Следственный комитет крышует начальника следствия в Туве?
Чтобы автора этой статьи не обвинили в персональной несправедливости и в предвзятом отношении к правоохранительной системе Тувы в целом, пришлось фамилию одного высокопоставленного полицейского следственного начальника несколько изменить. Фамилия у него, в общем-то, такая незамысловатая и коротенькая, а потому было сложно придумывать для неё аналогию. Однако, в конечном счёте получилось – Суюн. Можно было бы, например, Муюн или даже Фуюн, но Суюн как-то ближе к природной сути этого махрового полицейского мошенника.
Весной этого года разгорелся грандиозный скандал вокруг Суюна: его заподозрили во взяточничестве и даже заговорили о возбужденном в отношении него уголовном деле. Но чуть позже выяснилось, что уголовное дело смогли возбудить только на посредника – близкого друга Суюна. Посредника немного подержали в СИЗО, и он, по слухам, выложил всё. Рассказал о том, как Суюн налаживал свой высокодоходный бизнес – за немалые деньги, иной раз превышающие миллионы рублей, прекращал или возбуждал уголовные дела, невиновных делал уголовниками, а реальных преступников превращал в законопослушных и приличных граждан. Надо было только вовремя сунуть ему деньги. Суюн с посредником до мельчайших деталей отработали свои действия, в свой бизнес никого больше не впускали и взяточно-вымогательский механизм в полицейском следствии много лет работал без сбоев.
О том, что Суюн второй десяток лет с уголовных дел имеет немалый доход, говорили всегда. Поначалу с негодованием – ведь, если кто помнит, в начале нулевых с высоких государственных трибун громко заговорили о борьбе с коррупцией и об искоренении оборотней в погонах, чуть позже негодования поубавилось, и просто перешёптывались о сумме очередной взятки, которую получил Суюн. В последние же годы некоторые о нём стали отзываться даже с восхищением, мол, не пойман – не вор, хочешь жить – умей вертеться, а вот вы бы так смогли бы. Но при всём при том, надо сказать, никто и никогда даже и не сомневался в том, что Суюн – оборотень и взяточник.
И вот, когда весной этого года многолетний посредник начальника следствия попался то ли на стадии передачи 800 тысяч рублей за прекращение уголовного дела, то ли на стадии вымогательства этих денег с фигурантов этого дела, общественность с интересом стала следить за исходом – сможет ли вывернуться Суюн, удастся ли ему избежать наказания?
Да, говорили, Суюн под подозрение попал давно, но за него всерьёз никто не брался, потому что за годы работы в следствии он наработал не только обширные связи со всеми правоохранительными органами республики и соседних регионов, но и непосредственно с центральным аппаратом своего ведомства, а также Следственного комитета Российской Федерации. В Интернете – в социальных сетях – разгорелась нешуточная полемика, кто-то верил в профессионализм сотрудников ФСБ и Следственного комитета – смогут доказать виновность Суюна и сурово наказать, кто-то посмеивался – «...у ФСБ не хватило оперативности и компетенции расколоть» Суюна и, значит, «...он опять будет белым и пушистым и поплёвывать на всех». Кто-то справедливо замечал, что Суюн знает всех следователей в Туве, а потому исход дела предрешён – на него никогда не заведут уголовного дела.
В Республике Тыва сотрудница полиции подозревается в мошенничестве
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва возбуждено уголовное дело в отношении сотрудницы полиции. Она подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину). По версии следствия 20 ноября 2015 года около 19 часов во дворе дома №37/2 по ул. Лопсанчапа г. Кызыла в автомашине сотрудница полиции путем обмана и злоупотребления доверием, введя в заблуждение потерпевшую относительно наличия у нее реальной возможности оказать содействия в трудоустройстве на службу в органы внутренних дел Республики Тыва, получила от последней денежные средства в размере 25 тысяч рублей, чем причинила ей значительный ущерб. В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на закрепление доказательственной базы. Расследование уголовного дела продолжается (Сайт Следственного комитета РФ по РТ).
На самом ли деле не хватило оперативности и компетентности у оперативных сотрудников УФСБ РФ по РТ или же действительно Суюн прикормил следователей Следственного комитета, пока остаётся только гадать. Но, похоже, несмотря на собранные доказательства и показания посредника, кто-то основательно помогает Суюну в Следственном комитете, а общественности республики, видимо, так и не дождаться, когда возбудят уголовное дело. Вот возбудить уголовное дело в отношении полицейского рангом пониже и статусом помельче, пожалуйста – не составит особого труда. Сотрудница полиции, которую 20 ноября арестовали за 25 тысяч рублей, наверняка получит реальный срок, а Суюн, как считают многие, с его связями в Следственном комитете в Туве и Москве, благополучно избежит наказания.
Думается, тщетно писать о разлагающем воздействии такой безнаказанности, когда ловят и разоблачают мелкую сошку, но не трогают их руководителей, замаранных кровью и преступлениями гораздо больше. Не только в связи с Суюном, но отчасти и с ним, вспомнился оглушительный скандал с председателем Следственного комитета Российской Федерации Александром Ивановичем Бастрыкиным, который в июне 2012 года вывез в лес журналиста «Новой Газеты» Сергея Соколова, угрожал ему убийством и при этом сказал, что сам же и будет вести дело после его смерти. В другом государстве после такого скандала последовала бы отставка и юридические последствия, но в нашем – Бастрыкин всё так же работает в ведомстве, устанавливающем истину и ничего ему не сделалось, хотя в его действиях были признаки состава сразу нескольких преступлений. И Суюн, несмотря на более чем десятилетний стаж полицейского преступного мздоимства, всё также сидит на своём тёплом и прибыльном месте.
Ал. Монгуш