чем на 5%, а «Новатэка» – почти на 7%. Российский биржевой индекс ММВБ за первые 10 минут сессии рухнул на 2,5% до 1437 пунктов, а индикатор фондовой биржи РТС – на 3,3% до 1305 пунктов. В то же время курс доллара в самом начале торгов взлетел сразу на 34 копейки до 34,73 рубля; евро подорожал на 50 копеек до 47 рублей.
Обама торжествовал: «мы ожидаем, что российское руководство снова увидит, что его действия на Украине вызывают последствия, включая ослабление российской экономики и усиление дипломатической изоляции».
Падение малазийского Боинга само по себе не предвещало ничего хорошего. А в контексте мировой внешнеполитической изоляции России и Путина создавала идеальные условия для нападок на Россию. Очень быстро специалисты США и Европы пришли к выводу, что самолёт был сбит ракетой зенитного комплекса «Бук». Никто и мысли не допускает, что это могла быть украинская ракета. Очень быстро выяснилось, что Россия незаконно реквизировала украинский комплекс «Бук», стоявший в Евпатории в Крыму. Минобороны Украины заявило, что этот комплекс военные России по территории Краснодарского края и Ростовской области доставили донецким боевикам. Вместе с комплексом туда прибыли и специалисты, умеющие им управлять. Так что уничтожение воздушного лайнера Малайзии стало делом простым. Аудиозапись переговоров пророссийских боевиков с полковником ГРУ России лишь становилась подтверждением этой версии. И теперь у России только один способ разрушить эту гипотезу – представить международным наблюдателям целым и невредимым этот самый злополучный «Бук». Но не где-нибудь, а в Евпатории, где он находился до того. Россия медлит, тянет время. Для чего это нужно, непонятно. Однако даёт козырь украинцам, утверждающим, что украденный у них ЗРК был доставлен из Крыма в Донбасс и там выстрелил.
Трагичность ситуации заключается в том, что в случае, если Россия не докажет обратного, а, не дай Бог, украинцы или американцы предоставят мировому сообществу доказательства транспортировки ракетной установки в Новороссию, президент Путин и министр обороны Шойгу тут же окажутся под подозрением в совершении преступления, юрисдикция рассмотрения которого принадлежит Международному уголовному суду в Гааге. И тут нашим соотечественникам спасением может оказаться только Третья мировая война, к которой Россия пока не готова.
В принципе ничего неожиданного в действия США и ЕС не было. То, что Вашингтон уже ничего не сдержит перед принятием по России штрафных санкций, стало ясно в начале недели, когда Госдеп США обнародовал заявление, в котором прямо обвинил Кремль в поддержке террористов на Востоке Украины. Из оборонных компаний под санкции попали НПО «Базальт», НПО Машиностроение, концерны «Алмаз-Антей», «Калашников», «Радиоэлектронные технологи» и «Созвездие», КБ Приборостроения, Уралвагонзавод. Из предприятий оккупированного Крыма в список попала Феодосийская нефтяная компания. Кроме того, санкции введены против так называемых Донецкой и Луганской «народных республик». Пополнился и список персон, которым запрещается въезд в США, а их активы в этой стране блокируются. Новыми фигурантами этого списка стали пять граждан России: начальник 5-го управления ФСБ Сергей Беседа, «премьер-министр ДНР» Александр Бородай, вице-спикер Госдумы единоросс Сергей Неверов, глава Министерства по делам Крыма Олег Савельев и советник Владимира Путина Игорь Щеголев.
Следом лидеры стран Евросоюза также одобрили введение дополнительных санкций в отношении России, хотя и не присоединились к секторальным экономическим ограничениям, введенным США. ЕС обратился к Европейскому инвестиционному банку с просьбой приостановить финансирование новых проектов государственного сектора в России. Также участники саммита договорились о координации действий, направленных на то, чтобы приостановить финансирование новых проектов в России Европейским банком реконструкции и развития. Канцлер ФРГ Меркель предложила Франции отказаться от передачи России вертолётоносцев «Мистраль».
То, что американские санкции и действия лидеров ЕС очень больно ударили по Кремлю и его «небожителям» стало понятным из обиженных заявлений российских политиков. Уже никто в Москве не подшучивает, мол, что нам эти санкции – комариные укусы. МИД России ответил вяло: «Новое решение администрации США ввести под надуманным, ложным предлогом санкции против ряда российских юридических и физических лиц иначе, как возмутительным и полностью неприемлемым назвать нельзя. Для нас очевидна полная нелегитимность принятых американской стороной мер». Оригинально выступил и президент Путин: «Меры, предпринимаемые администрацией США по России противоречат национальным интересам самих Соединенных Штатов... Они наносят ущерб своим же собственным энергетическим компаниям... Я думаю, что это как минимум непрофессиональный подход». Его поддержал премьер Медведев: «любые санкции – это зло. Они не добавляют оптимизма ни экономике, ни людям и никогда не приносят очевидного успеха». А его заместитель Рогозин заявил, что санкции «свидетельствуют лишь о недобросовестной конкуренции США на рынке вооружений». Руководитель банка ВТБ Андрей Костин вообще не смог выразить своих мыслей, поскольку Госдума недавно запретила ненормативную лексику.
Пока вина России и Путина в расстреле Боинга Малайзии неочевидна. Экспертами ведётся сбор доказательств их вины. Но парадокс ситуации состоит в том, что в данном случае действует известная крыловская фраза «у сильного всегда бессильный виноват». Похоже, даже если будет представлена фотография, как президент Порошенко сам нажимает на кнопку пуска «Бука», это ничего России не даст. Мировое сообщество, похоже, жаждет одного – осуждения Путина и его окружения. Перед лицом опасности предстать перед международным судом у России, похоже, один выход: пойти на сотрудничество с Западом и остановить агрессию в Донбассе.
Иначе ни реконструкции БАМа, ни строительства железной дороги в Туву мы не увидим.
До встречи.
Кондрат Пчёлкин