К БАМу пристраивают «Лидера»
Ветку на Элегест профинансируют инфраструктурными бондами
ТЭПК Руслана Байсарова и управляющее активами пенсионных фондов ЗАО «Лидер» (УК «Лидер») выступят основными инвесторами строительства железной дороги Элегест–Кызыл–Курагино стоимостью 192,4 млрд. руб., следует из майского письма президента ОАО РЖД Олега Белозерова вице-премьеру Аркадию Дворковичу (есть у «Ъ»). Дорога нужна для вывоза угля с Элегестского месторождения в Туве (запасы – около 1 млрд. тонн) до БАМа. Партнеры инвестируют по 28,9 млрд. руб., еще 134,6 млрд. руб. планируется привлечь за счет инфраструктурных облигаций (организатор – УК «Лидер»). Общие инвестиции в Элегестский проект со строительством порта в Ванино и ГОКа на 15 млн. тонн угольного концентрата в год оцениваются в 346,6 млрд. руб., указывается в письме.
ОАО РЖД, как говорил «Ъ» Олег Белозеров в интервью 30 мая, планирует «в ближайшее время» заключить концессионное соглашение, войдя в проектную компанию АО «ТЭПК «Кызыл–Курагино» «на небольшую долю» (10 млн. руб. исходя из письма) и планируя стать подрядчиком и перевозчиком. В письме топ-менеджера говорится, что концессия позволит повысить кредитный рейтинг проекта, а рассмотреть участие ОАО РЖД в проекте поручил 19 апреля правительству Владимир Путин.
ОАО РЖД считает проект «самоокупаемым и экономически эффективным», и господин Белозеров попросил вице-премьера «согласовать предполагаемый подход по участию ОАО РЖД в проекте».
Представитель Аркадия Дворковича сказала «Ъ», что вице-премьер «в целом приветствует взаимодействие и работу над концессионным соглашением». В ТЭПК от комментариев отказались, в УК «Лидер» не ответили на запрос. Два источника «Ъ», знакомых с ходом переговоров, говорят, что трехстороннее соглашение должно быть подписано в рамках ПМЭФ.
Опыт и аппарат для работы с инфраструктурными бондами в РФ пока есть лишь у нескольких крупных игроков – у УК «Лидер», ВТБ и ГПБ, отмечает ведущий аналитик по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов. По его мнению, участие ОАО РЖД в проекте может придать уверенность потенциальным покупателям облигаций в лице НПФ и институциональных инвесторов, но нужно обеспечить более явный механизм защиты – например, через госгарантии. В Минфине переадресовали вопросы об облигациях и госгарантиях в Минэкономики, где «Ъ» отметили, что «в установленном порядке информация не поступала».
В крупнейших группах НПФ говорили, что предложений об участии в проекте не получали. «Традиционно проекты, в которых на первой руке УК «Лидер», идут при участии дружественных ей НПФ, а выпуски таких ценных бумаг – клубная история, не предполагающая широкого пула рыночных инвесторов»,– замечает руководитель крупного НПФ. Как отмечает другой собеседник «Ъ» на рынке, вне пула организатора концессии участвовать в подобных проектах неинтересно: «Ключевой минус подобных проектов для стороннего инвестора – слишком долгий срок инвестиций при неконтролируемых рисках».
Директор по корпоративным рейтингам АКРА Максим Худалов сомневается, что размещение сможет привлечь много частных инвесторов: история с долгами «Мечела» сделала участников рынка осторожными к угольным проектам. Наращивание угледобычи с прицелом на рынки АТР имеет право на жизнь, полагает эксперт, но многое будет зависеть от цен: хотя в 2016 году они восстановились, их сложно прогнозировать на перспективу до 2025 года.
Концессионное соглашение создает для концедента необходимость гарантировать вывоз и реализацию угля в полном объеме. Как говорит один из собеседников «Ъ», ранее вокруг этих гарантий спорили ОАО РЖД и Минфин (стороны комментариев не дали): министерство хотело, чтобы монополия взяла на себя риски по обеспечению грузопотока по концессии. Но ОАО РЖД этого не хотело, поскольку инфраструктура общего пользования, в которую врезается Кызыл–Курагино, не готова к приему грузов, а источник дополнительных инвестиций не просматривается.
Ранее в рамках проекта модернизации БАМа и Транссиба предполагалось, что грузопоток к 2020 году увеличится на 66,8 млн. тонн. Прогноз включал в себя уголь Эльгинского месторождения «Мечела» и Элегеста. Но, рассказывают источники «Ъ», из-за позднего ввода (выход Элегеста на 15 млн. тонн и Эльги на 10 млн. тонн был запланирован на 2017 год) планы пересмотрели, заменив объемы поставками из Кузбасса. «Так предполагалось изначально, – говорит собеседник «Ъ» в отрасли, – если какой-либо из крупных проектов не вступит в строй, Кузбасс его заместит. Ранее перевозки из Кузбасса считались нерентабельными, но с 2017 года поднялся коэффициент за дальность в тарифе». Кузбасс готов дать 30 млн. тонн угля уже в 2017-2018 годах, замечает он, но инфраструктура пока не готова. Как говорил «Ъ» Олег Белозеров, ОАО РЖД постарается «увеличить пропускные мощности и для Кузбасса, и для других участников»: «Пока видим увеличение до 80 млн. тонн к 2025 году, но нужно еще раз уточнить расчеты».
Чтобы пропустить к 2025 году уголь Кузбасса, Элегеста и Эльги, уже к 2020 году необходимы дополнительные инвестиции, отмечает источник «Ъ». Сейчас вложения ОАО РЖД и государства в 2013-2019 годах в развитие участка Междуреченск–Тайшет предусмотрены в объеме 42,9 млрд. руб. Но для пропуска объемов из Кузбасса необходимо и около 40 млрд. руб. в участок Артышта–Курагино, рассказывает один из источников «Ъ». Собеседник «Ъ» среди грузоотправителей оценил необходимые инвестиции в 11,5 млрд. руб., другой источник «Ъ» сообщает, что ранее называли цифру 130 млрд. руб. Господин Белозеров говорил «Ъ», что речь идет о нескольких сотнях миллиардов на разные мероприятия.
Анатолий Джумайло, Наталья Скорлыгина, Павел Аксенов, Виталий Гайдаев
«Коммерсантъ»